Шнитке в Горьком
Расписание сеансов
По выбранным параметрам сеансов не найдено
О концерте
«Шнитке в Горьком» — реконструкция исторической премьеры. 9 февраля 1974 года в городе Горьком (так тогда назывался Нижний Новгород) под управлением Г. Н. Рождественского состоялась мировая премьера Первой симфонии А. Г. Шнитке. По желанию композитора в программу вошла симфония Й. Гайдна № 45 «Прощальная», фрагменты из которой он включил в свое сочинение. Симфонии композиторов разделяет ровно два века. Они отличны по стилю, но схожи по масштабу влияния на творчество поколений. Гайдн и Шнитке во многом задали вектор развития музыкального искусства, выйдя за рамки традиций своего времени. Этот концерт, инициированный Союзом композиторов России, — историческая реконструкция события, произошедшего 50 лет назад. События, повлиявшего на российскую музыку сегодняшнего дня с ее творческими поисками и неординарными композиторскими решениями. О создании Симфонии № 45 венского классика Й. Гайдна (Franz Joseph Haydn 1732–1809) есть много историй — прагматичных, забавных, трагических. Она не очень похожа на классический сонатно-симфонический стиль, довольно прочно вошедший в творчество композиторов XVIII века. «Прощальная» написана в непривычной для того времени тональности fis-moll. Необычен тональный план сочинения. А заявленная в первой части экспрессия «бури и натиска» завершается печальным Adagio, где музыканты покидают свои места, а музыка тает, как сгоревшая свеча. Современники композитора считали, что таким гениальным способом Гайдн напомнил своему хозяину князю Эстергази о правах музыкантов капеллы, которой руководил. Романтики назвали симфонию «Прощальной» или «Симфония при свечах», услышав в ней расставание с жизнью. Исследователи XXI века называют симфонию № 45 «музыкальным театром». Прошло два века, и в 1974 году в Горьком музыканты выбегали на сцену по одному и группами, присоединяясь к общему звучанию оркестра. Это была премьера симфонии № 1 А. Г. Шнитке (1934–1998) в исполнении оркестра Горьковской филармонии под управлением Геннадия Рождественского, которому композитор ее посвятил. Симфония написана в 1972 году и определена автором как «симфония-антисимфония». Диссонансы и почти классическое скерцо, джазовая импровизация и цитаты гениальных композиторов, киномузыка Шнитке и архаика колокольного звона вместились в первый симфонический опыт композитора. И снова началась бурная полемика о низвержении и сохранении традиций от неприятия до восхищения. Исполнители: Российский национальный молодёжный симфонический оркестр Дирижер — Фёдор Леднев, лауреат Российской национальной театральной премии «Золотая маска» Ведущая концерта — Анна Фефелова, кандидат искусствоведения Программа: Й. Гайдн (Franz Joseph Haydn 1732–1809). Симфония № 45 fis-moll «Прощальная» (Abschied), Hob I: 45 (1772) Allegro assai Adagio Menuet. Allegretto — Trio Finale. Presto — Adagio А. Г. Шнитке (1934–1998). Симфония № 1, op. 78 (1969–1972) Sanza Tempo. Moderato Allegretto Lento Lento. Allegro