--}}
Новая тема
Вы не можете создавать новые темы.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Пожалуйста назовите себя или зарегистрируйтесь.
Список тем

80 лет со дня выпуска первой серийной легковушки СССР

Справочник
19
5
С друзьями на NN.RU
В социальных сетях
Поделиться
VIKINGS
16.03.2016
80 лет назад на Горьковском автомобильном заводе (ГАЗ) началось первое в истории страны серийное производство легкового автомобиля ГАЗ-М1 ("эмка").

Выпуск первого советского серийного легкового автомобиля ГАЗ-М1 стартовал на Горьковском автозаводе 16 марта 1936 года. В это время завод носил имя председателя Правительства СССР Вячеслава Молотова, поэтому "М-1" в названии автомобиля расшифровывалось как "Молотовец-1". Но автомобиль никогда так не называли. Он сразу понравился автомобилистам, и они в просторечии его стали называть "эмка".

Это - первый легковой автомобиль страны, который был самостоятельно спроектирован, доведен до конвейера и освоен нашими конструкторами. Облик "эмки" и появление автомобиля предопределила эпоха: советской номенклатуре необходим был комфортный автомобиль, а молодые, амбициозные конструкторы недавно основанного ГАЗа (в 1932 году) очень хотели создать машину собственной конструкции.

Прототипом послужил американский Ford, но каждый узел и деталь "эмки" проектировались в России. Конструкторы решили отказаться от поперечных рессор, как у Ford, и сделали четыре продольных. Предложили литые колеса с широкими шинами, что увеличило проходимость. В отличие от фаэтона ГАЗ-А (с мягкой складывающейся крышей, выпускался штучно по лицензии Ford), это был уже цельнометаллический пятиместный комфортабельный автомобиль с широкой базой шасси. На машину установили модернизированный двигатель в 50 лошадиных сил, который развивал скорость до 100-105 км/ч.

В автомобиле была масса интересных мелочей для того времени: подвижные сиденья с суконной обивкой, прикуриватель, пепельница, ножной переключатель дальнего света и прочее. Она была в техническом тренде 30-х годов и достойно представила страну на всемирной выставке в Париже в 1937 году.

Автомобиль получился настолько удачным, что места другим легковушкам, которые появились к тому времени, на дорогах страны не нашлось. Она была настолько красива, что, по заведенным в то время порядкам, после ее появления из Москвы убрали все ГАЗ-А, чтобы создать новое лицо эпохи. К слову, впоследствии такая же участь постигла и "эмку", когда появилась "Победа".

С момента выпуска и до середины 40-х годов "эмка" была фактически единственным легковым автомобилем на дорогах СССР.

С 1936 по 1940-й год выпускалась базовая модель автомобиля - цельнометаллическая пятиместная. Купить ее в магазинах было нельзя: автомобиль изготавливался только по заказу.

Во время войны "эмка" была основным автомобилем командования. Для маршалов спроектировали специальную модификацию: полноприводную "эмку" ГАЗ-61. Первым получил ее Конев, затем Тимошенко и Жуков. В войну выпускались и броневые модификации "эмки" - БА-64 и БА64Б.

Свои строки "эмке" в "Песенке военных корреспондентов" посвятил Константин Симонов:

"Есть, чтоб выпить, повод -
За военный провод,
За "У-2", за "эмку", за успех.

"Эмка" стала родоначальником целого семейства автомобилей. Кроме базовых и военных моделей выпускались тягачи, фаэтоны, модификации с 6-цилиндровым двигателем. Одной из самых необычных моделей стал ГАЗ-М-415 пикап для перевозки грузов и работы на селе.

Серийный выпуск базовой модели автомобиля был закончен в 1942 году, но некоторые модификации, к примеру, различные тягачи, выпускались до середины 50-х годов.
Всего, по сведениям ГАЗа, за всю историю было выпущено более 80 тысяч модификаций "эмок".

За "У-2", за "эмку", за успех! *drink*
Nautilus
16.03.2016
Едва коллекционер Максим Чеботов заводит двигатель своего ГАЗ М-1, как движение вокруг замирает. Такой ретроавтомобиль будто только сейчас переместился из прошлого. Так что обгонять его на дорогах современного города многие водители просто не решаются: <<Пропускают, сигналят, приветствуют, останавливаются, просят сфотографироваться>>.

Николай Викторов, реставратор: <<Вот когда Сталин попросил показать, Ворошилов сел за руль, Сталин сел назад. После того, как они прокатились по Кремлю, Сталин подумал, и сказал: <<Дай бог каждому такую машину!>>.

Вот только многие советские граждане при виде в своем дворе такого автомобиля нередко шепотом произносили: <<Не дай бог!>>. Нет, с самой машиной все было в порядке. Но именно на этой модели приезжали сотрудники НКВД. Из-за причастности к арестам в народе этот автомобиль прозвали <<черный воронок>>. Поговаривают, при виде своего <<детища>> неспокойно на сердце могло стать даже у главного конструктора ГАЗ М-1 Андрея Липгарта.
www.5-tv.ru/news/105240/
Херъ
16.03.2016
В моем детстве в конце шестидесятых - начале семидесятых Эмки еще встречались, хотя и не часто. Помню их. Зимы - встречались чаще. Ну а Победа была вообще обыкновенная, распространенная машина.
Сейчас уж не увидишь на улице ни тех, ни других, ни третьих.
Nautilus
16.03.2016
Владение такими автомобилями очень дорогое ;-)
Лучше чайку с кожаным салоном.)
Новая тема
Вы не можете создавать новые темы.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Пожалуйста назовите себя или зарегистрируйтесь.
Список тем