Город 30 шедевров. В Нижнем Новгороде открылась выставка картин Третьяковской галереи (фоторепортаж)

30 шедевров. В Нижнем Новгороде открылась выставка картин Третьяковской галереи (фоторепортаж)

Эти картины были в нашем городе 120 лет назад

Фото: Денис Куликов

Уникальная выставка шедевров русской живописи открылась сегодня, 27 сентября, в Нижегородском государственном художественном музее (НГХМ). В экспозицию вошли работы известных российских художников из коллекции Третьяковской галереи.

Выставка посвящена двойному юбилею: 120-летию XVI Всероссийской научно-промышленной художественной выставки (она была открыта в Нижнем Новгороде в 1896 году) - первой и последней провинциальной выставки в России – и 120-летию создания художественно-исторического музея в Нижнем Новгороде (он появился во многом благодаря выставке). Об этом журналистам рассказала заместитель генерального директора НГХМ по научной работе Ирина Кузнецова.

Фото: Денис Куликов

В экспозицию вошли 30 работ из коллекции Третьяковской галереи, созданных 25 художниками. «К сожалению, нам предоставили только четверть из тех картин, что были выставлены здесь в 1896 году. Но это вещи знаковые, очень известные», — отметила представитель музея.

Илья Репин. "Портрет поэта великого князя Константина Константиновича Романова"

Выставка картин Третьяковки — уникально для города событие, считает Ирина Кузнецова. Нижегородцы увидят те же работы, что были на ярмарке 120 лет назад, а также те, что Нижний Новгород вообще никогда не видел. В частности, в наш город никогда не привозили картины Врубеля. Никогда здесь не выставлялся «Пустынник» Нестерова. Это царский подарок, который Третьяковская галерея сделала Нижегородскому государственному художественному музею.

В организации выставки участвовала компания «ЛУКОЙЛ». Мероприятие приурочено к 25-летию организации. «Отрадно, что мы смогли привезти нижегородцам знаменитые полотна, которые связаны с городом такой богатой историей», - отметил на открытии выставки генеральный директор благотворительного фонда «ЛУКОЙЛ» Игорь Бекетов.

Фото: Денис Куликов.

Картины, вошедшие в экспозицию, были созданы в последней четверти XIX – начале XX века. Экспозиция даёт представление о богатстве и многообразии художественной жизни России в этот период. «Для меня эта выставка – восстановление прерванной исторической связи. Картины несут особый энергетический посыл. Очень важно, что мощное классическое русское искусство показано в провинциальном городе. Оно цементирует историческое культурное пространство современной России», - подчеркнула Ирина Кузнецова.

Выставка, которая разместилась в нескольких залах, позволяет по-новому взглянуть на творчество некоторых художников. Они касаются непривычных для себя тем, выбирают нетипичные жанры и сюжеты. NN.RU приглашает читателей "пройтись" по залам музея, "увидеть" некоторые картины и "послушать" рассказ Ирины Кузнецовой.

Первый зал занимают работы художников-передвижников, жанровая живопись.

Владимир Маковский. «Посещение бедных». "Очень традиционная работа для этого художника. Она построена на социальном контрасте", - отмечает Ирина Кузнецова.
Николай Богданов-Бельский. «Устный счёт. В народной школе Рачинского». «Это групповой портрет, в котором художник изображает страницу своего детства», - говорит представитель музея.
Григорий Мясоедов. «Осенний пейзаж». «Мясоедов более известен как художник, посвящавший картины социальным темам, крестьянству. Неожиданно появился осенний пейзаж. Эта работа была на выставке 1896 года», - отметила Ирина Кузнецова.

Второй зал – это "маленькие шедевры" младшего поколения передвижников. В нём представлены работы художников, которые стали обращаться к теме рабочего класса.

Абрам Архипов. «Подёнщицы на чугунолитейном заводе». Работа выписана с натуры, в Рязанской области. «В этом сюжете нет активного действия, драматической коллизии. Просто выжженный двор, две крестьянки, унылый пейзаж. Сочные цветовые сочетания рождают оптимизм», - комментирует представитель музея.
Абрам Архипов. «Обратный» (эта картина тоже была на выставке). «Обратный, как писал Рерих, «прелестная по задушевности картинка». Возница в сумерки возвращается из города домой. Перед ним – великолепный пейзаж: серые дали, пыль, летящая из-под копыт лошадей», - говорит Ирина Кузнецова.
Николай Касаткин. «Шахтёрка». В течение семи лет художник приезжал в Донецкий каменноугольный бассейн и писал множество этюдов, пейзажных зарисовок, портретов, жанровых сценок. «Шахтёрка» - обаятельный образ гордой, оптимистичной девушки.

Третий зал – это пейзажи передвижников.

"Передвижники вошли в историю русского искусства не только как мастера жанровой бытовой картины, но и как великолепные пейзажисты. Стремление показать красоту и разнообразие русской природы было настолько велико, что у передвижников возникло несколько направлений пейзажной живописи: лирическое (Саврасов), декоративное (Куинджи), эпическое. Мастером последнего направления был Иван Шишкин – «верстовой столб в развитии русского пейзажа, человек-школа», как называл его Крамской", — отмечает сотрудник музея.

Фирс Журавлёв. «Перед венцом». За эту работу художник получил звание академика. Сюжет был настолько популярен, что автор несколько повторял его. На этой картине только три фигуры: отец-купец, мать, робко выглядывающая из-за двери, и девушка, которую, вероятно, выдают замуж помимо её желания. Сюжет типичен для второй половины XIX века. В это время развиваются капиталистические отношения, дворянство беднеет, а купечество богатеет. Чтобы повысить свой статус, многие представители купечества выдают за представителей дворянства своих дочерей", - поясняет "экскурсовод".
Передвижники выполняют завет Павла Третьякова: написать галерею портретов выдающихся русских деятелей науки и культуры, цвет русской нации. Иван Крамской создаёт портрет Владимира Соловьёва. «Соловьев – рыцарь-монах, как сказал о нём Александр Блок. Это мистик, философ, метафизик, критик, публицист, писатель, икона творческой интеллигенции Серебряного века. На этой картине он – постаревший романтик. Привлекает внимание его необычная внешняя красота: высокий лоб, огромные зелёные миндалевидные глаза под копной непослушных волос. У Соловьёва удивительные руки: с тонкими запястьями и нервными пальцами. Художник также акцентирует внимание на лице. Философ смотрит прямо на нас – исчезает грань между моделью и художником», - отмечает Ирина Кузнецова.
Константин Маковский. «За прялкой». «Художник показывает свою героиню не в интерьере, а на фоне природы. На резном деревянном крыльце, солнечным днём», - комментирует экскурсовод.

Константин Коровин. «Сирень». «Коровина называли русским импрессионистом. Он любил повседневную жизнь, её изменчивость и показывал её красоту, богатство», - отмечает Ирина Кузнецова.
Константин Коровин. Натюрморт. «Это одна из серии парижских натюрмортов, написанных на фоне балкона с резным узорочьем, обязательно – с городом в окне. В картине показан и интерьер, и натюрморт, и ночная жизнь города», - говорит "экскурсовод".
Михаил Врубель. «Ночное». «У Выставки был большой художественный отдел: более 1000 произведений от порядка 250 художников. Некоторые павильоны был созданы самими художниками для их картин. Неожиданно для себя такой павильон получил Михаил Врубель. Когда формировалась выставка в главном художественном отделе, меценат и один из организаторов Савва Мамонтов увидел пустые стены в боковом павильоне и пригласил Врубеля. Тот привёз два больших панно: «Принцесса Грёз» и «Микула Селянинович». Администрация отвергла эти работы и обвинила художника в декадентстве. Тогда Мамонтов, оскорблённый, на свои деньги выкупил эти панно и построил для них отдельный павильон – прямо перед выставкой».

Картина, также известная как «К ночи» или «Лошади», написана Врубелем в Черниговской губернии, где он жил в мастерской Ге. Они часто читали Чехова. Врубель любовался южной природой, которая в его сознании переплелась с повестью Чехова «Степь». «К ночи» - типичная для Врубеля работа: это смесь фантазии с реальностью: роскошные цветы-звёзды чертополоха, лохматые лошади, фантастическая фигура человека, похожего на мифологический персонаж».

Следующий зал – «северный». Север занимает большое место в творчестве художников.

Константин Коровин. «Базар у пристани в Архангельске». «В 1894 году Коровин и Серов едут на север. В это время развиваются железные дороги. Появляется путь через уральский хребет. Художники едут к Белому морю. Коровин потрясён северной природой, бытом людей, которые живут на севере. По возвращении он создаёт десять больших панно, которые помещает в павильоне выставки «Крайний север». Эта картина – выхваченная из жизни сцена», - говорит Ирина Кузнецова.
Аполлинарий Васнецов. «Синяя гора». «Урал привлёк его эпической, дикой природой. Васнецов написал серию уральских пейзажей. Эта картина также была на выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году», - добавляет "экскурсовод".

Михаил Нестеров. «Пустынник». «Это программная работа художника. Она была создана после смерти жены. Художник очень переживал утрату и часто посещал Троице-Сергиеву лавру, беседовал с монахами. Лицо пустынника написано с одного из старцев. Через год после «Пустынника» Нестеров напишет свою знаменитую картину – «Видение отрока Варфоломею», - говорит сотрудник музея.
Исаак Левитан. «Свежий ветер». «Это работа – своеобразный лейтмотив выставки. Она создана после поездки по Волге. Художник стал известным благодаря своим волжским этюдам. Эта работа даёт радостное, мажорное мироощущение», - считает Ирина Кузнецова.

Нижегородский государственный художественный музей находится по адресу: Нижегородский кремль, корпус 3. Время работы – ежедневно с 11.00 до 18.00, в четверг - с 12.00 до 20.00. Выходной день – вторник. Стоимость билетов можно уточнить по телефону 8(831) 439-13-73. Выставка открыта до 10 ноября.

ПОЛЕЗНО. В октябре – ноябре для посетителей выставки пройдут бесплатные тематические лекции искусствоведов Третьяковской галереи и Нижегородского государственного художественного музея.

Лекции искусствоведов Государственной Третьяковской галереи: в рамках работы выставки «На рубеже веков. Из собрания Государственной Третьяковской галереи»

13 октября, 18.00 Об истории Третьяковской галереи (Юденкова Т. В.)

14 октября, 18.00 Генрих Семирадский (Карпова Т. Л.)

27 октября, 18.00 Иван Айвазовский (Чурак Г. С.)

28 октября, 18.00 Василий Верещагин (Капырина С. Л.)

3 ноября, 18.00 Константин Коровин и Валентин Серов (Атрощенко О. Д.)

4 ноября, 18.00«Принцесса Грёза» Михаила Врубеля (Пастон Э. В.)

Лекции искусствоведов НГХМ – лекционная программа к выставке «На рубеже веков. Из собрания Государственной Третьяковской галереи»

1 октября, 13.00 Московские живописцы рубежа веков (Чижус О.Н.)

8 октября, 13.00 Родоначальники русской живописи ХХ века: М. Врубель и В. Серов (Гурин А.С.)

15 октября, 13.00 Всероссийская выставка 1896 года. В павильонах Художественного отдела (Трофимова А.В.)

22 октября, 13.00 Портрет рубежа ХIХ-ХХ вв. (Юрасова Н.Г.)

29 октября, 13.00 Пейзаж рубежа ХIХ-ХХ вв. (Сурганова Е.С.)

5 ноября, 13.00 Жанровая живопись рубежа ХIХ-ХХ вв. (Юрасова Н.Г.).

Фото: Денис Куликов
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления