--}}
Новая тема
Вы не можете создавать новые темы.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Пожалуйста назовите себя или зарегистрируйтесь.
Список тем

Взрыв танкера на Сормовской нефтебазе 1 августа 1977г.

О городе (основной)
983
4
С друзьями на NN.RU
В социальных сетях
Поделиться
gsnake
04.08.2016
Сегодня проходил мимо памятника, почтил память, пофотографировал.Эту историю мне еще в детстве дедушка рассказывал — он все эти события застал.
А вот история этого.
---------------------
Из Википедии
1 августа 1977 года произошло возгорание на танкере ТН-602 грузоподъёмностью 600 т, который стоял под разгрузкой у Сормовской нефтебазы. Причиной возгорания стала неисправность соединительной муфты генератора. В ёмкостях танкера был этилированный бензин. В 8.34 сигнал о пожаре поступил на центральный пульт пожарной связи. К месту пожара было направлено 14 отделений на автоцистернах и автонасосах, 4 автомобиля воздушно-пенного тушения, 2 пожарных катера и 4 теплохода.
Пожар удалось локализовать, но в 9.37 прогремел взрыв. Танкер был разорван на две половины, кормовая часть затонула. Один из баков взрывом вышвырнуло на берег, второй сбросило в воду. При взрыве погибли 24 сотрудника пожарной охраны и 9 членов экипажей теплоходов принимавших участие в тушении пожара, 28 человек находившиеся на берегу получили сильные ожоги и ранения. Более тяжёлых последствий удалось избежать благодаря тому, что танкер находился в 30 метрах от берега, а сам берег в этом месте представляет собой обрыв высотой 25 метров и большая часть энергии взрыва ушла вверх.
Эксперты установили, что причиной взрыва стала высокая концентрация горючих этилированных газов в незаполненных ёмкостях.
Указом Президиума Верховного Совета СССР все погибшие пожарные и члены экипажа танкера были награждены орденами «Знак Почёта». На месте взрыва был установлен памятный обелиск
---------------------------------------
niznov-nekropol.ucoz.ru/index/gibel_na_tankere_01_avgusta_1977/0-1412
01 августа 1977 года в 2 часа ночи к причалу № 3 Сормовской нефтебазы прибыл танкер ТН-602, заполненный этилированным бензином А-76 емкостью 482 тонн для дальнейшей выгрузки. Для экипажа, состоящего из семи человек и четырех членов их семей, это был обычный рабочий рейс. То, что произойдет спустя несколько часов, запомнится оставшимся в живых навсегда. В 3 часа 30 минут сразу из пяти наполненных баков началась выгрузка бензина через специальные насосы танкера. Все шло по плану, но…
Как грозное знамение в тихую, спокойную ночь после выгрузки 102 тонн бензина в 4 часа 30 минут из строя выходит соединительная муфта генератора. Около трех часов ушло на ремонт дизель-генератора, и в 7 часов 30 минут операция по сливу бензина была продолжена. Заметьте, в этой истории наблюдается роковая последовательность минут, ибо на танкере все самое тревожное происходило на тридцатой минуте. В 8 часов 30 минут механик Шипунов В.В. услышал странный шум в работе двигателя и, спустившись в машинное отделение, он "на всякий пожарный случай” уменьшил обороты. Через минуту в машинном отделении прогремел взрыв и огненный смерч охватил танкер. В один момент судно превратилось в вулкан, извергающий огненную лаву бензина.
О пожаре на центральный пункт пожарной связи было сообщено в 8 часов 34 минуты. Диспетчером ЦППС были направлены силы и средства по вызову "Пожар №3”: 14 отделений на пожарных автонасосах и автоцистернах и 4 автомобиля пенного тушения, пожарные катера "Горьковчанин” (УПО УВД), "Дозорный” (ВОРП г. Н.Новгорода) и теплоходы «Верстовский” (Завод «Красное Сормово»), «Беринг», «Разлив» (ВОРП), «Урал-7» («Волготанкер») — всего 6 судов. Далее счет уже шел на мгновения. Сосредоточение подразделений было закончено в течение 15 минут с момента вызов, еще через четверть часа прибыли суда. А первые водяные стволы и генераторы воздушно-механической пены были введены в очаг пожара уже через 5 минут после его возникновения. Все это время раскаленный корпус танкера постоянно охлаждался лафетными стволами. В теплоотражательных костюмах мужественно сражались с огнем десятки пожарных. Все они прекрасно знали характеристики подобного объекта, всю опасность, таящуюся в недрах раскаленных танков, но огонь должен быть побежден. Охваченный огненной бурей, танкер в любую минуту мог взлететь на воздух, и в любую минуту пожарным угрожала смертельная опасность быть заживо сожженными в этом адском котле. С помощью восьми пенных генераторов и 15 водяных стволов, благодаря самоотверженным действиям пожарных, к 9 часам 15 минутам пожар был локализован.
Около 9 часов 37 минут танкер потряс взрыв чудовищной разрушительной силы. Огненный ураган высотой до 50 метров мгновенно смел на своем пути конструкции корабля и выбросил кипящий бензин на палубу, причальную баржу и на отдельные участки водного бассейна реки. Танкер разорвало на две половины, его кормовая часть погрузилась в воду. Стенки третьего грузового бака весом более трех тонн были отброшены на крутой берег на расстояние до 25 метров, второй бак сорвало с танкера в воду. Кошмарная картина развернулась перед глазами их боевых товарищей — пораженные огнем многие бойцы были сброшены в реку, прямо в горящий бензин, из последних сил они пытались выбраться на берег. Соратники, оставшиеся на берегу, как могли, оказывали им помощь в спасении. В результате взрыва погибли 24 сотрудника пожарной охраны и 9 человек плавсостава судов, принимавших участи в тушении. Травмы и ожоги различной степени тяжести получили 28 человек. По мнению специалистов, взрыв на грузовом баке произошел от сильной концентрации горючих этилированных газов в незаполненных до конца емкостях. Другие емкости не взорвались только потому, что были полны бензином. Кстати говоря, пострадавших могло быть больше, если бы не своеобразный ландшафт местности: танкер стоял около крутого склона высотой до 25 метров на расстоянии 30 метров от берега. И потому огненная волна, благодаря крутому откосу, пошла стремительно вверх. Это и спасло жизни еще многих пожарных. Разорванный взрывом на части танкер через 1,5 часа затонул. После его поднятия в разломах корпуса были обнаружены искалеченные тела погибших. Подполковника В. Фирсова, занимавшегося охлаждением пяти грузовых танков, палубы и причала, опознали лишь по ключам от его квартиры. Тело подполковника Н. Гимонова найти не удалось.
niznov-nekropol.ucoz.ru/i…re_01_avgusta_1977/0-1412
-----------------------------------------------------------
kriminalnn.ru/2012/08/01/…vskoj-neftebazy-1977-god/
События 1 августа 1977 года
1 августа 1977 года в 2 часа ночи к причалу № 3 Сормовской нефтебазы прибыл танкер ТН-602, заполненный этилированным бензином А-76 для дальнейшей выгрузки.
В 8 часов 30 минут механик Шипунов В.В. услышал странный шум в работе двигателя, спустился в машинное отделение и уменьшил обороты. Через минуту в машинном отделении прогремел взрыв.
В 8 часов 34 минуты сообщение о пожаре поступило на центральный пункт пожарной связи. Диспетчером ЦППС были направлены силы и средства по вызову “Пожар №3”: 14 отделений на пожарных автонасосах и автоцистернах и 4 автомобиля пенного тушения, пожарные катера “Горьковчанин”, “Дозорный и теплоходы «Верстовский», «Беринг», «Разлив», «Урал-7» -всего 6 судов.
Первые водяные стволы и генераторы воздушно-механической пены были введены в очаг пожара уже через 5 минут после его возникновения. Всего при тушении пожара принимало участие 166 человек личного состава и 28 единиц пожарной техники.
К 9 часам 15 минутам пожар был локализован. Но в машинном отделении периодически происходили вспышки и хлопки горючих газов. На место пожара был дополнительно доставлен резерв теплоотражательных костюмов, готовилась смена работающих на боевых позициях.
Около 9 часов 37 минут танкер потряс взрыв чудовищной разрушительной силы. Танкер разорвало на две половины, его кормовая часть погрузилась в воду. Пораженные огнем многие бойцы были сброшены в реку, прямо в горящий бензин. Соратники, оставшиеся на берегу, как могли, оказывали им помощь в спасении.
В результате взрыва погибли 24 сотрудника пожарной охраны и 9 человек плавсостава судов, принимавших участие в тушении. Травмы и ожоги различной степени тяжести получили 28 человек, среди них и начальник Управления, руководитель тушения пожара Рогов В.П., 15 пожарных были тут же госпитализированы.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 марта 1978 г. все погибшие на танкере пожарные, невзирая на должности и звания, награждены орденами“Знак Почета” посмертно. Имена героев золотыми буквами высечены на памятном обелиске, открытом спустя 20 лет на месте их последнего боя и у Мемориального комплекса пожарных на Окском съезде.
Список погибших 1 августа 1977 года.
1. Батманов Валерий Михайлович 1946г.р. — старший лейтенант внутренней службы, оперативный дежурный ОПО-38, беспартийный, образование средне-техническое, в органах МВД с 1969 года, женат, ребенку 6 лет.
2. Березин Александр Григорьевич 1943г.р. — младший сержант внутренней службы, старший пожарный 6-СВПЧ УПО, беспартийный, образование 7 классов, в пожарной охране с 1966 года, женат, сын Александр 1967 г.р.
3. Гимонов Николай Семенович 1939г.р. — подполковник внутренней службы, заместитель начальника ОПО-38, член КПСС, образование высшее, в органах МВД с 1957 года, женат, двое детей 12 и 13 лет.
4. Голышев Юрий Михайлович 1949г.р. — капитан внутренней службы, заместитель начальника 4-ВПЧ 1-ОВПО, беспартийный, образование средне-техническое, в 1971 году окончил Ивановское пожарно-техническое училище УВД, в органах МВД с октября 1968 года, женат, дочь Елена 1972 года рождения.
5. Гареев Рашид Валиевич 1951г.р. — лейтенант внутренней службы, заместитель начальника ВПЧ-19 ОПО-38, беспартийный, образование начальное высшее, в органах МВД с 1967 года, женат, сын Рафаэль 1971 г.р.
6. Гудков Дмитрий Борисович 1947 г.р. — сержант внутренней службы командир отделения 6-СВПЧ УПО, беспартийный, в пожарной охране с 1977 года, женат, дочь Елена 1970г.р.
7. Добряев Борис Васильевич 1937г.р. — майор внутренней службы, помощник начальника штаба пожаротушения УПО, беспартийный, образование средне-техническое, в 1963 году окончил Ленинградское пожарно-техническое училище, в органах МВД 1960 года, женат, дочери- Эльвира 1965 г.р., Татьяна 1970 года.
8. Ермаков Владимир Николаевич 1957г.р. — рядовой внутренней службы, пожарный 6-СВПЧ УПО, беспартийный, образование 8 классов, в пожарной охране с 1977 года, холост.
9. Жаринов Альберт Васильевич 1943г.р. — лейтенант внутренней службы, начальник ОП 6-СВПЧ УПО, член КПСС, образование среднее, в органах МВД 1972 года, женат, сыновья — Андрей 1966 г.р., Владимир1973 г.р.
10. Игнатьев Александр Михайлович 1937г.р. — сержант внутренней службы, командир отделения 6- СВПЧ УПО, беспартийный, образование 9 классов, в пожарной охране с 1969 года, женат, сын Сергей 1960 г.р., дочь Наталья 1957 г.р.
11. Копытов Александр Николаевич 1954г.р. — старший лейтенант внутренней службы, начальник тыла штаба пожаротушения УПО, член ВЛКСМ, образование средне-специальное, в 1974 году окончил Ивановское пожарно-техническое училище МВД, в органах МВД с 1971 года, женат, дочь Екатерина 1976 г.р.
12. Кутасов Николай Иванович 1929г.р. — младший сержант внутренней службы, старший пожарный 6- СВПЧ УПО, беспартийный, образование 8 классов, в пожарной охране с 1962 года, женат, дочери- Любовь 1955 г.р., Антонина 1955 г.р., Елена 1960 г.р.
13. Малинин Владимир Игнатьевич 1941г.р. — младший сержант внутренней службы, старший пожарный 6-СВПЧ УПО, беспартийный, образование 4 класса, в пожарной охране с 1963 года, женат, сын Михаил 1965 г.р., дочь Татьяна 1971г.р.
14. Овсянников Николай Николаевич 1954г.р. — рядовой внутренней службы пожарный 8-СВПЧ УПО, беспартийный, образование 9 классов, в пожарной охране с 1976 года, холост.
15. Панкратов Валентин Александрович 1942г.р. — майор внутренней службы, начальник ОВПО-4 ОПО-38, член КПСС, образование высшее, в органах МВД с 1959 года, женат, сын Станислав 1975г.р., дочь Елена 1965г.р.
16. Пьянков Александр Сергеевич 1949г.р. — старший лейтенант внутренней службы, слушатель III курса ВИПТШ МВД СССР, член КПСС, образование средне-специальное, в 1970 году окончил Львовское пожарно-техническое училище, в органах МВД с 1967 года, женат, дочь Наталья 1972 г.р.
17. Петелин Владимир Александрович 1951г.р. — лейтенант внутренней службы, начальник караула 8 – СВПЧ УПО, член ВЛКСМ, образование средне-специальное, в 1975 году окончил Ивановское пожарно-техническое училище, в органах МВД 1971 года, холост.
18. Рябев Николай Дмитриевич 1952г.р. — рядовой внутренней службы, пожарный 25-СВПЧ УПО, член ВЛКСМ, окончил Вологодское медицинское училище, студент Горьковского медицинского института, в пожарной охране с января 1975 года, вдовец, дочь Наталья 1975 г.р.
19. Соскин Алексей Иванович 1952г.р. — рядовой внутренней службы, пожарный 6-СВПЧ УПО, беспартийный, образование 11 классов, в пожарной охране с декабря 1976 года, женат, сыновья Алексей 1972г.р. и Роман 1977 г.р.
20. Смотраков Виктор Николаевич 1950г.р. — рядовой внутренней службы, пожарный 6-СВПЧ УПО, член КПСС, образование 11 классов, в пожарной охране с 1975 года, женат, дочь Ольга 1972 г.р.
21. Солдусов Василий Степанович 1941г.р. — рядовой внутренней службы, пожарный 19-ВПЧ ОПО-38, беспартийный, в пожарной охране с 1971 года, женат, сын Сергей 1968 г.р., дочь Наталья 1974 г.р.
22. Удалов Анатолий Александрович 1930г.р. — старший лейтенант внутренней службы, заместитель начальника 24-ВПЧ ОПО-38, беспартийный, образование среднее, окончил 11-ти месячные курсы подготовки нач.состава, в МВД с 1954 года, женат, сыновья 20-ти и 23-х лет.
23. Фирсов Владимир Константинович 1939 г.р. — подполковник внутренней службы, заместитель начальника отдела службы и подготовки УПО, член КПСС с 1967 года, образование высшее, в 1971году окончил высшую школу МВД СССР по специальности “Противопожарная техника и безопасность” в органах МВД с1959 года, женат, дочь Елена 1964 г.р.
24. Фадеев Александр Александрович 1945г.р. — рядовой внутренней службы, пожарный 8-СВПЧ УПО, беспартийный, образование 7 классов, окончил строительное училище № 8 в 1962 году, в пожарной охране с декабря 1970 года, женат, дочь Любовь 1969 г.р.
Гражданские лица, погибшие при взрыве танкера ТН-602:
1. Авдонин Владимир Александрович – электромонтер 5 разряда теплохода — буксира «Верстовский», 1952 года рождения.
2. Заяц Владимир Афанасьевич — линейный механик Горьковского районного управления «Волготанкер», 1927 года рождения.
3. Казаков Виктор Борисович – третий штурман-помощник механика теплохода «Беринг», 1951 года рождения.
4. Медов Виктор Николаевич – радист-электрик теплохода «Беринг», 1958 года рождения.
5. Мелехина Зоя Александровна – матрос теплохода «Беринг» 1937 года рождения.
6. Синяев Владимир Иванович — механик-наставник Горьковского районного управления «Волготанкер», 1931 года рождения.
7. Синюшкин Вячеслав Александрович-рулевой моторист теплохода «Беринг», 1956 года рождения.
8. Шипунов Вениамин Васильевич — штурман, II механик танкера ТН-602, 1928 года рождения. (Умер в больнице).
9. Галкин Евгений Владимирович- водолаз 3–го Московского отряда «Подводречстроя».
kriminalnn.ru/2012/08/01/vzryv-tankera-u-sormovskoj-neftebazy-1977-god/
gsnake
04.08.2016
gsnake
04.08.2016
gsnake
04.08.2016
Новая тема
Вы не можете создавать новые темы.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Пожалуйста назовите себя или зарегистрируйтесь.
Список тем