--}}
Новая тема
Вы не можете создавать новые темы.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Пожалуйста назовите себя или зарегистрируйтесь.
Список тем

Трудно быть Германом

Фильмы
5
5
С друзьями на NN.RU
В социальных сетях
Поделиться
"Трудно быть Богом"...
Уверен, что буду ещё не раз пересматривать этот фильм. После первого просмотра трудно осмысленно выразить впечатление от него. Это какой-то "другой" кинематограф, или может уже не кинематограф. После просмотра таких фильмов всегда остаётся банальный метод защиты: "Круто, но не моё". "Круто" для всех окружающих, чтобы не прослыть ретроградом, а не "моё" - это такая типа универсальная "отмаза". Конечно, не моё. "Мой" об этом фильме мог сказать только один человек, а теперь и он не может.
В этом фильме Герман довёл свою главную кинематографическую задачу - "воспроизведение ощущения", до своего логического предела, а может и перейдя этот предел. Изображение в этом фильме - это как поздний этап творчества Клода Моне периода "Руанских соборов", когда художник уже почти отказался от натуры, изображая чистое "impression" ("впечатление").
Эксперименты с изображением, которое и раньше было пугающе реалистичным, логично привели режиссёра к методу "found-footage" ("найденная плёнка"). У него для этого были сценарные основания - припоминаю, что в в литературном источнике сценария, романе Стругацких, у дона Руматы на лбу было украшение с видеокамерой. Сейчас бы эту камеру назвали "Go-Pro", но тогда таких слов не знали. Натурализм сцен средневековья, зафиксированный стеклянным глазом объектива, напоминает сцены исторического фильма "Тень завоевателя" режиссёра Ардака Амиркулова, снятого по сценарию Германа и Кармалиты в перестроечные времена в 1991 году.
То же самое произошло со звуком. Герман считал, что звук в кино появился тогда, когда немое кино ещё не исчерпало своих возможностей. Появление звука оборвало поиск изобразительного ряда, и здесь Герман пытается вернуться в эпоху дозвукового кинематографа, вернее даже, синематографа.
Но здесь с автором не согласны профессионалы. Например, композитор Владимир Мартынов считает обработку шумов в фонограмме безупречной, а музыку - тему трубы, хоры, качество записи не соответствующим уровню визуальной культуры.
В этом фильме, как ни в каком другом, у Германа проявляется ещё одно измерение - обонятельное. Трудно поверить, но эксперименты с запахами в кино начались ещё в 1906 году до появления в кино звука. Но все они шли по пути распыления различными техническими приспособлениями тех или иных ароматов. Герман пошёл по иному пути, но быстрее и ближе других приблизился к технологиям "smell-o-vision". Об этом ещё напишут не одну монографию специалисты, но невозможно отрицать, что зрительные образы камеры операторов Клименко и Ильина вызывают в зале, а точнее, сразу в лимбическом отделе мозга каждого зрителя, обонятельные реакции. И не вина, а заслуга режиссёра, что эти обонятельные реакции связаны с малоприятными вещами - запахами немытого человеческого тела, тухлой рыбы, нечистот, гнили и экскрементов.
Режиссёра соблазнительно сравнивать с Босхом и Брейгелем, тем паче имя последнего фламандца принято уточнять с таким же добавлением, что и Германа - старший. Но ад Германа, это не цветной "Триумф смерти", это чёрно-белый адский ад без всякой надежды на Возрождение. Здесь нет никакого цветастого "Сада земных наслаждений" или "Охотников на снегу". Вернее, в финале выпадет снег, и охотники появляются, но их добычей в основном служат удавленные собаки.
Странно, что при такой визуальной, звуковой и даже обонятельной избыточности, у этого фильма так мало сторонников. По крайней мере, среди моих друзей киноманов мало кто решается на откровенное принятие фильма. И это объяснимо. Объяснимо самим режиссёром. "Мой зритель либо умер, либо уехал" - в последние годы своей жизни говорил Герман. И в этом нет никакого снобизма или высокомерия. Наполняющая материя предыдущих фильмов - "Двадцати дней без войны", "Мой друг Иван Лапшин", "Хрусталёв, машину!" - броуновское движение лица, занимающих первый, второй и третий планы каждого кадра, пластика тел, голоса, были специфической правдой ещё "той" жизни, двойной жизни кухонь и партийных собраний, и эта правда легко считывалась, почти на ощупь, как слепые читают по азбуке Брайля.
Я впервые посмотрел "Мой друг Иван Лапшин" ещё в июне 1985 года сразу подряд три раза. И поскольку про видеомагнитофоны мы тогда даже не слышали, единственное, что я смог сделать, договориться со знакомым киномехаником и записать фонограмму фильма на компактную аудиокассету. С тех пор моим любимым развлечением при занятиях фотографией в почти тёмной комнате стало прослушивание фонограммы "Лапшина". И с какого-то двадцатого прослушивания я приобрёл новое качество - изображение мне было не нужно, оно рисовалось звуками. Причём, я не визуализировал картинку, а непосредственно начинал ощущать эпоху тридцатых годов, в которой никогда не жил. Даже если оставить в стороне этот странный эксперимент с прослушиванием фонограммы в тёмной комнате, который сложился спонтанно, большинство ранних фильмов Германа, зрители, которые не застали тридцатые, сороковые, пятидесятые, отлично считывали детали этого звукового и визуального кода: репродукции из старых книг, кадры кинохроники, голоса архивных радиоспектаклей, пузырьки от духов, запах сена и дров, музыку духовых оркестров, уют ламп с зелёными абажурами, трофейные сервизы, хруст кожи пальто и портупеи...
Перфекционист Герман, годами мучая съёмочную группу, предельно добивался изгнания из кадра и фонограммы современных предметов и звуков, которые зацепив ухо и глаз, могли бы помешать появлению "Genius loci" ("гения места"). Это же касается и актёрской игры - отшлифованные десятками дублей, жесты, позы, фразы и междометия исполнителей создавали определённо русскую знаковую систему самого невербального фильма Германа, "Хрусталёва", который поэтому и не был прочитан и принят иностранными зрителями.
В философии существует понятие POV ("point of view") - жизненная позиция, с которой субъект оценивает происходящие вокруг него события. Пользуясь этим термином, можно считать фильм "Трудно быть Богом" POV-версией "Лапшина" или "Хрусталёва", а к этой трансцендентальности и метафизичности оказались неготовы и самые преданные адепты режиссёра. Зрители просто не смогли её раскодировать, ибо свой шифр творец унёс в могилу, а шифровальщики (Кармалита и Герман-сын) хранят глубокомысленое молчание.
Буквально несколько слов осталось сказать о противоборстве киноязыка Германа и текста Стругацких, которые сошлись в фатальном "mortal kombat" с предсказуемым моралите в финале. Даже те, кто не читал первоисточник, довольно бойко смогут процитировать фразу о "серых", и грядущих за ними "чёрными".
Мне, к сожалению, не достало в фильме подлинной германовской интонации. Гигантское кинополотно, будто волшебный великан Голем был создан, но создатель не успел вдохнуть в него самое главное - Дух Божий. К слову, на древнееврейском языке "голем" означает "сырой материал, глину".
Но жизнь внесла свои коррективы и в мою надолго отложенную рецензию. На последней церемонии вручения кинопремии "Ника", "Трудно быть Богом" получил сразу семь статуэток, в том числе в номинации "Лучший фильм года". Кроме этого были отмечены наградами лучшая режиссёрская работа, лучшая мужская роль (Л.Ярмольник), звукорежиссура (Н.Астахов), операторская работа (В.Ильин, Ю.Клименко), художник и художник по костюмам.
Остаётся только вспомнить Марину Цветаеву:
"Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черёд".
У меня то же впечатление скорее да, чем нет..
Читала мнение, что "трудно быть Богом"чаще нравится визуалам,с чем не могу не согласиться.
nataniel
04.04.2015
Меня этот фильм оставил совершенно равнодушной. Если спросят, заслуживает ли он своей "Ники", стоит ли его смотреть, я ответственно заявлю "нет". И сама пересматривать не буду. Возможно, когда подрасту, наберусь жизненного опыта и багажа просмотренного кино, я вернусь к нему и даже что-то пойму. А пока - нет.

А за рецензию Вам все равно огромная благодарность и плюс.
Сычъ
13.04.2015
Вот только не стоило превращать киноленту в трехчасовой поход по музею средневековой истории. Помилуйте, я в музее-то больше двух часов не выдерживаю, а тут целых три.
Если артист не в состоянии сделать шоу, которое бы притягивало внимание и держало бы в напряжении зрителя, то выступать ему лучше за сценой при закрытом занавесе.
+1
Новая тема
Вы не можете создавать новые темы.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Пожалуйста назовите себя или зарегистрируйтесь.
Список тем
Последние темы форумов
Форум Тема (Автор) Последний ответ Ответов
Куплю церковные книги дорого.

Куплю в личную коллекцию старые Церковные книги в любом состоянии по цене от 10 до 350 тыс. руб. Выезд по региону и экспертная оценка...
Цена: 30 000 руб.

Покупаем иконы, самовары и др. антиквариат

Куплю иконы от 100000 руб., самовары угольные , книги до 1910 г. издания от 30 тыс. руб., монеты царские (золото), фарфор до 1920 г.,...
Цена: 250 000 руб.

Оценка антиквариата, старинных икон.

Проводим бесплатную оценку антиквариата , старинных икон . Если вы хотите оценить и в дальнейшем продать старинные иконы и другие...
Цена: 1 руб.

Куплю старинные иконы дорого

Куплю старинные иконы, финифть в любом состоянии по цене от 100 тыс. до 7 млн. рублей. Выезд на адрес и оценка бесплатно и...
Цена: 150 000 руб.


Гангстер 16+

Фрэнк Лукас, тихий водитель одного их гарлемских преступных авторитетов. Однако после смерти хозяина Фрэнк использует ситуацию в своих целях, создав в одночасье свою собственную криминальную империю.


Пираты Карибского моря: На краю Света 16+

Капитан Барбосса, Уилл и Элизабет, невзирая на преграды и предательства, должны доплыть до самого края карты и вместе вступить в последнюю решающую битву.


Рататуй 16+

Париж! Рай для гурмана — лучшая еда, лучшие рестораны, лучшие повара! Реми мечтает стать одним из них — величайшим поваром столицы мировой кулинарии.


Искупление 16+

13-летняя Бриони обладает превосходным воображением и пишет пьесы. Она знает, что сын прислуги Робби влюблен в ее старшую сестру Сесилию, и та отвечает ему взаимностью.