Привет, Гость ! - Войти
- Зарегистрироваться
 
портрет № 715277 зарегистрирован более 1 года назад

Нихренарх

он же Не М И по 04-06-2015
настоящее имя:
Котэ
популярность:
12549 место +3↑
рейтинг 1240 ?
Уровни Нихренарх на других форумах
2 уровень
Привилегированный пользователь 2 уровня
Портрет заполнен на 48%

    Статистика портрета:
  • сейчас просматривают портрет - 0
  • зарегистрированные пользователи посетившие портрет за 7 дней - 1

Отправить приватное сообщение Добавить в друзья Игнорировать Сделать подарок
Блог   >  

Хорошая статья про русский альтруизм.

  21.09.2015 в 13:15   172  

Задвиньте свой альтруизм на запасные пути, господа русские!
20 сентября 2015 г.
В непростой ситуации, которая сложилась между Россией и Западом, многие в Европе сегодня стараются понять и объяснить причины происходящего. Их ищут в истории и традициях русского народа, в психологии национального характера. Идей насчет того, почему между нами «не срастается», высказано предостаточно: от последствий монгольского ига до угнетающего действия на русское народное сознание идей православия и водки. Рискуя показаться неоригинальным, хочу добавить к ряду подобных «диагнозов» еще один.
Всякий, кто в своей жизни помногу и без особых предубеждений общался с россиянами (причем не только этническими русскими), имел возможность заметить в их поведении такую черту, которую можно назвать природным и практическим альтруизмом: готовность помочь, прийти на помощь, поддержать нуждающегося, – причем не только одним добрым словом, но и поступком.
Примечательно, что черта эта проявляется особенно ярко, когда ситуация вокруг становится драматичной, – русские при этом обычно ведут себя как убежденные стоики и прирожденные оптимисты.
Думаю, что корни такого альтруизма уходят в русскую историю, которая была и тяжелой, и кровавой. Суровый климат, огромные расстояния и необходимость постоянно защищаться от внешних врагов сформировали у русского народа не только упрямство и стойкость, но и такие качества, как чуткость, сердечность и щедрость, которые издавна считались добродетелью и ставились в пример. Отсюда и поговорка про готовность отдать последнюю рубашку.
Противоположность альтруизму русских – европейский эгоизм и эгоцентризм, в основе которых всегда четко понимаемые и «имеемые в виду» интересы. Если на «первом плане» общения европейцы неизменно дружелюбны и любезны, готовы пожелать вам и хорошего дня, и доброго пути, и даже показать дорогу, то уже просьба подвезти (даже если им с вами по пути) вызывает и недоумение, и дискомфорт.
Помню, как развеселила меня одна финская журналистка: в своей статье о России и о русских она с искренним удивлением описала случай, когда в вагоне московского метро компания рокеров уступила место старушке...
Почему я об этом говорю?
Думается, что, привнося в политические и даже деловые контакты помимо своего специфического понимания вызовов и угроз свой, не менее специфический альтруизм, – русские создают у своих западных контрагентов дискомфорт, провоцирующий настороженность и тревогу.
Ведя переговоры и вообще решая любые дела, европеец прежде всего исходит из своих интересов и торгуется за них. Такого же поведения он ожидает от партнера и контрагента, стараясь представить и понять интересы и цели второй стороны. Если такого понимания у него не возникает, то он старается эти цели домыслить или угадать. Мысль о том, что ему готовы пойти навстречу «просто так», из желания помочь или добрых чувств, – для него нелогична и непонятна.
Европеец-эгоист относится к любой сделке, к переговорам как к торговле, в процессе которой балансируются интересы и профиты. Если в итоге этой торговли заключается какой-то договор, то в нем прописываются и выгоды, и обязательства обеих сторон. Отныне эти стороны связаны, и само сцепление интересов несет в себе конкретные гарантии и избавляет от тревог.
Когда баланса нет, то нет и сделки. И всякое немотивированное логикой сделки деяние выглядит подозрительным и потенциально опасным. Так, одностороннее и бескорыстное желание помочь, сделать добро рождает деструктивную тревогу и отторгается сознанием европейца-эгоиста. Он мучается, ищет объяснений и находит их в подозрениях и страхах. Если же, преодолев страхи, он достигает понимания, что предлагаемая выгода – это «просто так», то вслед за удивлением часто приходит чувство снисходительного презрения к партнерам-альтруистам, как к недоумкам и простофилям, а то и прямая ненависть. История дает нам много примеров тому – и при царях, и в советский период, и уже в новое время.
Наверное, можно даже говорить о том, что Россия приучила Европу и мир к собственному альтруизму. От нее постоянно ждут помощи, уступок и подарков (например, схемы подслушивающих устройств в посольстве США в Москве), а когда не получают – злятся вдвойне. Наблюдать это воочию можно сегодня на такой теме, как отношение на Западе к г-ну Путину – пожалуй, наименее альтруистично настроенному российскому лидеру за последние 200 лет.
Думаю, что Россия доставила бы много пользы себе самой и остальному миру, если бы спрятала свой альтруизм подальше и встала бы в своей практической политике полностью на рельсы государственного эгоизма. Во-первых, избавила бы всех от иллюзий насчет своей сердечности и щедрости – после неизбежного периода «отвыкания» ее заявления стали бы воспринимать серьезно сразу, а не потом, когда исправить уже ничего нельзя. А во-вторых, эгоизм пошел бы на пользу самим русским: им давно следовало бы брать пример с остальных и больше думать о себе.
Рискну предположить, что более расчетливую и менее совестливую Россию в остальном мире будут сильнее любить (как известно, браки по расчету – самые крепкие) и наверняка станут гораздо лучше понимать. Конечно, русская душа станет при этом чуть менее загадочной, зато оценки уровня цивилизованности «этих русских» и приверженности их «европейским ценностям» – поднимутся.
Так что, господа русские, запрячьте, лет на сто, ваш альтруизм подальше, а вы, Европа и Америка, не мешайте им становиться и быть эгоистами. Ибо от этого выиграют все!
Автор: Янис Урбанович,
президент «Балтийского форума»