Культура «Играть в автобусе». Монолог режиссера нижегородского театра о многомесячном запрете на спектакли

«Играть в автобусе». Монолог режиссера нижегородского театра о многомесячном запрете на спектакли

Актеры не понимают, почему кинотеатрам можно работать, а им — нет

Творческое объединение «Нетеатр» в автобусе

В Нижнем Новгороде ситуация с коронавирусом остается сложной, но, несмотря на рост числа жертв COVID-19, власти стараются избежать полного локдауна, как это было весной. Театрам повезло меньше — им до сих пор не разрешили показывать спектакли. Режиссер «Нетеатра» Дмитрий Сухотерин рассказал NN.RU о проблемах, с которыми столкнулись артисты, и о том, почему его труппа была вынуждена играть в автобусе.

«Какая разница: 40–50 человек в помещении железо качают или смотрят спектакль?»


— Последний спектакль мы сыграли 21 марта, а 28-го играть было уже нельзя. У нас были проданы билеты на спектакли и другие мероприятия в апреле. И все это зависло. Летом мы жили в ожидании того, что с первого сентября все откроется. Переписали письмо, которое написали на имя губернатора фитнес-центры. У нас была мысль, что, если мы напишем такое же письмо, нас тоже откроют, потому что, какая разница — 40–50 человек в помещении железо качают или сидят и смотрят спектакль?

Обращение было переписано слово в слово, за исключением каких-то специфических моментов. Не было попытки как-то провоцировать власть, было желание работать. Пришел формальный ответ: «Вам запрещено».

Потом открылись кинотеатры и стало совсем грустно, потому что, чем кинотеатры отличаются от театров — совсем непонятно. Очередной ответ властей был: «Кинотеатрам можно, а вам нельзя». Ответили в более вежливой форме, но если убрать бюрократический язык, то получится: «Мы вам просто запретили, и всё».

На днях в СМИ вышла новость, в которой объяснялось, почему кинотеатрам можно работать, а театрам нельзя. Например, то, что в кинотеатрах можно обрабатывать помещение. Но в театрах же тоже можно. «В кинотеатрах нет контакта зрителей и актеров». Человек, который это писал, он хоть раз был вообще в театре? От сцены до зрителей 3–5 метров. Это до сцены, а не до артистов. Артисты на краю сцены не играют, они играют посередине. То есть метров за десять от публики. О каком контракте идет речь? Если об энергии, которая возникает между зрительным залом и артистами — то да, она возникает. Но она не передает вирус. «В кинотеатрах меньше контактных поверхностей». Каких? Кто их считал? Все кинотеатры находятся в торговых центрах, в которых продают одежду и есть примерочные. И просто люди меняются одеждой. Этот ответ не выдерживает никакой критики. Почему в Нижнем Новгороде закрыты театры — не знает никто! И отвечать никто не хочет.

У нас набралось 15 независимых коллективов, которые что-то хотят сделать в этой связи. Все находятся в разной правовой форме — есть ИП, есть ООО, есть НКО, есть самозанятые, которые при этом члены Союза театральных деятелей. Кому как удобнее работать. Например, «Театр на Счастливой» — у них в аренде все это время целое здание. Мы-то работаем на разовых арендах, на каждый спектакль снимаем помещение, но должны много спектаклей зрителям, потому что они пользуются спросом. А театр на Счастливой все это время платит аренду, платят зарплату артистам в штате. Они должны бегать, выпрашивать дотации, которые им еще и не подписывают. На основании чего?

«Мы существуем только с продажи билетов»


В городе ходит транспорт. Люди без масок, без ничего, впритирочку по 100 человек едут из Сормова в Верхние Печеры полтора часа. И если бы в Печерах был театр — эти люди не смогли бы в него зайти. В помещение, где высота потолков 4–5 метров, а площадь не 15 квадратных метров, а 100.

Недавно Путин обратил внимание на состояние культуры. Сказал, что можно работать с 50%-ным заполненным залом. Мы уже и на это согласны, хотя в транспорте заполнены все 100%.

Конечно, эта ситуация угнетает артистов. Чиновники говорят: «Вы можете репетировать». Но, во-первых, за чей счет мы будем репетировать? Если мы существуем только с продажи билетов? Бюджетным театрам сказали не работать — они не работают. Им всем плохо, но относительно плохо: они деньги получают. Поэтому боятся увольнений и молчат. Ну и все директора театров — сотрудники Министерства культуры.

Понимаю, что вначале Министерство культуры было не в курсе, что в городе есть частные театры. Но за четыре месяца и четыре письма от нас уже можно осознать, что они есть. И понять, что никакого ужаса они не представляют.

Но всем на нас глубоко плевать. За это время не было ни одного совещания, ни одного круглого стола, ни одного звонка. Ни-че-го. Просто каждый раз, получая наше письмо, Минкульт тратит три недели на то, чтобы написать: «Вам играть запрещено, потому что мы вам запретили».

И изначально у нас было ощущение, что это ошибка какая-то. Но прошло четыре месяца! Невольно вспоминается ситуация с ТЮЗом 2009 года, когда они голодовку объявили. А им просто поставили руководителя, который им не понравился. А нас держат без работы шесть месяцев безо всяких оснований!

«Надо играть в автобусе, ведь там собираться можно»


Изначально наш «Автобус» — это был просто крик души. Как-то зашел в маршрутку, а там народ без масок. И его много. И возникло непонимание: почему в автобусе можно собираться, а в театре — нет? И поскольку нам на очередное письмо так и не ответили, а автобусы как ходят — так и ходят, то и получилась такая мысль, что надо играть в автобусе, ведь там собираться можно.

Изначально это планировалось как акция, чтобы привлечь внимание к проблеме. И это получилось, написали многие федеральные издания. Властям в очередной раз оказалось все равно. Но зрители стали просить еще. Мы уже заканчиваем играть в автобусе — потому что холодно, тяжело играть. Но спрос растет и если бы была возможность по погоде…

У меня горло прихватило. И не у меня одного. Почему доводят людей до того, что мы вынуждены играть в автобусе и заболевать — не ковидом, а обычной простудой из-за холода? Потому что нам не дают играть в отапливаемых помещениях, где все можно обработать, залить антисептиком все эти кожзамовские кресла хоть из ведра, где есть рециркуляторы, можно измерить температуру и так далее?

С той точки, с которой мы уезжаем — уезжаем не только мы. Там регулярно стоят экскурсионные автобусы, которые возят экскурсии по Нижнему Новгороду. Зрители покупают билеты, садятся, мы едем, играем, всем нравится. Спектакль интерактивный, часть реплик — это мы обращаемся к зрителям. Кстати, перед посадкой мы проверяем температуру, обрабатываем руки и выдаем маски. В маршрутках этого не делают. Маски иногда требуют, если кондуктор есть — но на этом все.

Необычная постановка понравилась зрителям — билеты на «Автобус» раскупали очень быстро

Спектакль о том, что сейчас происходит вокруг. От идеи сыграть какой-то из наших текущих спектаклей, мы отказались сразу. Просто арендовать автобус, встать на Минина и сыграть — мы решили, что это не очень интересно. Поэтому написали специальную пьесу. Она и про коронавирус, и про то, как это, когда тебя не слышат. Про то, что нас окружает, про нашу действительность.

Кстати, перед тем, как играть в автобусе, мы провели кинопоказ. Я смонтировал спектакль, который был снят в 2013 году с пяти камер. Продал билеты, и в том же зале, где мы обычно играем спектакли, на законных основаниях показал киноверсию спектакля. Потому что кино-то можно. В зале есть проектор, есть экран.

«Никто не собирается оплачивать билеты в Питер, чтобы мы сыграли спектакль про Нижний Новгород и войну»


Мы существуем с 2010 года, лауреаты международных фестивалей. Например, наша пьеса «Nota Bene 1945» по воспоминаниям нижегородки, которая в 1941 году пошла в первый класс, была отмечена международным конкурсом «Действующие лица» в 2018 года. В 2019 году она уже как спектакль получила высокую оценку ведущего театрального критика Павла Руднева.

Но, несмотря на все хорошие отзывы, на 75-летие Победы в этом году, 800-летие Нижнего Новгорода ничто не сподвигло ни один нижегородский театр даже прочитать эту пьесу. Хотя я предлагал ее уже в ранге победителя конкурсов, с большим количеством отзывов. Просто не читают.

Теперь они не работают, получают зарплату, выпускают премьеры за закрытыми дверями, про которые пишут журналисты.

Я им, конечно, сочувствую, но нам я сочувствую больше. Потому что нас пригласили на международный фестиваль в Санкт-Петербург, на который мы должны ехать за свой счет — мы же коммерческий театр. Никто не собирается нам оплачивать билеты в Питер, чтобы мы сыграли спектакль про Нижний Новгород и Великую Отечественную войну. Мы это будем делать за свой счет. И если нам не будут давать работать, я не знаю, откуда мы будем брать деньги. Побираться пойдем?

Театр как спорт


Работать театрам можно везде, но не у нас. У нас можно все, кроме театров. Пока была жесткая изоляция и никто не работал — мы все понимали. Репетировали. Но это же как спорт. Невозможно стать чемпионом по дзюдо, если ты занимаешься только в спортзале. Репетиция — это просто тренировка в спортзале. Чтобы поддерживать себя в настоящей форме — надо выходить «на бой» и работать с публикой. Публика — это и партнер твой, и противник, и зрительный зал. Такое триединство в театре, в отличие от спорта, где противник один, партнеры — другие, а зрители — третьи. Репетиции без выхода к публике — они убивают квалификацию артистов.

Прекрасно, что разрешили работать кинотеатрам, но квалификация работников кинотеатров — просто отрывать билеты, она и через год не потеряется. Квалификация играть — она уже потеряна за полгода, ее уже надо восстанавливать. И как нам ехать представлять Нижний Новгород неразыгранными? Репетиции, повторяю, это спортзал. Нужно выходить на татами, чтобы стать чемпионом.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления