--}}
Новая тема
Вы не можете создавать новые темы.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Пожалуйста назовите себя или зарегистрируйтесь.
Список тем

Вопрос про Удачный гад

Флуд / Юмор / Флирт
4
2
С друзьями на NN.RU
В социальных сетях
Поделиться
сонник
05.06.2011
Считаете ли вы юзера под ником Удачный год Белым человеком?
Что бы не портить отличную сралку в теме про Назад в СССр, выложу тут большую статью про арабо-израильский конфликт, на который Удачный год ссылается, как на нечто вопищее.

журнал Подольск


Ближневосточный конфликт 1973 года

Глава 1 Ближний восток в системе советско-американских отношений после второй мировой войны

§ 1. Ближневосточные интересы СССР

§ 2. Ближневосточные интересы США

§ 3. Военные действия

Глава 2 СССР и ближневосточный конфликт 1973 года

Глава 3 США и ближневосточный конфликт 1973 года

Заключение

Список источников и литературы

Ссылки в тексте


--------------------------------------------------------------------------------

Введение

Проблема урегулирования ближневосточного конфликта занимала важное место в советско-американских отношениях после Второй мировой войны. Ближний Восток имел особое значение для СССР и США, что вынуждало сверхдержавы к соперничеству и одновременно сотрудничеству в регионе.

Начиная с 1948 года - года образования Государства Израиль, на Ближнем Востоке не прекращается конфликт, ежегодно уносящий многие жизни. Неурегулированность этой конфликтной ситуации неблагоприятно влияет на развитие стран региона. Отсутствие политического урегулирования создает благоприятные условия для новых столкновений противоборствующих сторон. Арабо-израильский конфликт #1 получил развитие и в современной системе международных отношений.

В октябре 1973 года на Ближнем Востоке началась новая, четвертая по счету война. В отечественной историографии она получила название "Октябрьская война", в западной ее часто называют также "Войной Йом-Киппур" или "Войной Судного дня". #2

Октябрьская война отличалась от предыдущих локальных войн прежде всего своей масштабностью - кроме Египта и Сирии - основных противников Израиля, в составе арабской коалиции сражались войска Алжира, Иордании, Ирака, Кувейта, Марокко, Саудовской Аравии, Судана и Туниса.

СССР и США приняли активное участие в политическом урегулировании нового конфликта. Однако ситуация развивалась таким образом, что сверхдержавы оказались косвенно вовлеченными в конфликт, который постепенно перерос в возможность конфронтации между Советским Союзом и Соединенными Штатами. Только благодаря усилиям советского и американского руководства, удалось избежать последствий, способных серьезно осложнить советско-американские отношения.

Цель данной работы - показать взаимоотношения СССР - США во время ближневосточного конфликта 1973 года. Большое внимание уделяется переговорному процессу, действиям сверхдержав, направленным на урегулирование конфликта. Автор пытается определить степень влияния конфликта на дальнейшее развитие процесса разрядки.

Одной из основных проблем, поставленных автором, является выяснение причин событий, происшедших во время арабо-израильской войны 1973 года. В частности, ответить на вопрос мог ли ближневосточный конфликт перерасти из локального в глобальный, то есть оценить возможность возникновения прямого столкновения между сверхдержавами.

Октябрьская война продолжалась с 6 октября до конца месяца. Точную дату ее окончания определить затруднительно, так как после принятия резолюции СБ ООН №338 от 22 октября боевые действия продолжались на сирийском фронте до 24 октября, а на египетском фронте до 25 октября. Осложнения в отношениях между СССР и США также произошли в конце октября 1973 года.

В работе рассмотрен период с 6 октября по начало ноября 1973 года. Для того, чтобы понять причины войны описаны некоторые события, происходящие в конце сентября - начале октября того же года. Основное внимание уделяется политике Советского Союза и Соединенных Штатов непосредственно во время Октябрьской войны. Рассматривается период возможной конфронтации сверхдержав и его урегулирования - конец октября - начало ноября 1973 года.

Автор сознательно ограничил хронологические рамки конфликта. Последующая политика сверхдержав на Ближнем Востоке, направленная на урегулирование конфликта, например созыв Женевской конференции, в работу не вошли. Это было сделано для того, чтобы сконцентрировать основное внимание на политике сверхдержав во время кризисной ситуации.

Ближневосточный конфликт до сих пор не разрешен. Появились новые очаги кризисных ситуаций не только в "третьем мире", но и в Европе. США не собираются отказываться от силовой политики, в связи с чем начинается новый виток напряженности в российско-американских отношениях. В связи с этим хочется надеяться, что данная работа позволит лучше понять действия различных государств, направленные на урегулирование кризисов на современном этапе.


Обзор источников

Содержание

В качестве источников использованы документы по внешней политике СССР и США, материалы съездов КПСС, материалы конгресса США, а также мемуарная литература и устные источники. Автор посчитал разумным сначала дать характеристику советских документов и мемуаров, а затем зарубежных.

Характеризуя советские источники, надо отметить, что мемуарная литература содержит больше сведений, чем официальные документы. Материалы, опубликованные в открытой печати, содержат довольно мало конкретной информации. Это в основном общие заявления. В открытой печати нет документов по военному сотрудничеству между СССР и арабскими странами. Нельзя достоверно изучить процесс принятия решений в советском руководстве. Нет открытых документов по Министерству обороны, из-за чего нельзя получить официальные данные о решениях советского руководства, связанных с направлением советских войск на Ближний Восток.

Большая часть мемуаров была выпущена в последние годы, что позволило авторам дать довольно подробное описание советской политики. Кроме того, учитывая высокие должности, которые занимали авторы мемуаров, их воспоминания можно считать достоверными.

Основной источник по советской политике во время ближневосточного кризиса 1973 года, использованный в данной работе - сборник документов "СССР и ближневосточное урегулирование, 1967 - 1988". #3 Публикуемые в сборнике документальные материалы, относящиеся к периоду Октябрьской войны, позволяют ознакомиться с политическими действиями и акциями, которые предпринимались советским государством для достижения политического разрешения арабо-израильской войны 1973 года.

В сборник входят: заявления советского правительства, послания, обращения, проекты резолюций, письма, ноты, речи, выступления, записи бесед, коммюнике, предложения СССР по урегулированию ближневосточного конфликта 1973 года.

Документы, опубликованные в сборнике, отражают официальную внешнеполитическую линию СССР, проводимую в октябре 1973 года. Данный сборник дает основные представления о советской политике в регионе.

В материалах съездов Коммунистической партии Советского Союза (использованы материалы XXIV #4 и XXV #5 съездов) указаны основные принципы внешней политики СССР. Недостатком данных материалов является невозможность использовать их для детального изучения проблемы, так как положения, записанные в них, большей частью не были выполнены. Несмотря на это указанный источник дает материал, позволяющий дать официальную оценку советской политике в регионе.

При написании работы были использованы материалы Архива внешней политики Министерства иностранных дел российской Федерации. Автор ознакомился с обзором американской прессы с 19 января по 7 ноября 1973 года, #6 нотами отдела США МИД СССР в посольство США в Москве за 1973 год, #7 нотами посольств третьих стран в посольства СССР в США. #8 С сожалением приходится признать, что предоставленные материалы не смогли полностью прояснить советскую политику. Это объясняется, в частности, тем, что до сих пор не истек срок секретности у большей части документов по ближневосточной политике СССР в начале 70-х годов.

Мемуары А. Ф. Добрынина "Сугубо доверительно. Посол в Вашингтоне при шести президентах США (1962 - 1986 гг.)", #9 изданные в 1996 году, подробно рассказывают о советско-американских отношениях указанного периода. Ближневосточному кризису 1973 года посвящена глава, озаглавленная: "Октябрь 1973 года: ближневосточный кризис". А. Ф. Добрынин уделяет много внимания совместным усилиям СССР и США, направленным на урегулирование конфликта. Надо принять во внимание и чрезвычайную осведомленность советского посла в Вашингтоне. В книге содержится большое число документов, которыми обменивались главы Советского Союза и Соединенных Штатов в ходе политического диалога. Данные мемуары были одним из основных источников при описании советской политики, так как книга А. Ф. Добрынина позволила узнать советскую позицию в вопросах урегулирования, невыраженную в официальных документах.

В работе были использованы воспоминания советского посла в Египте - В. М. Виноградова "Дипломатия: люди и события (из записок посла)", #10 изданные в 1998 году. В. М. Виноградов дает описание советских отношений с Египтом в период, предшествующий военным действиям и непосредственно во время их. Воспроизводятся записи бесед с А. Садатом, дается описание и анализ его поведения в той или иной ситуации. Без данной книги было бы трудно дать полную картину советско-египетских отношений во время кризиса 1973 года.

Следующий источник - мемуары В. А. Кирпиченко "Разведка: лица и личности". #11 Указанный источник интересен тем, что его автор в период с 1970 по 1974 года занимал пост резидента КГБ в Каире. В книге нет описания политики СССР в период самих военных действий, но зато достаточно четко дается ответ на вопрос "знал ли СССР о предстоящей войне"? Автор мемуаров, обладая достаточной информацией, приводит ряд факторов, которые раньше не были подтверждены в советской историографии.

В 1998 году были опубликованы мемуары К. Н. Брутенца "Тридцать лет на Старой площади". #12 Автор - бывший первый заместитель заведующего Международным отделом ЦК КПСС дает описание Международного отдела ЦК КПСС, рассказывает о его структуре и функциях. Отношениям с арабскими странами посвящена целая глава. К. Н. Брутенц дает общую характеристику советской политики на Ближнем Востоке, начиная с 50-х годов. Большое внимание уделяется проблеме ближневосточного конфликта и советско-американским отношениям. Кроме непосредственно воспоминаний, в книге содержится анализ советской политики в указанный период.

Нельзя не отметить воспоминания Г. М. Корниенко "Холодная война": Свидетельство ее участника", #13 выпущенную в 1995 году. В 1973 году Г. М. Корниенко занимал пост заведующего отделом США МИД СССР. Кризису 1973 года посвящена глава "Ближневосточная война 1973 года". Несмотря на небольшой объем главы, довольно подробно описываются основные события: начало войны, ход переговоров между СССР и США, в том числе визит Г. Киссинджера в Москву, а также кризисная ситуация, сложившаяся в 20-х числах октября 1973 года.

Для написания главы о советских ближневосточных интересах, кроме вышеуказанных мемуаров была использована книга И. В. Касатонова "Флот выходит в океан. Повесть об адмирале флота В. А. Касатонове". #14 Адмирал И. В. Касатонов - сын В. А. Касатонова на основе имеющейся у него документальной информации описывает служебный путь своего отца. Так как В. А. Касатонов в 1955 - 1962 году был командующим Черноморским флотом, соответственно дается подробное описание советских действий, направленных на размещение советского ВМФ в Восточном Средиземноморье.

Кроме документов и мемуаров были использованы устные источники. Автором было проведено несколько бесед со следующими лицами, которые смогли дать дополнительную информацию по некоторым аспектам советской политики в октябре 1973 года.

Бывший сотрудник Главного инженерного управления Государственного Комитета по Экономическим связям (ГИУ ГКЭС). Эта организация занималась поставками вооружения за рубеж.

Бывший советский военный специалист. В октябре 1973 года находился в Египте в должности военного переводчика.

Бывший советский офицер-подводник. В октябре 1973 года находился в составе 5-й эскадры в Средиземном море.

Бывший сотрудник Комитета Государственной Безопасности СССР, проходивший службу в Министерстве среднего машиностроения.

Зарубежные источники также представлены литературой как документального, так и мемуарного плана. В основном были использованы американские источники и документы, однако также были рассмотрены и некоторые документы НАТО.

Американские источники представлены сборником документов "Американская внешняя политика 1973". #15 Это официальное издание Государственного департамента США, выпускающееся ежегодно. В сборник входят документы по внешней политике США, заявления, речи, обращения, записи конференций, коммюнике. Документы, посвященные ближневосточной проблеме, включают в себя предложения США по урегулированию конфликта, отчеты чиновников Государственного департамента, заявления высших должностных лиц.

Следующий источник "Слушания Конгресса" - материалы заседаний конгресса США. Были использованы слушания 93-го конгресса, тома

25 - 27 (с 28 сентября по 5 ноября 1973 года). #16 Учитывая то, что внешняя политика находится в ведении сенатской Комиссии по международным отношениям, данное издание позволяет изучить предложения по ближневосточной политике, разрабатывавшейся в конгрессе США в конкретный период. Именно конгресс вырабатывает внешнеполитические документы, которые впоследствии направляются в Комиссию по международным отношениям. Только конгресс может принять решение о применении американских войск на территории другого государства, а именно этот вопрос стоял перед американской администрацией во время Октябрьской войны. Данный источник позволяет составить достаточно полное представление о мнениях как отдельных конгрессменов, так и политических группировок, высказываемых по поводу ближневосточной политики, которую следует проводить Соединенным Штатам.

К президентским документам следует отнести "Документы президентов Соединенных Штатов". Для написания данной работы было использовано издание 1975 года, #17 которое содержит публичные обращения президента Р. М. Никсона, его речи и заявления за 1973 год.

"Бюллетень Государственного департамента" - официальное издание Государственного департамента США, в котором публикуются основные документы по внешней политике, как то: заявления Государственного департамента, пресс-конференции по внешней политике Соединенных Штатов, выступления ведущих политических деятелей на внешнеполитические темы. В работе автор использовал выпуски с 15 октября по 24 декабря 1973 года (№№ 1790 - 1800). #18

К мемуарной литературе относятся воспоминания президента США - Р. М. Никсона, изданные в 1978 году "Мемуары Ричарда Никсона". #19 Событиям октября 1973 года посвящена глава, которая так и называется "Октябрь 1973". В ней Р. Никсон довольно подробно описывает события, происходившие во время ближневосточного кризиса. Основное внимание уделяется организации военной помощи Израилю, переговорам Г. Киссинджера в Москве и переписке президента США и Генерального секретаря ЦК КПСС. Как ни странно, но объявление в американских войсках повышенной боеготовности не нашло должного отражения в мемуарах Р. Никсона. События конца октября описаны довольно коротко и скупо, складывается впечатление, что Р. Никсон не считал ситуацию кризисной. Довольно полно дается переписка Р. Никсона и Л. И. Брежнева по данному вопросу.

Следующая книга Р. Никсона "Настоящая война", #20 выпущенная в 1980 году содержит в себе анализ внешней политики, проводимой в период его президентства. Данную работу можно отнести как к источникам, так и к историографии. В книге уделяется внимание и Октябрьской войне.

Интересны воспоминания государственного секретаря США Г. Киссинджера. Первая его работа "Годы в Белом доме" #21 вышла в 1979 году. Автор книги рассматривает период с 1969 по 1972 года. Очень подробно описывается внешняя политика Соединенных Штатов, принятие решений по ряду внешнеполитических вопросов. Для нашего исследования интересна глава, в которой описано начало переговоров между А. Садатом и Г. Киссинджером.

Следующие воспоминания Г. Киссинджера "Переломные годы", #22 изданные в 1982 году, относятся к более позднему периоду деятельности Г. Киссинджера на посту государственного секретаря. Книга была переведена на русский язык, но с купюрами. В нашей работе используется английский вариант. В воспоминаниях госсекретаря довольно подробно описаны действия США во время ближневосточного кризиса. Уделяется внимание следующим вопросам: организация "воздушного моста", переговоры в Москве, решение о приведении американских войск в состояние повышенной боевой готовности. Многие действия, описанные в этих воспоминаниях, встречаются в мемуарах Р. Никсона, а также в пресс-конференциях Г. Киссинджера.

В 1999 году вышло заключительное издание мемуаров Г. Киссинджера "Годы обновления". #23 Книга посвящена американской внешней политике 70-х годов. Большой интерес представляет раздел "Президент и его советник", посвященный взаимоотношениям между государственным секретарем и Р. Никсоном. В работе также рассматривается влияние ближневосточной войны 1973 года на американскую политику в регионе, и на советско-американские отношения.

Следующий источник книга израильского генерала М. Даяна (во время Октябрьской войны Министр обороны Израиля), озаглавленная "Моше Даян: История моей жизни". #24 В вышедшей в 1977 году книге войне 1973 года уделяется целая глава. М. Даян подробно описывает и анализирует военные действия, американо-израильские отношения во время войны. Что касается описания военных действий, то "Ньюсуик" напечатал следующую рецензию на эту книгу: "Эта работа будет востребована не только в Каире и Дамаске, но также и в Вест-Пойнте, и в Сэндхерсте". #25

Были рассмотрены воспоминания М. Хейкала - доверенного лица А. Садата, редактора каирского еженедельника "Аль Ахрам", человека чрезвычайно осведомленного. "Дорога к Рамадану" #26 рассказывает о том, как принимались решения о начале войны, как шла подготовка к боевым действиям. Описывается и сам ход военных действий.

При написании работы использовалась как советская, так и зарубежная пресса за соответствующий период.

Советская пресса. Газета ЦК КПСС "Правда". В ней печатались заявления советского правительства, связанные с положением на Ближнем Востоке, также довольно подробно освещалась политика СССР и США в ближневосточном регионе во время Октябрьской войны.

Газета "Известия" - ежедневная общеполитическая газета, издание Президиума ВС СССР. В данной газете печатались документы, связанные с ближневосточной политикой Советского Союза.

Центральный орган Министерства обороны СССР, военная и общеполитическая газета "Красная звезда". В ней публиковался ход военных действий. Позиции различных стран по вопросу ближневосточного конфликта.

Американская пресса. Газета "Нью-Йорк таймс" выражает позицию сионистских кругов США. В ней был напечатан ряд статей на различные темы, связанные с ближневосточным конфликтом 1973 года.

Газета "Вашингтон пост" довольно умеренная. Во время ближневосточного конфликта 1973 года довольно подробно освещала ближневосточную политику США. Много внимания уделялось проблемам энергетической безопасности.


Историография

Содержание

Проблема арабо-израильского конфликта и участия в нем сверхдержав рассматривалась многими исследователями. Работы на данную тему можно разделить на несколько видов.

1. Работы, посвященные советско-американскому участию в конфликте, направленному на его политическое разрешение.

2. Работы, посвященные советской или американской политике в ближневосточном регионе.

3. Работы, написанные на темы без которых невозможно целостное восприятие проблемы ближневосточного конфликта 1973 года, как то: поставки оружия, ход военных действий, нефтедобыча.

В данной главе автор посчитал целесообразным рассматривать работы именно по указанным выше группам.

Работы, относящиеся к первой группе.

Сборник "Сверхдержавы на Ближнем Востоке: Динамика внешней политики" #27 содержит статьи американских и британских исследователей по разным аспектам ближневосточного конфликта. Интерес представляют статьи, в которых рассматривается советская и американская политика в регионе. Это, например, работа С. Н. МакФарлейна (доцент кафедры Управления и международных отношений Университета Виргинии) "Советский взгляд на использование силы в "Третьем мире", статья П. Джаббера и Р. Колковича "Арабо-израильские войны 1967 и 1973 годов", в которой анализируется ход военных действий и участие сверхдержав в ближневосточных войнах.

Работа Р. Гартхоффа "Разрядка и конфронтация. Американо-советские отношения от Никсона до Рейгана", #28 вышедшая в 1994 году, посвящена рассмотрению кризисных ситуаций между СССР и США, возникавших во время процесса разрядки 70-х годов. Одна из глав посвящена ближневосточному кризису 1973 года, в ней Р. Гартхофф пытается определить степень влияния кризиса на процесс разрядки. По мнению автора данной работы, кризис не оказал большого влияния на разрядку, но в результате Октябрьской войны СССР частично потерял свое прежнее влияние на Ближнем Востоке, а США заняли ведущее место в урегулировании конфликта.

Работа директора Лондонского института современной истории, председателя исследовательского совета в Центре стратегических и международных исследований в Вашингтоне, редактора "Журнала современной истории" В. Лаквера "Конфронтация: Ближний Восток и мировая политика". #29 В. Лаквер рассматривает Октябрьскую войну в контексте международной политики, в частности, советско-американских отношений. Основной вывод, который делает исследователь - кризис мог бы осложнить отношения между СССР и США, однако сверхдержавы сознательно решили не допускать подобного развития событий.

В советской историографии теме сотрудничества сверхдержав в деле урегулирования ближневосточного конфликта и его влияние на процесс разрядки уделялось крайне мало внимания, в основном использовался официальный тезис: "новые возможности для достижения мира на Ближнем Востоке открылись в условиях разрядки напряженности". #30 Только в последние годы можно выделить работы историка О. А. Колобова из Нижегородского университета, #31 однако и его исследования в основном посвящены американской ближневосточной политике.

Вторая категория работ - работы, посвященные ближневосточной политике СССР или США.

В отечественной историографии большая часть исследований посвящена американской политике в регионе. Это работы Р. В. Борисова, #32 В. А. Кременюка, Е. М. Примакова.

Особый интерес представляет исследование В. А. Кременюка "Политика США в развивающихся странах. Проблемы конфликтных ситуаций. 1945 - 1976". #33 В книге рассматриваются основные направления и главные этапы политики США по отношению к конфликтным ситуациям в странах Азии, Африки и Латинской Америки в послевоенный период, а также особенности этой политики в период разрядки.

Хочется отметить работы Е. М. Примакова, в частности, "Анатомия ближневосточного конфликта". #34 В книге всесторонне рассматривается конфликт, продолжающийся с начала века. Прослеживается конфронтация между Израилем и соседними арабскими государствами. Анализируется ближневосточная политика США. Рассматривается, каким образом энергетический кризис воздействует на развитие событий на Ближнем Востоке, влияет на политику США и их западных партнеров в этом районе.

Одной из немногих работ по советской ближневосточной политике является книга О. М. Горбатова и Л. Я Черкасского "Борьба СССР за обеспечение прочного и справедливого мира на Ближнем Востоке". #35 Книга посвящена советской политике в регионе, подробно рассматриваются основные шаги СССР, направленные на урегулирование конфликта.

Значительная часть книг по советской ближневосточной политике написана зарубежными исследователями. Это работа профессора Д. Паппа (председатель американо-советского отделения Ассоциации международных исследований) "Советская политика в развивающихся странах в 1980-х: Проблемы силы и присутствия". #36 Несмотря на то, что книга посвящена политике СССР во всем "третьем мире", Ближнему Востоку уделено значительное внимание. Рассматриваются экономические, политические и военные аспекты советского присутствия на Ближнем Востоке.

Большая часть американских исследователей при описании советской ближневосточной политики уделяет особое внимание военному присутствию и военной политике Советского Союза. К подобным работам относятся "СССР в конфликтах в "третьем мире. Советская армия и дипломатия в локальных войнах" Б. Портера, #37 "Оружие для арабов. СССР и война на Ближнем Востоке" И. Глассмена, #38 "Красная звезда на Ниле" А. Рубинштейна. #39

Хочется также отметить книгу индийского ученого М. Махмуда "Советская политика во время арабо-израильского конфликта 1948-1988 годов". #40 В главе, посвященной Октябрьской войне, подробно показываются шаги СССР, направленные на урегулирование кризиса, взаимоотношения с Соединенными Штатами.

Значительное количество работ американских исследователей посвящено ближневосточной политике Соединенных Штатов. Ю. Ростоу в своей книге "Ближний Восток. Проблемы выбора для Соединенных Штатов" #41 дает подробное описание американской политики в регионе.

Ближневосточной политике США, а именно, переговорам Г. Киссинджера, посвящена книга израильского журналиста М. Голана "Секретные переговоры Г. Киссинджера. Дипломатия на Ближнем Востоке". #42 Книгу вначале запретила цензура, так как сведения, приводимые в ней, были отнесены к разряду секретных. Данная работы довольно полно освещает переговорный процесс между США и Израилем как во время Октябрьской войны, так и после ее окончания.

Наиболее полное исследование американской политики во время Октябрьской войны - работа А. Доути "Ближневосточные кризисы: Процесс принятия решений Соединенными Штатами в 1958, 1970 и 1973 годах". #43 В указанной работе много внимания уделено процессу принятия решений американской администрацией. Кроме того, в работе А. Доути дается анализ советско-американских отношений и переговорный процесс.

Хочется отметить работы следующих исследователей, посвященные теме процесса принятия решений. Это книга П. Дж. Хэнея (доцент кафедры политических исследований Университета Огайо) "Организация решений внешнеполитических кризисов: Президенты, советники и управление процессом принятия решений". #44 Эта работа ставит перед собой целью проследить организацию процесса принятия решений от Трумэна до Буша. Благодаря этому исследованию можно расширить понимание организации, управления и поведения групп, которые создавались президентами во время внешнеполитических кризисов.

Книга известного историка Ст. Амброуза "Никсон", #45 описывающая деятельность американского президента, и рассматривающая в том числе и вопросы разрешения внешнеполитических кризисов.

Работа Р. Морриса "Неопределенное величие: Генри Киссинджер и американская внешняя политика" #46 также посвящена вопросам разрешения кризисных ситуаций. Значительное место занимает описание позиции США во время ближневосточного конфликта 1973 года.

О проблемах, связанных с возможностью конфронтации двух сверхдержав, пишет в своих статьях С. Саган (преподаватель отделения управления Гарвардского университета). Его работы "Уроки тревоги Йом-Киппур" и "Ядерные тревоги и управление кризисами" #48 описывают принятие решений в кризисной обстановке.

Работы третьей группы.

Статья А. Андреасяна "Ближний Восток - нефтяной фактор", #49 посвящена взаимосвязи между добычей нефти и ближневосточным конфликтом. Статья А. Б. Василенко и В. В. Разуваева "Нефтяная проблема и международные отношения" #50 на ту же тему.

Работы отечественных и зарубежных исследователей, посвященные американскому конгрессу. Это "Произраильская коалиция в американском конгрессе" #51 Н. В. Осиповой, "Сенат и внешняя политика США (конец 1960-х - начало 1970-х годов)" #52 Е. П. Поповой. Книга, описывающая деятельность сенатора Г. Джексона "Твердым курсом. Генри М. Джексон и национальная безопасность". #53

Интересна работа Д. Стюарта (директор отделения международных отношений в Дикинсон колледже) и У. Тоу (преподаватель международных отношений в Университете Южной Калифорнии) "Границы альянса. Проблемы вне зон ответственности НАТО с 1949 года". #54 Цель данного исследования - рассмотреть политику НАТО и отдельных его членов при возникновении кризисных ситуаций вне зон ответственности альянса. Рассмотрена, в частности, политика США во время Октябрьской войны и реакция союзников Соединенных Штатов по НАТО.

Статья О. А. Белослудцева, Г. Л. Плоткина "1973. Война без победивших, война без побежденных" #55 посвящена непосредственно боевым действиям. Эта статья представляет интерес, так как в ней были использованы материалы научной конференции Института военной истории, посвященной 25-летию Октябрьской войны.

Несмотря на то, что тема ближневосточного конфликта 1973 года получила достаточно широкое развитие в отечественной и зарубежной историографии, большая часть работ по данной теме посвящена отдельным аспектам кризиса.

До сих пор не были подробно описаны как политика Советского Союза в отношении арабских государств, так и советско-американские действия, направленные на политическое урегулирование арабо-израильского конфликта 1973 года. В отечественной историографии нет работ по советской политике во время кризисной ситуации конца октября 1973 года, не рассматриваются вопросы поставок вооружений в страны ближневосточного региона. В данной работе автор попытался раскрыть указанные выше темы.

ГЛАВА 1

Ближний восток в системе советско-американских отношений после второй мировой войны

§ 1. Ближневосточные интересы СССР
Содержание

Ближний Восток, находящийся на стыке Европы, Азии и Африки давно привлекал к себе внимание великих держав. Ближний Восток позволяет контролировать Восточную часть Средиземноморья, а соответственно Черноморские проливы и Суэцкий канал. Кроме того, через Сирию и Ирак проходит путь, связывающий Средиземное море с нефтепромыслами Персидского залива. На Ближнем Востоке были созданы промежуточные базы воздушных сообщений между Европой, Юго-Восточной Азией и Дальним Востоком. Богатые залежи полезных ископаемых, удобное географическое положение, огромные рынки сбыта не могли оставить в стороне мировые державы, и прежде всего СССР и США.

Именно в Восточном Средиземноморье происходило соприкосновение двух блоков - НАТО и ОВД, и этот регион рассматривался командованием НАТО как основной плацдарм для нанесения ударов по южным рубежам Советского Союза. В Средиземном море постоянно находился 6-ой флот США и была сформирована довольно мощная наземная Южноевропейская и морская Средиземноморская группировки НАТО. Интересы НАТО в этом районе объяснялись также тем, что большая часть ВС НАТО в Европе использовала именно ближневосточную нефть для обеспечения своих постоянно растущих потребностей в горюче-смазочных материалах.

Советский Союз не мог не обращать внимания на усиление вероятного противника на своих южных рубежах. Однако реально ничего не мог противопоставить. Для борьбы с США требовались баллистические ракеты, из-за чего в 50-х - 1-ой пол. 60-х гг. началось наращивание стратегических вооружений, что привело к снижению роли обычных вооружений. Хотя в Советском Союзе и был сформирован ЗакВО (Закавказский военный округ - мощная группировка для противостояния Турции), однако для осуществления крупных морских операций Советский Союз в тот период времени не обладал необходимыми возможностями. Учитывая то, что "современная война" в основном будет проходить на морских театрах военных действий (ТВД), #56 решено было развивать ВМФ в качественно новом направлении, а именно создавать океанский флот, который мог бы защитить интересы СССР во всем мире. Согласно официальной точке зрения, отраженной в работе военных юристов Г. С. Горшкова и Г. М. Мелкова: "Если ВМС западных стран - инструмент агрессии и неоколониализма, то советский ВМФ служит средством миролюбивой политики и дружбы народов, пресечения агрессивных устремлений империализма, сдерживания военных авантюр и решительного противодействия угрозам безопасности народов со стороны империалистических держав". #57

Таким образом, основными направлениями деятельности Советского ВМФ стали:

- обеспечение внешнеполитических мероприятий, проводимых СССР в регионах значительно удаленных от территории Советского Союза;

- противодействие ВМС враждебных государств на акватории всего Мирового океана;

- обеспечение деятельности советских подводных крейсеров стратегического назначения.

После создания первых советских подводных лодок, способных нести баллистические ракеты с ядерными боеголовками, стало ясно, что флоту нужен выход в океан, но без баз обеспечения, без развитой инфраструктуры флот не мог выполнять поставленные перед ним задачи. Это показали уже первые походы советских дизельных подводных лодок (ПЛ) в Атлантику и в Средиземное море, где вовсю хозяйничали корабли стран НАТО. После создания атомных подводных лодок (АПЛ) ситуация несколько изменилась, так как АПЛ обладают большей автономностью, однако нормальная деятельность ВМФ не представлялась возможной без взаимодействия всех его компонентов. Необходимы аэродромы для авиационного прикрытия, ремонтные базы для кораблей. Надводные корабли, в свою очередь должны были обеспечивать операции как подводных сил флота, так и десантных судов (морская пехота, наряду с ВДВ, составляла основу мобильных сил Советского Союза, которые могли за короткий срок достичь практически любой точки земного шара, что вызывало серьезную озабоченность в среде американских военных и политиков).

Для того, чтобы понять взаимосвязь между Ближним Востоком и советским ВМФ, необходимо объяснить ситуацию, в которой советский флот находился до начала 60-х годов.

1. Только два флота Северный (СФ) и Тихоокеанский (ТОФ) имели выход в океан, однако, учитывая то, что корабли СФ могли действовать в северной Атлантике, Балтийский флот (БФ) не испытывал серьезную потребность в проходе через Датские проливы. Кроме того, вся Северная Атлантика находилась под контролем стран НАТО, и все прибрежные государства являлись членами этой организации. Соответственно, СССР не имел никакой возможности строить или размещать свои военно-морские базы в этом регионе.

2. Основные боевые действия между НАТО и ОВД должны были развернуться в Центральной и Северной Европе на сухопутных ТВД. БФ выступал лишь как вспомогательная сила для проведения наземных операций в Балтийском регионе.

3. По другому складывалась обстановка на Юго-западных рубежах ОВД и СССР. Усиление военного присутствия США и НАТО в Средиземном море и рост национально-освободительного движения в странах Ближнего Востока и Северной Африки, дружественных Советскому Союзу - все это требовало выхода советского ВМФ в Средиземноморье. Большую роль в этом сыграла и новая внешнеполитическая доктрина, предусматривающая не глобальное проникновение в страны "третьего мира", а укрепление своих позиций в стратегически важных районах. В качестве таких районов рассматривались Куба, Египет, Сирия, Ирак, Южный Йемен, Ангола, Мозамбик, Эфиопия, Афганистан, Вьетнам. Но особенный интерес представляли страны Ближнего Востока, позволявшие укрепиться в Восточном Средиземноморье.

В конце 50-х гг., благодаря заключенным советско-албанским соглашениям, Советский Союз получил возможность разместить во Влерском заливе - в бухте Паша-Лиман (Албания) 40-ю отдельную бригаду подводных лодок (12 единиц). Как писал И. В. Касатонов: "Натовцам придется учитывать их присутствие в восточной части Средиземного моря. Вполне вероятно, что командование 6-го флота сочтет целесообразным перенести западнее районы боевого маневрирования авианосцев, те самые, с которых планируется поднимать самолеты для нанесения ядерных ударов по объектам на территории СССР. Таким образом, увеличилось бы время полета авианосной авиации к нашим границам, а значит, и улучшились бы возможности отражения ее ударов". #58 База существовала недолго, в 1961 году, после ухудшения отношений между СССР и Албанией, правительство последней запретило нашим лодкам базироваться во Влере. Бригада ПЛ была выведена. Несмотря на это, Черноморский флот в начале 60-х провел крупные учения на Средиземном море. Советское присутствие в регионе становилось все более ощутимым для НАТО и США. Однако непрерывная боевая служба наших кораблей в Средиземном море началась только с 1964 г.

Можно выделить три главных следствия военно-морского присутствия СССР в Средиземном море и влияние их на советско-американские отношения:

5-й флот и корабли НАТО потеряли полный контроль над Средиземным морем;
В кризисных ситуациях, возникающих в мирное время, советский ВМФ влиял на принятие США решений, ограничивая их способность использовать 6-флот во внешнеполитических целях;
Возросла степень военной конфронтации между СССР и США из-за локальных конфликтов. #59
ВМФ начал играть довольно значимую роль в советской внешней политике. Это объяснялось в частности тем, что ВМФ в конце 60-х годов добился более высокого статуса в системе ВС СССР (предпосылки для этого были заложены в конце 50-х - начале 60-х), чем это было раньше. Флот из морского превратился в океанский и, соответственно, стал решать стратегические задачи по обеспечению безопасности страны. Именно в этот период флот выходит в океан, несмотря на противодействие противника как политическое, так и военное. Уже в 1966 году отряд атомных ПЛ совершил кругосветное плавание без всплытия на поверхность. Более того, советский флот начал появляться в тех районах, которые всегда считались "зоной ответственности" США или НАТО.

Кроме противостояния 6-му флоту США и силам НАТО на юге Европы перед Советским ВМФ встали новые задачи. Ввиду того, что на вооружение ВМС США поступили ракеты типа "Посейдон" и "Трайдент", американские подводные ракетоносцы получили возможность действовать на значительном расстоянии от границ Советского Союза. Из Средиземного моря американская угроза переместилась в Индийский океан. ВМФ СССР должен был противодействовать этому.

Возможности Советского флота действовать на таком удалении от своих баз были крайне ограничены. Появилась необходимость в организации военно-морских баз в районе Индийского океана. Первоначально в Южном Йемене, потом в Сомали и Эфиопии уже за пределами Ближнего Востока. #60

В 1968 К. Гастейгер писал в "Форин Эффэарс": "С арабо-израильской войны в июне 1967 года Советский Союз усилил политическое и военное присутствие (в Средиземноморье С.С.) по сравнению с предыдущим периодом, и не выказывает никаких намерений к уходу. Он, таким образом, перестает играть роль стороннего наблюдателя, который может защищать или продвигать свои интересы в регионе только путем устных заявлений". #61

Политические интересы СССР на Ближнем Востоке были следующие:

Советский Союз стремился усилить свое влияние в регионе.
СССР стремился противостоять западному и растущему китайскому влиянию в Восточном средиземноморье.
Ближний Восток находился слишком близко от советских границ, и усиление советского влияния было необходимо для обеспечения безопасности государства. Это признавали даже в Соединенных Штатах, например, Дж. Кэмпбелл писал в 1970 году, что, несмотря на то, что Ближний Восток - "регион не очень важный для СССР, тем не менее, это южное подбрюшье Советского Союза и путь для экспансии в другие регионы". #62

Взаимодействуя с прогрессивными (согласно советской официальной точке зрения) странами, Советский Союз укреплял свои позиции на Ближнем Востоке. Однако существовали некоторые трудности, так например, многие из арабских стран воспринимали коммунизм (не без подсказки со стороны США) как политический строй враждебный исламу. Это была одна из причин, по которой Москва не смогла распространить свое влияние на такие государства как Иран, Саудовская Аравия, Оман, ОАЭ. Ряд стран Ближнего Востока, которые сами претендовали на ведущую роль в регионе, рассматривали СССР как "сверхдержаву со сверхамбициями" и, хотя, охотно принимали советскую помощь, но не позволяли вмешиваться в свои внутренние дела. #63

Серьезные связи с ближневосточными странами СССР начал налаживать еще в 50-х годах, однако не была выработана линия поведения Советского Союза во время конфликтных ситуаций внутри арабского мира. Когда СССР поддерживал одну из воюющих сторон, то это оборачивалось потерей другой стороны, так было во время конфликтов между Южным Йеменом и Северным Йеменом, Иорданией и Сирией, Сирией и ООП.

При налаживании отношений с арабскими странами большое внимание уделялось "социалистической ориентации" последних. Как писал в своих воспоминаниях К. Н. Брутенц: "Мы переоценили созидательный потенциал националистов, вставших у государственного руля, свою способность оказать на них политическое и идеологическое воздействие. И здесь были ослеплены гулявшим среди них социалистическим поветрием, часто не понимая его характера". #64 Действительно, советское руководство слишком надеялось на то, что, встав на социалистический путь развития, арабские страны с этого пути уже не свернут. Однако сама ситуация, сложившаяся в регионе, способствовала возникновению подобного неверного представления.

Несмотря на все вышеперечисленные трудности, политика, проводимая СССР в регионе с середины 50-х годов, была вполне успешной. Были достигнуты положительные результаты как в обеспечении безопасности Советского Союза, так и в отношениях с отдельными странами.

Экономические интересы СССР на Ближнем Востоке в основном заключались в развитии торговых связей со странами региона и поддержание политических отношений через экономическую помощь и торговлю. СССР поставлял: сельскохозяйственную технику, машины, оборудование, а в ответ получал продовольственные товары, нефть, газ и фосфаты. Большую роль в торговых отношениях играли поставки вооружений. Это было связано с тем, что кроме получения значительной денежной прибыли, Советский Союз мог через поставки оружия влиять на местные правительства. Неверно говорить, что СССР дарил оружие, вопросы оплаты решались в зависимости от ситуации, кроме того некоторые типы вооружений, хотя и находились в дружественных арабских странах, но руководство ими осуществлялось из Москвы.

Только за поставки вооружения, составлявшие большую часть советского экспорта в арабские страны, СССР в 1966 - 1975 годах получил более 6 млрд. долл. #65 Однако, приходится признать, что на тот период торговые связи СССР со странами Ближнего Востока не соответствовали должному уровню.

Таким образом, к началу 70-х годов, можно выделить следующие основные группы советских интересов на Ближнем Востоке:

1. Политические интересы:

усиление влияния СССР в регионе;
укрепление связей с прогрессивными (с точки зрения советского руководства) режимами в арабских странах;
противостояние Западному влиянию в ближневосточном регионе;
противостояние китайскому влиянию в ближневосточном регионе. #66
2. Военные интересы:
обеспечение безопасности южных границ Советского Союза;
возможность размещения военно-морских баз и аэродромов в Южном Средиземноморье;
обеспечение выхода Советского ВМФ в Средиземное море и Индийский океан;
противостояние 6-му флоту США и силам НАТО в Средиземноморье и американским атомным подводным лодкам с баллистическими ракетами в Индийском океане.
3. Экономические интересы:

расширение рынков сбыта и торговых связей в регионе;
импорт полезных ископаемых;
продажа советского оружия прогрессивным (с точки зрения советского руководства) режимам.

§ 2. Ближневосточные интересы США
Содержание

В результате Второй мировой войны обстановка на Ближнем Востоке изменилась. Великобритания и Франция потеряли свое прежнее влияние. На их место стали претендовать США. Согласно Г. Киссинджеру, интерес у Соединенных Штатов к Ближнему Востоку возник после 1955 года, когда Н. С. Хрущев заключил договор о поставках оружия с Египтом, что было расценено американским руководством как серьезная заявка Советского Союза на усиление своего влияния в регионе. "Хрущев разрушил "санитарный кордон", который Соединенные Штаты воздвигли вокруг Советского Союза, поставив перед Вашингтоном задачу противостоять Советам на тех территориях, которые раньше не внушали опасения Западному полушарию," #67 - так оценивает это Г. Киссинджер.

В начале 50-х годов США рассматривали Ближний Восток как один из возможных театров военных действий против СССР. Соответственно, одной из основных целей Соединенные Штаты предполагали создание в регионе военных блоков антисоветской направленности, находящихся под американским контролем.

25 мая 1950 года правительства США, Великобритании и Франции выступили с тройственной декларацией, призывающей ближневосточные страны установить военные связи с Западом для противодействия коммунистическому влиянию. "Основной смысл декларации заключался в том, что западные державы брали на себя гарантии соблюдения израильских границ 1949 года и "контроль" над вооружением арабских стран". #68 Арабские страны отказались от подобного соглашения.

Американское руководство опасалось, что политика США на Ближнем Востоке будет ассоциироваться со старой колониальной политикой европейских государств. Г. Киссинджер писал по этому поводу: "И Трумэн, и Эйзенхауэр были против британских военных действий в Иране или Египте, убежденные, что споры подобного рода должны решаться в ООН. В действительности же, они не хотели, чтобы их политика отождествлялась с британским колониальным наследием, которое они считали неприемлемым". #69 Соединенными Штатами было даже решено считать национально-освободительное движение в странах Ближнего Востока подобием американской Войны за независимость.

Но реальные условия были таковы, что местные лидеры не были склонны видеть в США дружественную силу. Никто из них не желал, чтобы на смену Великобритании или Франции пришла другая держава. А некоторые ближневосточные политики надеялись сыграть на советско-американском противоборстве для достижения своих целей.

По мнению исследователя И. Ванден Берге: "В теории Эйзенхауэр и Даллес симпатизировали движению деколонизации. Однако на практике они не знали, что им делать. Они не могли понять позицию ряда националистических лидеров в странах "третьего мира", которые не хотели делать выбор между советским или американским лагерем". #70

Характер отношений Соединенных Штатов с Египтом во многом оказывал влияние на поведение Соединенных Штатов на Ближнем Востоке. В октябре 1951 года США, Великобритания, Франция и Турция предложили Египту войти в состав нового военного блока - Объединенного средневосточного командования, куда также предполагалось включить Сирию, Ливан, Саудовскую Аравию, Йемен, Израиль и Иорданию. Впоследствии предполагалось размещение иностранных войск на территории этих государств и установление связи Средневосточного командования с НАТО. Но Египет, который в это время требовал вывода британских войск со своей территории, не желал, чтобы место англичан занял кто-то другой. По этой причине он отверг данное предложение.

После революции в Египте и прихода к власти Г. А. Насера, Египту потребовалась экономическая помощь для развития хозяйства, в частности, для строительства Асуанской ГЭС. "Насер обратился за иностранной помощью, - пишет А. Деконде. - В декабре 1955 года США сообщили, что они готовы помочь , предложив 56 млн. долларов. Британия предложила помощь в 14 млн. долларов". #71 Но в связи с тем, что Г. А. Насер начал проводить политику, направленную на сближение с Советским Союзом и социалистическими странами, западные страны отказали Египту в предоставлении кредитов. Этим не замедлил воспользоваться СССР, заключив с Египтом ряд сделок по продаже оружия и подписав в1958 году соглашение об экономическом и техническом сотрудничестве.

США продолжали укреплять свои отношения с Израилем - их наиболее надежным партнером на Ближнем Востоке. В июле 1952 года между Израилем и США был подписан секретный договор о взаимной безопасности. Договор предусматривал поставки американского оружия Израилю. Израиль, в свою очередь, должен был оставаться союзником Соединенных Штатов, поддерживая их ближневосточную политику.

В апреле 1954 года США добились создания турецко-пакистанского блока. В феврале 1955 года был заключен военный союз между Турцией и Ираком, положивший начало Багдадскому пакту. В апреле 1955 года в него вступила Великобритания, в октябре - Пакистан и Иран. А с ноября того же года пакт стал называться "Средневосточная оборонительная организация". Дж. Спаниер характеризует ближневосточную политику США на данный период следующим образом: "В 1955 году Соединенные Штаты закончили создание линии по советско-китайской периферии. Британия, при поддержке США, создала Средневосточную оборонительную организацию (МЕТО)… Известная как Багдадский пакт, МЕТО расширила границы НАТО от Турции к Индии". #72

Весной 1957 года Д. Эйзенхауэр огласил свою ближневосточную доктрину. В ней говорилось, что Соединенные Штаты будут защищать независимость ближневосточных государств и готовы применить военную силу для защиты стран от агрессии со стороны мирового коммунизма. "Было трудно понять, что означает эта доктрина, - писал в своей работе Дж. Спаниер. - Советский Союз не граничил ни с одним арабским государством. Ирак с юга был уже защищен Багдадским пактом, а через союз с Великобританией и Турцией самим НАТО; таким образом доктрина не могла быть направлена против Советского Союза. И в любом случае, Советский Союз уже преодолел северный барьер". #73

Д. Эйзенхауэр не разобрался до конца в разнице между арабским национализмом и коммунизмом. Он считал, что националисты подобные Г. А. Насеру, принимая советскую помощь, и сами станут коммунистами. Ближневосточная доктрина Эйзенхауэра нашла понимание только в Саудовской Аравии и Иордании.

Политика Дж. Ф. Кеннеди в основном продолжала линию республиканцев, однако была более гибкой. Администрация президента, например, пыталась смягчить отношения между США и Египтом - миссия Э. Мейзона в Каир в 1962 году, во время который с американской стороны была предпринята попытка наладить дружественные отношения с этой арабской страной. С другой стороны, после революции в Йемене США поддержали Саудовскую Аравию, которая активно принимала участие в военных действиях на стороне монархистов. Учитывая то, что Египет поддерживал революционный Йемен куда были посланы египетские войска (усиленные советскими военными советниками), то действия США шли вразрез с египетскими планами. Такая позиция США не способствовала улучшению отношений с Египтом.

Когда в Сирии произошел переворот, в результате чего она вышла из состава ОАР, США поддержали новое сирийское правительство, надеясь таким образом повлиять на Египет. Однако американским надеждам не было суждено сбыться, вопреки расчетам Соединенных Штатов Г. А. Насер в мае 1962 года сообщил, что в Египте будет построено социалистическое общество. Для США это означало выход ведущей арабской державы из сферы американской зоны влияния.

Во время президентства Л. Джонсона был выдвинут курс "глобального интервенционизма", предусматривающий контроль США над конфликтными ситуациями в развивающихся странах. Однако в связи с войной во Вьетнаме Ближнему Востоку не могло уделяться столь же пристальное внимание, как это было раньше. Успехи советской дипломатии - налаживание дружественных отношений между СССР и Турцией, СССР и Ираном, вызвали тревогу со стороны США. Соединенные Штаты не могли себе позволить потерять влияние в регионе и, что немаловажно, нефтяной комплекс, ради которого США и стремились сохранить свое присутствие на Ближнем Востоке.

Начиная с середины 60-х годов, Израиль становится основным ближневосточным союзником США. Это был вполне закономерный исход событий, учитывая политику Израиля и сильное влияние произраильского лобби в США. Вьетнамская война исключала применение американских войск на Ближнем Востоке, в случае если бы возникла необходимость. Израиль же, вооруженный США и западными странами (большую помощь в обучении офицеров оказала Западная Германия), мог успешно противостоять арабским странам.

В январе 1969 года после победы республиканской партии на президентских выборах к власти в США пришло новое правительство во главе с Р. Никсоном. Политика республиканцев по отношению к конфликтам в различных регионах в первой половине 70-х годов осуществлялась, по выражению В. А. Кременюка, "под преимущественным влиянием вовлеченности в Индокитае и на Ближнем Востоке". #74

Администрация Р. Никсона открыто заявляла о своем подходе к ближневосточному конфликту в первую очередь с точки зрения советско-американских отношений и лишь потом как к борьбе Израиля против арабских государств. Новый подход США к решению конфликта сочетал в себе элементы гибкости в отношениях с арабскими странами и курс на сохранение военного превосходства Израиля. Официально это было объявлено как сохранение баланса сил в регионе. Проявлением этого курса стала попытка занять место посредника в арабо-израильском конфликте.

В период выборной кампании 1972 года, в которой большое значение приобрела борьба за голоса избирателей-евреев, произраильская позиция в отношении США к ближневосточному конфликту еще больше усилилась. Оба кандидата на пост президента Р. Никсон и Дж. Макговерн стремились использовать вопросы помощи Израилю для завоевания поддержки со стороны сионистских организаций. В такой обстановке интересы "сбалансированной" политики отошли на второй план, а на первом утвердилась политика усиления военного потенциала Израиля. Во время визита в США премьер-министра Израиля Г. Меир в марте 1973 года было достигнуто соглашение об оказании американской помощи Израилю в размере 565 млн. долларов. #75

С 1972 года начались переговоры США с президентом Египта А. Садатом. Основной целью США являлось укрепление своих позиций в Египте и ослабление советского влияния в этой стране. Однако в ходе переговоров в 1973 году американцы потребовали от Египта существенных территориальных уступок для обеспечения безопасности Израиля. А. Садат не захотел пойти на подобное соглашение, поэтому он избрал тактику военного нажима на Израиль, чтобы вынудить США действовать так, как это выгодно Египту.

Результатом этой политики стало то, что 6 октября 1973 года на Ближнем Востоке началась новая, четвертая по счету арабо-израильская война.

Соединенные Штаты преследовали вполне определенные цели на Ближнем Востоке. Параллельно с экономической экспансией США в этом районе возрастала и его военно-стратегическая и политическая роль в планах Соединенных Штатов.

Большое значение для США на Ближнем Востоке играл нефтяной фактор. Это было обусловлено следующими причинами:

1. Американские нефтяные компании владели большей частью нефтедобычи в арабских странах;

2. Войска НАТО и США в Европе зависели от поставок ближневосточной нефти.

До начала 70-х годов нефтяные интересы США ограничивались получением прибыли от добычи ближневосточной нефти. В недрах стран Ближнего Востока находилось около 70% разведанных нефтяных запасов мира. И около 60% нефтедобычи в арабских странах сконцентрировали в своих руках американские нефтяные компании. #76 От импорта арабской нефти зависели и американские союзники. Так например, около 85% нефти, поставляемой в Японию с Ближнего Востока, поступало через каналы американских нефтяных компаний. #77 Контроль над нефтедобычей позволял США воздействовать на другие нефтедобывающие страны. Во второй четверти 1973 года Соединенные Штаты получали с Ближнего Востока и Северной Африки (Алжир, Ливия) около 1,5 млн. баррелей нефти в сутки, что составляло около 7% суточных американских потребностей в нефти. #78

В начале 70-х годов эти факторы сохранили свое значение. Но все большую роль для США стала играть сама возможность импорта нефти с Ближнего Востока. Традиционные поставщики нефти в Соединенные Штаты из стран Западного полушария - Канада и Венесуэла - не могли удовлетворить потребности США. Поэтому Соединенные Штаты были заинтересованы не просто в возможности импорта, но в возможности гарантированного импорта нефти.

Единственным источником, который смог бы обеспечить потребности США в нефти в условиях надвигающегося нефтяного кризиса, стал Ближний Восток. Ближневосточная нефть обеспечивала потребности европейских союзников США. Большая часть военных баз, расположенных в Европе (особенно в южной ее части), зависела от поставок арабской нефти. Европейские страны возлагали большую надежду на Ливию, как на единственное государство в западном средиземноморье богатое нефтью. Но этим планам не суждено было сбыться в связи с революцией в Ливии в 196 9 году.

Ближневосточные залежи нефти оценивались в 300 миллиардов баррелей. Наиболее богатыми нефтью странами были: ОАЭ, Ирак, Кувейт, Иран и Саудовская Аравия. #79 Условия залегания нефти делали ее добычу крайне дешевой. Тем временем, потребность в нефти в США постоянно возрастала. Судьба нефтяных месторождений на Аляске продолжала оставаться неясной. И только Ближний Восток с его развитой инфраструктурой для обеспечения поставок нефти мог обеспечить растущие нефтяные запросы Соединенных Штатов.

Для обеспечения гарантированных поставок необходимо было налаживать отношения с арабскими нефтедобывающими странами. В 1967 году, когда некоторые государства Ближнего Востока объявили нефтяной бойкот США, Америка ввозила менее 500 тыс. баррелей нефти в сутки из стран Арабского Востока, и эмбарго не оказало никаких серьезных последствий. #80 Но новое снижение нефтяных поставок неизбежно бы вызвало энергетический кризис.

Для обеспечения своих экономических интересов США должны были ограничить рост советского влияния на Ближнем Востоке. Во-первых, арабские государства просоветской ориентации навряд ли сохранили бы столь же обширные торговые связи с Соединенными Штатами и их союзниками. Во-вторых, американцы были озабочены сохранением своих экономических позиций в регионе . США опасались, что их нефтяные корпорации могут быть изгнаны с территорий тех стран, где они находились, или же их национализируют, как это было в Ираке и впоследствии в Иране. В-третьих, нефтяные залежи находились в тех государствах, которые вызывали пристальный интерес Советского Союза. #81

Можно сделать вывод, что США ставили экономические интересы на первое место. Что, в свою очередь, определяло весь комплекс политических и военных целей США в регионе.

Таким образом, к началу 70-х годов можно выделить следующие основные группы ближневосточных интересов США:

1. Экономические интересы:

- гарантированные поставки ближневосточной нефти в Соединенные Штаты;

- сохранение американских экономических позиций в регионе.

2. Политические интересы:

- усиление американских позиций в регионе;

- противостояние растущему советскому влиянию в регионе;

- установление дружеских отношений с арабскими странами (в частности с Египтом).

3. Военные интересы:

- возможность создание военных блоков на южных границах СССР;

- размещение своего флота в Индийском океане;

- контроль над черноморскими проливами и Суэцким каналом.


§ 3. Военные действия

Содержание

В данном параграфе описываются военные действия во время Октябрьской войны. Политика сверхдержав в ходе конфликта во многом зависела от действий воюющих сторон. Поэтому автор посчитал необходимым показать ход войны, чтобы можно было лучше понять линию поведения СССР и США во время конфликта.

Рассматривая период, предшествующий началу активных боевых действий, необходимо отметить, что еще 5 октября сирийская печать опубликовала ряд сообщений о концентрации израильских войск вдоль ливанской границы и линии прекращения огня с Сирией. Кроме того, в ответ на концентрацию арабских войск возле границ, Израиль начал проводить призыв в армию резервистов в Центральном и Северном округах. Надо отметить, что весь период после "шестидневной войны" стороны находились в состоянии "ни мир, ни война", то есть, несмотря на отсутствие мирных соглашений между сторонами, активные боевые действия не велись. В основном дело ограничивалось пограничными боями и войной в воздухе. Поэтому даже такое событие, как трехчасовой воздушный бой в небе Сирии в середине сентября 1973 года между израильскими и сирийскими самолетами был воспринят просто как очередная провокация, хотя в советской прессе и появились заметки о нагнетании напряженности в регионе. #82 Усугубили ситуацию и военно-морские маневры НАТО в Восточном Средиземноморье.

При подготовке к боевым действиям арабским командованием было уделено особое внимание внезапности удара. При этом были задействованы все средства, начиная с оперативной маскировки и заканчивая дезинформацией. Дата начал операции была определена за два дня до наступления, и о ней знало только высшее руководство Египта и Сирии. 6 октября было выбрано с учетом таких факторов, как, например, уровень воды в Суэцком канале и угол отражения от ее поверхности солнечных лучей. #83

Вплоть до начала войны арабское командование создавало видимость подготовки к обороне. Все подготовительные мероприятия проводились скрытно, под предлогом отражения возможного нападения израильских войск. Офицеры продолжали уходить в отпуска, а концентрация египетских войск на границе проводилась под видом учений. Только 1 октября начался вывод войск в исходные районы для наступления. Войска выдвигались скрытно, ночью, в режиме абсолютного радиомолчания.

Понимая, что попытка полного уничтожения Израиля невозможна, руководство Египта и Сирии ставило перед собой ограниченные цели: на египетском фронте - форсировать Суэцкий канал и овладеть рубежом перевалов Митла - Гиди - Мелес на глубину 25-30 км, а на сирийском фронте освободить Голанские высоты и выйти к реке Иордан.#84

6 октября в 14.05 египетская артиллерия начала интенсивный обстрел израильских позиций. Одновременно авиация нанесла удары по "линии Бар-Лева" #85 и целям в глубине Синайского полуострова. В это время израильтяне находились в состоянии частичной боевой готовности, так как по имеющимся у них сведениям, арабы должны были атаковать только в 18.00.

После окончания огневой подготовки, египетские передовые части форсировали Суэцкий канал, и начали готовить переправу для основных сил. В районе 2-й армии мосты были готовы к полуночи 7 октября, а в районе 3-й армии - к 8 октября. По наведенным мостам переправилось около 500 танков. В результате линия Бар-Лева, на которую израильтяне возлагали большие надежды, была захвачена египетскими войсками, хотя на отдельных участках сопротивление не прекращалось. Из израильского резерва срочно были подтянуты две бронетанковые дивизии генералов Ариэля Шарона и Авраама Адана. А. Адан разместился в районе Румани, а А. Шарон около Таса.

7-8 октября израильские 162-я (командир А. Адан) и 252-я (командир А. Мандлер) бронетанковые дивизии нанесли египтянам контрудар, который закончился неудачей. В полосе 18-й пехотной дивизии Египта была устроена засада, в которую попала 401-я израильская бригада, потерявшая большое количество танков. К исходу 8 числа египетским войскам удалось объединить дивизионные плацдармы в два армейских, глубиной до 15 км.

9-13 октября. В этот период египетские войска прекратили наступление и закреплялись на достигнутых рубежах. Израильская ,армия перебросив резервные части, создала линию обороны на удалении 25-30 км от канала.

Для прорыва израильской линии обороны, необходимого, чтобы помочь сирийским войскам, попавшим в тяжелое положение на Голанских высотах, египетское командование передислоцировало на восточный берег 4-ю и 21-ю бронетанковые дивизии, оставив на западном берегу одну бронетанковую бригаду. Это решение привело к тяжелым последствиям.

14 октября в 6.00 началось наступление египетской армии по всей линии фронта на шести направлениях. Но натолкнувшись на израильские оборонительные рубежи, египтяне были вынуждены отойти на исходные позиции, понеся большие потери в технике и живой силе.

Начиная с 15 октября, инициатива полностью перешла к израильтянам. Армия обороны Израиля начала широкомасштабное наступление в районе Большого Горького озера, нанеся удар в стык между египетскими 2-й и 3-й армиями. К концу дня израильтяне смогли выйти к Суэцкому каналу. Ночью 16 октября 35-я воздушно-десантная бригада, входившая в состав 143-й бронетанковой дивизии, переправилась на западный берег и захватила плацдарм в районе населенного пункта Деверсуар. Отразив новые атаки египтян, израильские части расширили коридор между 2-й и 3-1 армиями, чему египетское командование не придало должного значения.

К исходу 18 октября египтяне были оттеснены в районе прорыва от канала и израильтяне смогли расширить плацдарм до 6 км про фронту и до 5 км в глубину. Египтяне направили две бригады для уничтожения противника, но израильские войска отразили их удар. 19 октября на западном берегу находилось уже несколько израильских бригад, начавших наступление в тыл 3-й египетской армии. Победа израильских войск была обеспечена, когда был захвачен стратегически важный аэродром Фаид, позволивший наладить воздушную подде
Новая тема
Вы не можете создавать новые темы.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Пожалуйста назовите себя или зарегистрируйтесь.
Список тем