--}}
Новая тема
Вы не можете создавать новые темы.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Пожалуйста назовите себя или зарегистрируйтесь.
Список тем

Что хорошего дала никоновская реформа 17 века?

О городе (основной)
64
30
С друзьями на NN.RU
В социальных сетях
Поделиться
svoboda85
02.11.2012
Почему христиане не вернуться к истокам учения. Ведь с 17 века нашу культуру и религию писали иностранцы. И может быть мы потому так живем, что пошли на поводу у иностранцев и романовской семейки, уничтоживших наше великое прошлое своими погаными руками.
kokon
02.11.2012
Священник Даниил Сысоев
Размышления о протопопе Аввакуме, церковной смуте и любви к Родине
От редакции проекта "Староверы". Мы решили поставить эту крайне резкую публикацию о староверах и протопопе Аввакуме не из желания оскорбить староверов. Нам кажется, что столь "неполиткорректный" взгляд на одну из "величайших трагедий русской Церкви" передает определенные радикальные настроения. Не знаем, получится ли из этого дискуссия, но хотелось бы, чтобы этот текст не прошел без внимания.

**
14 апреля 1682 года в огне закончил своё земное странствование огненный проповедник антицерковного восстания, призывавший и других к массовым самоубийствам. Его имя до сих пор с благоговением повторяется не только апологетами бесчисленных староверческих сект (бывало, число их доходило до 800!), но и многими, искренно считающими себя православными христианами, патриотами России. Даже презрительное прозвище Аввакума "неистовый" ("буйно-помешанный" – в переводе со славянского) многие считают чуть ли не похвальным титулом. Почему-то даже совершенно хамское поведение бывшего протопопа воспринимается с трогательным пиететом. Священник во время службы кидает в лицо законному Патриарху фелонь – и раздаётся восхищённый вздох: "какой подвиг!" Пастырь покрывает матерной бранью царя и епископов – "и какой он смелый!". Заключённый Аввакум сдаёт на избиение своего же сотоварища, с которым не сошёлся в богословском споре – "ну устал человек, с кем не бывает!".
Удивительное у нас отношение к людям и к Заповедям Божиим! Ради "линии партии" мы готовы оправдать даже явное преступление. – "Ведь Аввакум – первый русский диссидент. Ему всё прощено. Он же за Христа пострадал". Но пострадал он не за Христа, а за оскорбление Помазанника Божия.
Сейчас, по прошествии стольких лет, рассмотрим мифы, которые окружают и казнённого расстригу, и само явление староверия.

Миф первый. Аввакум и другие староверы стояли за исконное православие
Это представление обычно звучит так: "Преподобный Сергий Радонежский и все другие святые Древней Руси крестились двумя перстами, двоили аллилуию, Христа именовали не Иисусом, а Исусом, а патриарх Никон и Московский Собор 1666-1667 гг., осудив эти обряды, осудил и этих святых и таким образом отпал от веры. Древнее Православие отстаивали и сохранили только старообрядцы".
На это должно ответить просто. – Ни преподобный Сергий Радонежский, и никто из других святых Древней Руси не верил в обряд – старый ли то, или новый. Изменения обряда в богослужении Церкви происходили уже много раз. В том числе и в Русской Церкви богослужебные реформы происходили неоднократно. При том же преподобном Сергии в России произошла куда более радикальная реформа богослужения – переход от Студийского устава и устава Великой Церкви к Иерусалимскому Типикону, действующему и поныне. Но никакого протеста богослужебная реформа у преподобного Сергия Радонежского и других святых не вызвала.
Все святые православной Церкви верили не в обряд, а в Триединого Бога, исповедали воплощение Господа Иисуса Христа и были верны Вселенской Православной Церкви. А вот как раз староверы, в отличие от них, верят в земные вещи. Вера, по словам апостола Павла, есть "уверенность в невидимом" (Евр. 11, 1). А что невидимого в двоеперстии, двойной аллилуие и в неверном написании имени Господа? Неслучайно Катехизис определяет убеждение старообрядцев в спасительности обрядов и старых книг как суеверие.
Мы можем сказать, что старые книги сохранили некоторые более древние обряды, которые исчезли из практики новейшей Церкви (например, Чин отречения от дьявола в Великую Пятницу). Но разве такая точность хоть как-то оправдывает смертный грех раскола? С другой стороны, не стоит забывать, что факт ошибок в старопечатных книгах не отвергался, в том числе и лидерами староверия. Сам Аввакум участвовал в книжной справе в Вонифатьевском кружке, и раскол во многом объясняется его личной обидой за отстранение от дела исправления книг.
Сами пресловутые обряды тоже никак не могут претендовать на древность. Реально двойное пение "аллилуия" было принято в XIV веке, а уже в начале XV – с ним боролся святитель Московский Фотий. Двоеперстие фиксируется в практике несториан XII века, а в России – только в XIV (думаю, что не без влияния центрально-азиатских еретиков, бежавших на Русь от ислама). Добавление в Символ веры (категорически запрещённое Вселенскими Соборами) было сделано во второй половине XVI века. Ничего даже особо древнего в обрядах староверов нет. Я уже не говорю, что даже если бы эти обряды и были реально древними, то они никак не оправдывали бы раскола и не делали староверов православными. Например, Армянская Церковь до сих пор сохраняет практику празднования Рождества и Богоявления в один день, как это было до IV века, но этот обычай не делает её православной.
Да и сами обряды никто не осуждал. Московский Собор 1666-1667 гг. осудил не обряды, а тех, кто следует им вопреки воли Церкви. А Поместный собор 1971 года подтвердил, что само по себе следование старому обряду не является грехом, если оно не отторгает человека от Церкви. Неслучайно ещё в 1800 году Церковь создала институт единоверия, где православные христиане могут служить по дореформенным книгам, пребывая в единстве с канонической церковной иерархией.
Что до реальной веры староверов, то православной назвать её нельзя никак. Самое главное в Православии – это вера в Единосущную и Нераздельную Троицу. Но Аввакум, почитаемый за великого святого в раскольных согласиях, проповедал трибожие. Он писал: "трисущную Тройцу, несекомую секи по равенству, – небось! – едино на три существа, тожде единства и образы три равны". В другом месте он же писал: "на Небе Три Царя сидят на трёх престолах, а одесную их Иисус Христос". С точки зрения православного учения это – тягчайшая ересь, фактически вводящая многобожие и при этом по-несториански отделяющая Сына Божия от Человека Христа. Это не было случайной оговоркой, а внутренним убеждением расколоучителя, но ради его "заслуг" в деле раскола Церкви ему прощают всё – даже то, что своими выступлениями он подпал анафемам всех семи Вселенских Соборов.
Но и другие старообрядцы тяжко согрешили, похулив Вселенскую Православную Церковь. До сих пор они считают Церковь преподобного Серафима и новомучеников – вавилонской блудницей, изменницей, предавшейся антихристу. Чудовищные хулы воздвигают раскольники и на святое Причастие, называя Его пищей демонов. Как могут считаться после этого православными те, кто сочувствуют или восторгаются деятельностью богохульников?
Староверы, отцеживая комара обрядовых отличий, поглощают верблюда ереси. Они утратили священство и после этого занялись "самоделками". Одни из них – "беспоповцы" стали обычными сектантами, со всеми особенностями протестантских сект – бесконечным дроблением, институтом наставников, включая "женское священство", введённое в старообрядчество на два столетия раньше, чем в самых радикальных сектах Европы; отвержением необходимости всех Таинств, кроме Крещения, хулой на таинство Брака. Другие – "поповцы" попытались создать самочинное священство, воруя у Церкви запрещённых в служении или лишённых сана священников. Спустя 185 лет после начала раскола часть "поповцев" за деньги сманила греческого митрополита Амвросия, который единолично (вопреки 1 правилу св. апостолов) рукоположил им "епископов". Так возникло Белокриницкое согласие, а другие "поповцы" получили иерархию от обновленцев (Новозыбковское согласие). Какое это Древнее Православие? Разве Сергий Радонежский был трибожником? Разве он отвергал св. Причастие? Разве русские святые утверждали, что только в России сохранилась вера? Нет.
В XX веке архивные исследования подтвердили то, о чём говорили противораскольнические полемисты XVII-XVIII вв. На самом деле старообрядческий раскол обязан своим существованием еретической деятельности манихея Капитона, хулившего материальный мир и осуждавшего историческую Церковь. Именно идеи Капитона и подвигли первых расколоучителей на бунт против Церкви.
Да и сейчас разве не появляются вновь в церквах идеи Капитона о "духовном антихристе", о "духовной печати антихриста" (староверы находили антихристову печать в двуперстии, четырёхконечном кресте, паспорте, новых деньгах, переписи и многом другом).

Миф второй. Все старообрядцы были патриотами России
Среди патриотов почему-то принято восхищаться бытом старообрядцев, их крепким хозяйством и якобы образцовой нравственностью, которая будто бы должна стать примером для современных граждан России. Но перед тем как восхищаться, надо всё же задуматься: почему староверием восхищаются не только патриоты, но и явно враждебные исторической России силы.
Утверждение о прирождённом патриотизме старообрядцев верно с точностью до наоборот. С начала раскола страну сотрясает ряд страшных восстаний, почему-то называемых классовыми, хотя на самом деле это были классические религиозные войны, такие же как в Западной Европе. Староверами было инспирировано восстание Стеньки Разина, который убивал священников и грабил храмы под руководством раскольников. Но часто забывают, что он убил святителя Иосифа Астраханского. Неслучайно Разин, вместе с Пугачёвым, были преданы Церковью анафеме.
Огромную роль сыграли старообрядцы в Пугачёском бунте. Они финансировали восстание и активно участвовали в боевых действиях. Неслучайно Пугачёв, захватив город, первым делом уничтожал антиминсы в храмах.
Можно назвать и другие восстания, инспирированные раскольниками, – это Булавинское восстание (1707-1709 гг.), Московский холерный бунт (1771 г.) и многие другие, начиная со знаменитого Соловецкого сидения.
Колоссальную роль сыграл старообрядческий капитал и в подготовке Русской Революции. Известно, что финансирование боевиков осуществляли не только еврейские банки, но и старообрядцы (например, Морозовы, Рябушинские). Да и к отречению от престола Государя принудил старовер А.И. Гучков.
Во всех войнах, которые вела Россия начиная с XVII века, старообрядцы старались выступить против нашей страны. Некрасовцы воевали на стороне исламской Турции. Во время горской войны множество старообрядцев из казаков перешли на сторону Шамиля и даже составили особое подразделение его армии.
В 1812 году только старообрядцы поддержали Наполеона, и их представители преподнесли ему ключи от города Москвы. Старообрядцы помогали Наполеону печатать фальшивые деньги. Взамен он дал им право грабить московские храмы – многие старинные иконы были похищены из церквей и переместились к раскольникам.
Староверы сотрудничали с враждебной России католической Австро-Венгрией, где и находился один из главных центров староверия – Белая Криница.

Миф третий. Старообрядцы всегда стремились к укреплению моральных устоев общества
Но и с личным благочестием у староверов было не всё так замечательно, как многие думают. Да, внешний быт у староверов поражает своей обрядовой цельностью: все дела делаются с молитвой, строго сохраняются все старые народные обычаи... Даже те, которые сохранять совсем не надо. Неслучайно этнологи, желающие изучить языческие пережитки, едут именно в старообрядческие районы. Дело в том, что там, где было сильно влияние т. н. "никонианской" Церкви (например, в Москве и Подмосковье), почти не осталось ничего связанного с древним демонопоклонством. А в староверческих деревнях вплоть до революции был нормой блуд в день Ивана Купалы, гадания и прочие богопротивные деяния. И это неслучайно! В корнях раскола таилась древняя ересь манихейства, поддерживавшего любой разврат.
Именно оттуда возникла страшная язва самосожжения и самоуморения. Страшный, непрощаемый грех самоубийства был объявлен Аввакумом "самовольным мученичеством". В кострах конца XVII – начала XVIII века погибло более 20000 человек! Неслучайно миссионеры сообщали, что над гарями видели бесов, кричавших: "наши, наши есте!" До сих пор апологеты староверия утверждают, что таким образом староверы "спасались" от насилия православных. При этом игнорируются свидетельства очевидцев (как православных, так и раскольников), что идеологи самосожжения убегали из горящих изб, прихватив с собой имущество несчастных.
Что касается крепких староверческих семей, – то, ведь именно староверы впервые выступили против церковного брака. Ещё Аввакум называл венчавшихся в церкви прелюбодеями. Его последователи утверждали, что лучше блудить, чем повенчаться. И делали это староверы весьма охотно. Неслучайно у "беспоповцев" возникла проблема – что делать с "новоженами". Одни выступали за полное безбрачие, другие накладывали на них епитимии. Наконец, среди федосеевцев фиксировались страшные случаи детоубийства, когда ребёнка топили в купели ("чтобы праведником был").

Как православным относиться к расколу?
Думаю, что всего вышесказанного достаточно, чтобы мы береглись раскола.
Не надо обольщаться мнимыми подвигами и строгой жизнью тех, кто пребывает вне Церкви. Спасение наше – не в обряде, а в Боге, и приводит нас к Нему не строгое следование обрядам, а православная вера, действующая любовью. Хорошо молиться по новым книгам, нет греха и в молитвах по старым, лишь бы не было среди нас разделения, но чтобы были мы соединены в одном Духе и в одних мыслях (1 Кор. 1, 10).
Одно является непрощаемым злом, которое не смывается и мученической кровью – это грех раскола, разрывающего нешвенный хитон Христов. Будем беречься его, призывать живущих раскольников к примирению с Богом и Церковью, а на примере умерших расколоучителей остережёмся страшного греха гордыни, увлекающего в сатанинскую бездну.
Источник: Русский дом
aksobor.ru/forum/viewtopic.php?p=21325&sid=5b4c4350a91f760a9dbb91232c749a4c
svoboda85
02.11.2012
Многие тексты переводили и правили иностранцы плохо понимающие, что они правят.
Вот затейники, я акуеваю от вашей наглости .... из конъюнктурных соображений, чтобы подмахнуть грекам, предали свою веру, создали в стране бардак просто немыслимый, потом поубивали и задавили репрессиями сотни тысяч тех кто не предал ... а теперь рассказывают сказки какие оказывается плохие были те, кто не предал. Маладцы бля, пеши исчо!
kokon
02.11.2012
Охренеть можно, от таких беспонтовых предъяв :)))
Только вот у беспоповцев и дальше, внутренние расколы продолжились в отличии от Русской Православной Церкви.
Вот продолжение раскола, но уже внутри старообрядцев.
...
1. Поповцы, которые в свою очередь делились на мощное белокриницкое согласие, которое в 1846 году восстановило свой епископат и в котором перед революцией было больше половины всех старообрядцев с шестью или десятью миллионами прихожан; на беглопоповцев, продолжавших принимать иереев из “российской” церкви; и наконец на т. н. часовенных, которые были остатками тех поповцев, которые во времена старообрядческого погрома, предпринятого Николаем I, оказались без священников и с тех пор, считаясь формально поповцами, фактически остались без иереев.
2. Поморцы или новопоморцы, которые с конца XVIII века снова вернулись к принципиальному признанию необходимости брака и наставники которых давали благословение “новоженам” (полтора—два миллиона).
3. Старопоморцы и федосеевцы, не приемлющие брака, но фактически восстановившие семью в своих общинах. Часть их все же сопротивлялась всем попыткам восстановить семейное начало в своих общинах (два — два с половиной миллиона).
4. Филипповцы, не признававшие брака (общее число незначительно, несколько десятков, может быть, сто тысяч).
5. Бегуны-самокрещенцы, слившиеся с другими мелкими радикальными толками. (Число последователей не поддавалось учету, но вряд ли превосходило тысячи или немногие десятки тысяч.)
6. Нетовщина, или Спасово согласие, признавали брак в “великороссийской” церкви как регистрацию легального состояния (от одного до двух миллионов; ввиду их религиозной индифферентности нетовцы особенно трудно поддавались учету)[255].
www.sedmitza.ru/text/439583.html
kokon
02.11.2012
Аввакум боролся за старую веру - разобщение. Каков поп таков и приход - эта поговорка оттуда. Каждый приход проводил церковные ритуалы на свое усмотрение. Молитвы сочинял на свое усмотрение фразы строил на свое усмотрение. А самое главное за что светская власть стала на сторону Никона . При Аввакуме Патриарха называли Государь , а правителя Князем. И Патриах считался Властителем всех православных на земле даже князей. Вся власть в стране принадлежала Патриарху постепенно, а князья ее только завоевывали. Да Аввакума посадили в острог , а потом сослали на Север за ним отправились его сторонники и поняв, что он уже не победит решил сжечь себя ради веры и призвал своих сторонников. Коллективные самоссожения ради старой веры всей семьей или поселением , к сожалению это один из этапов православия. Тогда много народа, кто не сбежал в Сибирь сожгли себя вдохновленные Патриархом Аввакумом.
Все это пустая болтовня. Очевидный идиотизм в том, что раскол затеял Никон, а раскольниками назвали староверов ... вот маладцы пля. А самое смешное -

kutuzov-bp.ru/apologiya_staroobryadchestva.htm
Н.Ф.Каптерев ... указал, что русский обряд был вовсе не испорчен, а наоборот, сохранил ряд черт ранних древневизантийских обрядов, в том числе и двуперстие, которые уже позже, в XII–XIII веках, были изменены самими греками

в 1905 году авторитетный историк Русской Церкви Е.Е. Голубинский еще раз подтвердил, что Никон, а вслед за ним восточные патриархи и собор 1667 года просто не разобрались, что расхождения между русскими и новогреческими уставами середины XVII века произошли не из-за ошибок русских, а благодаря изменениям устава самими греками .... Таким образом оказывалось, что вовсе не русские, а греки отошли от начальных канонов устава, и что все предыдущее объяснение и оправдание так называемых реформ патриарха Никона было совершенно голословно
kokon
02.11.2012
Так Греческая Православная Церковь, практически ничем от Русской Православной Церкви не отличается.
1. Календарь разный (Григорианский и Юлианский)
2. Язык церковной службы
Всё остальное - одинаково. Греческие священники могут служить у нас. Таинства Евхаристии, Венчания, Крещения - идентичны.
А с чего бы им после раскола отличаться? :))))
kokon
02.11.2012
Так священников, которые Русь крестили, как раз из Византии привезли, т.е. из Греции (т.к. Греция была частью Византии). Константинополь (столицу Византии) потом многие захватывали и крестоносцы и турки, а из православного храма в Константинополя (ныне Стамбул) собора Святой Софии, в последствии мечеть сделали.
Вы мои посты не читаете чтоли? Я же говорил - проблемы возникли из-за изменений, которые греки внесли в свой устав в 12-13 веках и позже. А в россии никаких изменений не вносили, все оставалось как есть. В итоге в 17 веке Никон решил что у нас все неправильно, а правильно у греков, и устроил веселуху, задорно, с огоньком .... вы хоть книжки по истории почитайте, историческая справедливость на стороне староверов, это уже доказано. Их вера та, которая была изначально. А ваша - которую придумали греки после 12 века. А вы все агитки священников своих слушаете.

ЗЫ Блаженны алчущие и жаждущие правды ;)
Хотя конечно такая правда вашим затейникам совершенно не нужна :-/
kokon
03.11.2012
Греки придумали Православное Христианство в 12 веке?
--
Мы верим весьма часто пришлым, незнаемым людям и не доверяем великим святым Божиим, Церкви Божией, Самому Богу. Что это? Это диавольские козни. Твердо держись собора Богомудрых Отцов, или Святой Церкви Божией: она есть «столп и утверждение Истины» (1 Тим. 3, 15).
Св. прав. Иоанн Кронштадтский
kokon
03.11.2012
И вот это по христиански?

... с одной стороны <староверы> придерживались христианской заповеди накормить голодного, напоить жаждущего, но если он был "новой веры", то посуда из которой он ели или пил считалась "оскверненной" и ее надо было выбросить. По-началу так и делали, но позднее, когда гонения на староверов уменьшились, шире стало общение между представителями старой и новой веры, выбрасывать посуду стало накладно и поэтому в староверских домах завели так называемую "мирскую посуду", и храниться она должна была отдельно от "своей"
www.bolshoyvopros.ru/questio...voej-posudy.htm
Все это несомненно интересно, жаль только не имеет ни малейшего отношения к тому, о чем шла речь выше.
kokon
03.11.2012
Мы крестимся так, как приняла Константинопольская и греческая церковь при борьбе с ересью монофизитов - тремя перстами

Ересь Монофизитов, или ересь Евтихия
Ересь монофизитов возникла в среде александрийских монахов и была реакцией на несторианство, умалявшее Божественную природу Спасителя. Монофизиты считали, что человеческая природа Спасителя была поглощена Его Божественной природой, и потому признавали во Христе только одну природу.
Кроме престарелого константиноп. архимандрита Евтихия, давшего начало этому неправославному учению, ее защищал Диоскор, архиеп. александрийский, насильственно проводивший ересь эту на одном из соборов, благодаря чему сам собор получил название разбойничьего. Ересь осуждена на четвертом Вселенском соборе.
azbyka.ru/hristianstvo/dogmaty/pomazansky_dogmatica_1g_33_all.shtml (тут и остальные ереси).
kokon писал(а)
Мы крестимся так, как приняла Константинопольская и греческая церковь при борьбе с ересью монофизитов - тремя перстами
Я же вам говорю - я болтовню священников не читаю, и вам не советую, это болтуны и выдумщики. Читайте независимых историков.

Монофизитская ересь - это 4-5 век, а троеперстие появилось в 12-13.
ru.wikipedia.org/wiki/Монофизитство
ru.wikipedia.org/wiki/Троеперстное_сложение
И прекращайте уже блистать своим невежеством. Не надоело?
ДимС
02.11.2012
Во-первых, "вернутся".
Во-вторых, культуру и религию на Руси иноверцы пишут с X века.
svoboda85
02.11.2012
В X веке они еще писать не умели.
ДимС
02.11.2012
Ась?
Ivan4
03.11.2012
теперь мусульмане будут писать историю
www.youtube.com/watch?v=sv9Fd7Mc-3Y
igir
02.11.2012
а это возможно?))
Feanor
02.11.2012
На Украине крестились тремя перстами, в России - двумя. В связи с объединением стало нужно выбрать - то ли хохлов по-нашему заставить креститься, то ли нам начать это делать по-новому.
svoboda85
02.11.2012
Изначально крестились двумя.
Изначально крестились одним, до никейского собора. У современного православия с христианством первых веков по-моему вапще нет ничего общего, кроме названия :)
ДимС
03.11.2012
Средним, да?
blizzard
02.11.2012
В правильную сторону смотрите...
ОА
02.11.2012
Какие ж это иностранцы и чего писали при Алексее Михайлыче?
Ivan4
03.11.2012
это они тогда чтоб мы сейчас о язычестве не забывали
www.youtube.com/watch?v=zPLzh0fxdVg
FreeCat
03.11.2012
Интересно, что такая специальная тема делает в тематике "о городе" ... и вообще на ГФ?
Bonus777
03.11.2012
А почему бы нам просто не вернуться? :)))...
Новая тема
Вы не можете создавать новые темы.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Пожалуйста назовите себя или зарегистрируйтесь.
Список тем