--}}
Новая тема
Вы не можете создавать новые темы.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Пожалуйста назовите себя или зарегистрируйтесь.
Список тем

ОПК - учителя...

Религия
5
143
С друзьями на NN.RU
В социальных сетях
Поделиться
undefined
27.05.2008
www.lenta66.ru/society/2008/05/22/16681/
www.e-mail.ru/news.ok?2008052211:30:55
Да, надо было выступать против преподавания ОПК в школах.
Кого угодно в учителя, только не этих клоунов...
:(
а тут можно инфу дать, у меня внешка кончилась
"Наши" будут учить школьников "Основам православной культуры"

Активисты православного корпуса движения "Наши" с осени начнут преподавать в школах курс "Основы православной культуры" по учебнику, написанному Борисом Якеменко - куратором корпуса.

Об этих планах сообщил в своем блоге в ЖЖ сам Борис Якеменко.

Как рассказал Якеменко газете "Новые Известия", необходимой квалификацией для преподавания обладают около только 30-40 человек из 500 членов православного корпуса, и именно эти люди будут направлены в школы десяти городов, в том числе Москвы. Работать преподаватели, по словам Якеменко, будут бесплатно.

На днях из печати тиражом 1000 экземпляров вышла первая часть учебника Якеменко в комплекте с рабочей тетрадью и компакт-диском с церковными песнопениями. Учебник охватывает период с X по XVII век и посвящен укладу жизни средневековой Руси. По словам Якеменко, курс рассчитан на старшеклассников и может быть изучен за год при занятиях один раз в неделю.

В Минобразования отказались комментировать изданию инициативу "Наших", в то же время отметив, что курс "Основы православной культуры" преподается в школах на факультативной основе. Источник в Московской патриархии признал, что Якеменко согласовал свою инициативу с кем-то из руководства РПЦ, однако с кем именно, уточнить затруднился.

Движение "Наши" существует с 2005 года, и известно как прокремлевская молодежная организация. По мнению экспертов, пытаясь организовать преподавание "Основ православной культуры" в школах, движение ищет себе новое применение после того, как уличная борьба с "оранжевой революцией" стала не актуальна. В январе, после ухода основатели и лидера движения Василия Якеменко в правительство, стало известно о реструктуризации "Наших" путем деления на самостоятельные молодежные проекты. Так, например, в апреле "Наши" объявили о создании "Российско-сербского молодежного общества" с православным уклоном.


"Наши" будут учить школьников "Основам православной культуры"
22. 5.2008 11:30

Активисты православного корпуса движения "Наши" с осени начнут преподавать в российских школах курс "Основы православной культуры" по учебнику, написанному Борисом Якеменко - куратором корпуса, страшим братом создателя движения Василия Якеменко. Об этих планах сообщил в своем блоге в ЖЖ сам Борис Якеменко.

Как рассказал Якеменко газете "Новые Известия", необходимой квалификацией для преподавания обладают около только 30-40 человек из 500 членов православного корпуса, и именно эти люди будут направлены в школы десяти городов, в том числе Москвы. Работать преподаватели, по словам Якеменко, будут бесплатно.

На днях из печати тиражом 1000 экземпляров вышла первая часть учебника Якеменко в комплекте с рабочей тетрадью и компакт-диском с церковными песнопениями. Учебник охватывает период с X по XVII век и посвящен укладу жизни средневековой Руси. По словам Якеменко, курс рассчитан на старшеклассников и может быть изучен за год при занятиях один раз в неделю.

В Минобразования отказались комментировать изданию инициативу "Наших", в то же время отметив, что курс "Основы православной культуры" преподается в школах на факультативной основе. Источник в Московской патриархии признал, что Якеменко согласовал свою инициативу с кем-то из руководства РПЦ, однако с кем именно, уточнить затруднился.

Движение "Наши" существует с 2005 года, и известно как прокремлевская молодежная организация. По мнению экспертов, пытаясь организовать преподавание "Основ православной культуры" в школах, движение ищет себе новое применение после того, как уличная борьба с "оранжевой революцией" стала не актуальна. В январе, после ухода основатели и лидера движения Василия Якеменко в правительство, стало известно о реструктуризации "Наших" путем деления на самостоятельные молодежные проекты. Так, например, в апреле "Наши" объявили о создании "Российско-сербского молодежного общества" с православным уклоном.


Ну, за что боролись....
а так вроде было уже
было
undefined
27.05.2008
Даниил, это же катастрофа.
Нашисты что - дюже православные? Хорошо знают предмет?
Для них это просто очередная пиар-акция, вот что плохо.

З.Ы. Детей жалко. Вместо нормального обучения - манипулятивное зомбирование в политических целях. Детей делают заложниками политических игр.
а кто б не преподавал все равно б плохо было бы, чем нашисты хуже священиков, не знающих особеностей детской психики, или просто учителей не знающих предмета, последнии кстати хуже всех

ПыСы а монипуляции с сознанием ради политическийх целей чем хуже манипуляций ради непонятно чего вобще?
Да расслабьтесь вы ради бога
Читаем внимательно :
В Минобразования отказались комментировать изданию инициативу "Наших" .... Источник в Московской патриархии признал, что Якеменко согласовал свою инициативу с кем-то из руководства РПЦ, однако с кем именно, уточнить затруднился.
:D Ой блин децкий сад - с кем-то согласовал, а с кем не помню О_о.
Минобразования уже 6-ой год отказывается эти песни комментировать.
Очередная бодяга из серии "чтобы ни говорили лишь бы говорили" .....

Кроме того разговор же про старшеклассников, а они попьют пифка - и никакие манипуляции с сознанием им не страшны ;)
да я особо не напрягаюсь, просто пока нашисти не протянули руки к ОПК все было нормально, а теперь заерзали, с чегобы?
а вот про старшекласников это ваще жесть, пифка то ани попьют, а как вот насчет протестного поведения, или поведения "назло", как в 2 - 3 года
Ничего не произойдет, все это болтовня, направленная на поддержание истерии ...
Люди за 6 лет проорались и успокоились, ну давайте теперь вот так ситуацию повернем и еще поорем, те кто орал ЗА пусть теперь орут ПРОТИВ, какая разница, главное не молчать ... видимо рекламироваться больше нечем :-/

Зато потом, когда скажут что никакого ОПК не будет - те кто раньше кричал ЗА знаешь как обрадуются :)))
и главное ни какой манипуляции на себе они не пачуствуют
undefined
28.05.2008
Рыжая!™ писал(а)
а кто б не преподавал все равно б плохо было бы, чем нашисты хуже священиков, не знающих особенностей детской психики
А с чего ты взяла, что священники не знают особенностей детской психики?
:)
патамушта этому не учат в семинарии, этому учат в свецких образовательных учереждениях
undefined
28.05.2008
А практический опыт учитывать не будем?
Только факт "прослушал курс теории"?
все выпускники семинарии прям офигеть какие опытные отцы? у всех священиков поголовно много детей?
undefined
28.05.2008
Рыжая!™ писал(а)
все выпускники семинарии прям офигеть какие опытные отцы?
Ну не сразу, но со временем таковыми становятся.
у всех священиков поголовно много детей?
У многих, но не у всех...

З.Ы. А я и не предлагал на преподавание ОПК направлять свежеиспечённых выпускников семинарии.
Кстати, преподобный Сергий Радонежский никаких семинарий не заканчивал :)))
слушай разница между нашистами и священиками знаешь какая?
в идеалогии
undefined
28.05.2008
Угу.
У первых идеология - политическая.
У вторых идеология - привития толерантности (хотя подозреваю, у некоторых чересчур ретивых - даже миссионерская, но это уже из области перегибов).

ОПК преподавать - надо. Но вопрос "как преподавать" стоит даже острее, чем я предполагал.
идеология она и в африке идеологи

ты еще не представляешь насколько остро
не верно. и у первых, и у вторых идиалогия одинаковая - пополнить ряды своих сторонников для получения выгоды.
Кстати нашисты тоже толерантность пиарят, чуть ли не в десны лобзаются с педерастами и зверьем.
А практический опыт учитывать не будем?
Только факт "прослушал курс теории"?
Ну надо же так апстену стукнуться ..... о каком опыте речь?
Ну предъявляйте статистику по которой пения-моления и проч.хрень оказывается более эффективна при лечении фобий, неврозов, истерических перверсий ... чем психоанализ, транзакционный анализ и проч.
Есть такой опыт? Давайте учтем

Люди ж не дураки - давно бы похерили всяких врачей и ходили бы к священникам, если б у тех был "практический опыт" ... нет никакого опыта, только болтовня пустая
Причем сами же понимают что без курса теории им ловить нечего. Учатся умные люди, традиционной психологии, не доверяют почему-то молитвам :

lib.ru/PSIHO/BERN/wwedenie.txt
Хотя "врачевание душ" всегда было обязанностью пастора, пастырское наставление вступило на новый путь благодаря богословской подготовке Антона Бойсена ... В 1925 году он привел студентов-богословов на работу в больницу в качестве обслуживающего персонала, чтобы они могли получить непосредственную информацию и клиническую подготовку.

в большей части учебных заведений, готовящих священников, читаются теперь основные курсы психологии. Быстро возрастает и число священников, выполнивших дипломную работу по психотерапии. Понемногу растет и число священников, имеющих диплом психиатра или клинического психолога.

Наставляющий священник старается избегать поучений или советов, какие он мог бы дать, выступая в других своих функциях. Он сознает при этом свои ограничения, направляя людей с серьезными эмоциональными расстройствами к психиатру. В его сферу входят эмоциональные проблемы повседневной жизни ...
если пастырь достаточно подготовлен и добросовестно стремится к своей цели, отрицательные результаты бывают реже.
Приношу соболезнования и вам, и нам.

Но про политические игры вопрос поднимался и не раз.
ДРУЖЕ, я тебе о чем говорил некоторое время назад?
Я тебе говорил, что затея будет извращена на столько, на сколько это возможно. Ты мне не верил и доказывал необходимость данного мероприятия. Получил результат? Ты что, забыл в какой стране ты живешь?! Чего ты ожидал от этого? Вот и тобой так же сманипулировали, как потом детишками будут манипулировать. И благодара таким как ты и добились введения. Пока, подчеркиваю ПОКА факультативно. Что быдет дальше - даже предположить боюсь...
вот клюнул их петух в задницу, а собственно пачиму, потомучто смотреть и думать надо сваей башкой, а не по книжке, все кто был против смогли посмотреть чуть дальше за тезис "библия в школе- хорошо"
undefined
28.05.2008
Я по прежнему говорю - ОПК нужен.
Но только нашистов к нему нельзя подпускать на километр.
Как впрочем и представителей других политических партий.
ИМХО, разумеется.
ха)) не ты ли говорил, что предмет надо вводить и что он будет преподаваться именно так как дОлжно, правильно и без перекосов)))) Получил? Я тебе о чем полторы тыщи постов толковал? Да и не я один.
А можно, или не можно нашистов допускать - тебя, как и меня, никто не спросит.
undefined
28.05.2008
Я не говорил, что обойдётся без перекосов.
Гладко только на бумаге бывает.

Но это уже не перекос. Это уже полный изврат.
слушай, а вот для нашистов и гос-ва может и не изврат, им может так и надо
undefined
28.05.2008
Ты, я, весь остальной народ - это часть государства.
Ты государство с госаппаратом не путаешь?

Им - так и надо. Мне - нет, тебе - тоже нет.

Да, нынешнему госаппарату это надо - чтобы наживаться на гражданах государства. Чтобы сохранить государство - пора в таком случае менять госаппарат, а то и государственное устройство...
так вот, дорогой мой, мне шо госапарат, шо верхушка церкви, все едино, теперь ты просто почуствуй на себе, все то что мы чуствовали и чуствуем, и пытаемся тебе объяснить
undefined
28.05.2008
Верхушка церкви - ещё не вся церковь.
Как и госаппарат - ещё не всё государство.

Такое впечатление, что наши правители чувствуют себя как за игрой в Sims или RingLord. Мы для них - всего-навсего спрайты.

З.Ы. А ты что предлагаешь?
Отрицание ради отрицания - это не позиция, это поза.
Это не конструктивно.
если ты не заметил, то тя перекинули на наш берег, ты теперь точн также против преподавания ОПК
undefined
28.05.2008
Нет, я не против преподавания ОПК.
Я против преподавания ОПК нашистами. Другими политическими движениями, кстати, тоже. Почувствуй разницу.
ну разница только в том что я против преподавания ОПК как отдельный предмет, и против того что б его преподавали священники или же учителя

я за что б этому родители дома учили и водили сами своих детей в соответсвующие заведения добровольно, по убеждениям так сказать
undefined
28.05.2008
Утрируя твою мысль - так и школа на хрен не нужна: родители сами научат всему тому, что считают нужным.
Жду возражений, поскольку сам не до конца понял твою мысль.

Извини, передёргиваю - но мои мысли зачастую тоже передёргивают до упора. К примеру, я называю себя националистом - меня записывают в крайние националисты.
А что, националисты только крайними бывают?
undefined писал(а)
Утрируя твою мысль - так и школа на хрен не нужна: родители сами научат всему тому, что считают нужным.

как инструмент воспитания именно нахрен не нужна, школа это инструмент обучения
я своего ребенка воспитаю сама, а вот некоторые предметы я ей не смогу объяснить доступно, а некоторые вапще не смогу объяснить, т.к. не понимаю, поэтому я отдаю ребенка на обучение
т.е. что б ее 2+2=4 научили

меня вот тожна с нефига в правозащитники записали
undefined
28.05.2008
Рыжая!™ писал(а)
меня вот тожна с нефига в правозащитники записали
Гы!!!
А на ФН как я помню - в сотрудницу карающих органов?
:)))
это не записали, это какая-то с.ука инфу слила((
undefined
28.05.2008
А ОПК ты ей сможешь доступно объяснить?
Подозреваю, своей интерпретацией ты можешь исказить суть предмета и для ребёнка ОПК приобретёт негативный окрас. То есть фактически результат будет прямо противоположным задуманному.

Впрочем, по ОПК я видел только один нормальный учебник. Причём, не Бородиной.
а я не буду ОПК объяснять, зачем?
если ей станет интересно, я найду человека который ей это объяснить доступно и без промыва мозга
а если не интересно будет, то в общих чертах пройдусь, что мол есть да, и ни плохого не хорошего не скажу
учитывая, что я сам к православию отношусь негативно, то и ребенку я буду именно в этом ключе объяснять, это же естественно
а ты националист??? Левый чтоль??
Да ты что??!!!))))
Серьезно? Тебе это не надо??
Что ты и разделяющие твою позицию мне отвечали, когда я говорил, что мне ваше ОПК не надо? Вот и тебе так же ответят.
Борн
28.05.2008
undefined писал(а)
Но это уже не перекос. Это уже полный изврат.

Всё нормально, уважаемый...
Почувствуй-ка себя в шкуре тех, кто вовсе не хотел введения ОПК. Мы тоже говорили: "Это изврат".
да и все равно не дошло....
вот когда нашисты прополощат его детям моск, тогда может дойдет
Борн
28.05.2008
undefined писал(а)
Детей жалко. Вместо нормального обучения - манипулятивное зомбирование в политических целях. Детей делают заложниками политических игр.


А когда это бредовое мероприятие вообще затевалось, вам детей жалко не было ?!?! Что ж вы удивляетесь, что попы совершив одну безнравственную вещь (принудительное рапространение религиозности) пошли на следующую безнравственную вешь - сдали детей внаём политикам...

Не с нашистов тут спрос, а с попов...
ну так его детей это не касалось тогда, а чужие не свои
kostyna76
27.05.2008
Интересно за счет каких предметов будут эту хрень преподавать? Для того что бы этот "предмет" втиснуть в учебныи план нужно у какого нибудь предмета этот час в неделю отобрать.
вроде как за счет русского и математики
kostyna76
27.05.2008
Да-а-а-а!!! Эт они в самую точку. Они б еще домострой вместо физики изучать начали. И так уровень образования не к чорту, так еще и это... ЖОПА!
УВЫ, опасаюсь, что это только начало...
начало конца...
Nanometer
27.05.2008
C добрым утром...
и тебя туда же))
a-kifo
28.05.2008
Тут в соседней ветке характеристики фашистского государства вспомнили. Очень прекрасно поясняет, началом чего является подобная мозгомойка :)
йес ит ыз...
undefined
28.05.2008
А чем не нравится Домострой?
З.Ы. Вместо физики его, конечно, изучать не надо, но позиционировать его как нечто абсолютно бесполезное я бы не стал.
а Вы можете своими словами коротко изложить суть домостроя ? (тезисно)
undefined
28.05.2008
Угу.
Отношения в семье, ведение домашнего хозяйства, проведение традиционных обрядов (свадьба, венчание), воспитание детей...
Далеко не всё соответствует нынешним реалиям, но многое интересно и познавательно.

Я ответил на Ваш вопрос?
конечно
спасибо )
но сдаётся мне интересен этот документ только с исторической точки зрения
undefined
28.05.2008
Это только Ваше мнение.
А мне нравится:
67. Свадебный чин

Приготовить место и место обить ковром, на месте положить подушку атласную или золоченого бархата. У места двум людям держать по сорок соболей. У места же поставить стол, на стол постелить две скатерти, да поставить на них посуду, положить пироги и калачи на блюде, выставить сыр да разложить пироги, какие уже нарезаны, а на другом блюде приготовить хмель для осыпания молодых, денежки золотые и новгородки золоченые, да девять соболей, да камки и тафты разные; а на третьем блюде положить платки, на четвертом блюде поставить кику, да положить под кикою назатыльник да подубрусник, да волосник, да покрывало положить, да поставить чарку золотую или серебряную, а в чарку меду налить чуть‑чуть да с хмельком, да две маковки, да гребешок положить у кики на блюде, а в стороне у места поставить две скамейки маленькие; на одной скамейке сидеть тысяцкому, на другой – свахе. Да у места стоять двум людям, держать поднос с караваем да с сыром, атласом накрыв или бархатом золоченым; а рукоятки подносов и шлейки обшить камкой или атласом. Третьему же человеку держать свечу в кошельке, кошелек атласный или золоченого бархату, а и шлейку его обшить атласом же. Двум же другим держать фонарь. И все те люди – в кафтанах и в терликах в бархатных и в камчатых, и в золотных атласных да в шапках из черной лисы.
И как только новобрачный прибудет с поездом, каравайники и свечники с фонарем подойдут также и если, даст Бог, новобрачный сядет на место, то, посидев немного, сваха встанет да благословится у отца и у матери – новобрачному князю и княгине волосы чесать, да возьмет соболей, которых держали, и обнесет соболями теми вокруг голов новобрачного князя и новобрачной княгини трижды. А дружку благословляют тем временем пироги и сыр резать и подносить всем сыр и каравай: отцу и матери, новобрачному князю и княгине, всем поезжанам и посаженым, – всем, кто будет в избе. Да послать с караваем и с сыром к отцу и к матери новобрачного князя, а если из посаженых кто будет у новобрачного князя дома, и к ним посылать также с сыром и караваем. И если, Бог даст, на новобрачную княгиню наложат кику и накроют покрывалом, то встанет сваха, благословится у отца и у матери осыпать новобрачного князя и новобрачную княгиню, а дружка понесет тем временем новобрачному князю и всем поезжанам платки на блюде; да к отцу и к матери новобрачного от новобрачной княгини послать человека с платками же, и если, Бог даст, новобрачный князь и княгиня встанут с места и вступят в сени, в то время расстилают камки и тафты, по которым идти новобрачному князю к аргамаку, а новобрачной княгине до саней. Новобрачной княгине следует ехать к венчанью в санях, а сани обить атласом или тафтою, а в сани положить подушку бархатную или перину золоченого атласу, да в сани постлать ковер и перину сукна красного; а у саней держат сорок соболей, и когда новобрачная княгиня пойдет к венчанью, тех соболей положить на месте ее в санях. А когда новобрачный князь у церкви сойдет с аргамака, новобрачная княгиня вййдет из саней, стелют камки и тафты до церковных дверей им под ноги также. И во время венчанья разостлать под ноги новобрачного князя и княгини камку или золоченого атласу да положить им под ноги двух соболей.
И как только после венчанья пойдет новобрачный князь к аргамаку, а новобрачная княгиня в сани, то расстилать перед ними все в том же порядке. Когда сойдет новобрачный князь с аргамака, а новобрачная княгиня выйдет из саней и пойдет на место свое за столом, тогда под новобрачного князя и под новобрачную княгиню расстилать точно так же; когда же встанут из‑за стола и пойдут из горницы, расстилать перед новобрачным князем и перед княгинею так же. А как приедет новобрачный князь к себе на подворье и сойдет с аргамака, а новобрачная княгиня выйдет из саней, расстилать перед новобрачным князем и перед княгиней до сеней все так же. Другой порядок свадьбы. Когда приедет князь молодой во двор за посад, княгиня бы на месте сидела, а сваха бы сидела подле нее, и отец и мать, и бояре и боярыни сидели наготове. А князя бы молодого бояре приглашенные встретили во дворе, а как князь молодой войдет в горницу, в ту бы пору отец и мать, и сваха, и боярыни встали, а княгиня сидела бы на месте и не вставала, да прикрылась бы она камкою. И князь молодой сядет подле нее, а отец и мать, и тысяцкий, и бояре сядут по своим местам и немножко посидят; и дружка, придя, благословится у отца и у матери, да и сваха бы встала тоже, хотя в те поры свахе не говорить ничего, из‑за стола не выходить же, а кланяться с иконой на все четыре стороны, как и дружке. Потом снимет дружка покрывало с блюда, и завесят покрывалом княгиню от князя молодого; а закрыв, шапку с княгини снять и через занавеску расчесывать свахе у князя молодого волосы гребнем, а потом и княгине молодой волосы расчесать трижды. И пока начнет сваха князю и княгине волосы зачесывать, в те поры бы дружка сыр ломал да караваи резал. И когда расчешут волосы, молодой княгине расплести косу и заплетать ей косы, а наряжать молодую княгиню и, нарядив, обернуть покрывалом (а на покрывале нашит крест), и, закутав, и дружке и свахе кланяться образам, благословиться у отца и у матери, и осыпать молодых, а после осыпания платки давать; и уж после того священник обручает князя и княгиню. В сенях же поставить поставец и питье, а слуги бояр в сенях сидят, и потчевать их питием.
Когда происходит сговор, жених в нарядной одежде приедет со своими родственниками к тестю во двор, а с ним должен быть отец или старший брат, и этот первым входит – один, а все остальные – после. Встреча же происходит у коня или на крыльце или в сенях, и встречает тесть, а затем садятся по чинам за стол: кто приехал с женихом – на лавке, а все здешние – на скамье. И когда тесть поднесет лучшие вина в кубках, станет говорить тот, кто приехал с женихом, отец или старший брат, тестя назвав по обычаю полным, именем: «Время нам начать говорить дело, зачем съехались». И тесть велит священнику «Достойно» говорить, и тот вспоминает праотцев Авраама и Сарру, Иоакима и Анну, и царя Константина и Елену. После благословения крестом станут и говорить и писать договорные записи и рядную грамоту, уславливаясь, и сколько за договор и чего приданого, а как подпишут и закончат записи, скажет священник: «О тебе радуется…». И, закрепив всё подписью, все берут по чаше меду, друг друга поздравляют и грамотами меняются.
Тогда же и подносят дары: тесть зятя одаривает первым благословением – образом, кубком или ковшом, бархатом, камкой, сороком соболей. Подносит дары тот, кому поручил это тесть, а потом целуются и чаши пьют, и поздравляют: сначала – жениха, а потом и тестя. Затем пройдут в другие хоромы – к теще и к ее боярыням, и теща спрашивает отца женихова о здоровье и целуется через платок и с ним и с женихом, да и со всеми так же: и боярыни тоже.
А невесты тут не должно быть; у простых же людей в обычае – и невеста тут; стоят они подле матерей, но не целуются и быстро удаляются. Пируют все с удовольствием, но большого стола – не бывает.
Назавтра же или немного позже, как сговорятся, приезжает к теще мать жениха и смотрит невесту, тут и ее одаривают камкою и соболями, а она даст невесте перстень да назавтра пришлет с боярыней крест или панагию да фруктов; такую боярыню одаривают обычным платком и волосником.
Как только назначат день свадьбы, накануне гостей распишут, и пошлет жених к тестю список всех, кто будет – посаженые отец и мать, и кто приглашенные бояре и боярыни, кто тысяцкий и поезжане, и дружка, и сваха. Да и тесть пошлет к жениху сказать, что приглашенные бояре и боярыни, и дружка, и сваха; с обеих сторон тут съезжаются, перебирают наряды, лошадей, а невесту положат за занавеской на кровати.
И как наступит назначенный день, съедутся со стороны жениха и невесты все, кто назначен к столу. Столы же дают отдельно, боярыни – себе; а жених с невестой не едят. У жениха говорят каноны и у невесты также. А как настанет время, пошлют старшего слугу от тестя к жениху сказать, что дружка и сваха едут с постелью: «Велите показать сенцы и куда заезжать» – обычно в подклеть. Ему укажут, и он, осмотрев место, куда приезжать, то перескажет.
Дружка поедет весь в золоте, и перед ним человек пять или шесть на конях в золоте, да у коня около него пеших людей с десяток в нарядном платье. А за дружкой повезут постель в санях с передком, а летом – изголовьем к облучку, накрытое одеялом. А в санях две лошади сивые, а около саней боярские слуги в нарядном платье, на облучке же станет постельничий старший в золоте, держит святой образ.
А за постелью следом поедет сваха в наряде, а наряд бы был: желтый летник, красная шубка, а еще в платке и в бобровом оплечье. А будет дело зимой – так в меховой шапке; и в санях с передком же сядет она одна. А как только приедут во двор, и конные слуги с лошадей сойдут наземь и пойдут поперед дружки во двор по двое в золоте; дружка же въедет во двор на лошади, но, не доехав до лестницы, с лошади сойдет и дождется саней с постелью. Как с постелью подъедут к лестнице, встретит постель женихов дружка и слугам жениха повелит ее взять, и те, толпою к саням подступя, приезжих слуг оттеснят и вынут всё из саней на ковре и понесут на головах.
А здешние боярыни встретят сваху у самых саней в летниках да в шубках, и с ними сваха пойдет за постелью, сразу же вслед за святым образом. На нижнем крыльце встречает ее женихова сваха, а за нею боярыни здешние тоже в шубках. И пойдут оба дружки впереди постели, а свахи обе вслед за постелью; как в сенцы войдут, священник окропит по углам святою водой и то место, где быть постели. Да приготовят три по девять снопов ржаных, поставят стоймя, а на них ковер и постель, и сверху накроют одеялом. В головах же поставят образ, а по четырем углам на прутьях по паре соболей да по калачику крупичатому, да поставец, а на нем двенадцать кружек с разным питьем, с медом и с квасом, да ковш один, да чарку одну же, чтобы была она гладкая и без выступов, или братину круглую без носка. Да тут же накрыть и стол, застелив фатою, там, где быть в головах свечам и караваям, да маленький столик повыше него, на два блюда под крест, что будет на женихе, да под монисто, что будет на невесте, да две миски, одна для колпака или шапки, а другая для кики. А в ногах постели накрыть стол, на котором платью лежать да в одном углу закрыть занавеской, а за ней пуховик на ковре да изголовье, большой кумган кипяченой воды, два таза, большая лохань да две простыни. Тут же приготовить и два халата, мужской и женский, рукомойник, лохань, полотенце, две шубы нагольные. И все то так приготовя, дружки и свахи сначала всех отошлют, затем и сами выйдут, а сенцы запрут и запечатают оба дружки двери своими печатями. И оставят тут перед сенцами постельничих двух из старших слуг в золоченом платье, а сами дружки и свахи уйдут; и пребывать им, постельничим, без еды и питья.
И дружка и сваха невесты поедут к тестю во двор, а провожают их – дружка дружку до коня, а сваха сваху до нижнего крыльца, здешние же боярыни – до саней. А в комнаты приезжие дружка и сваха не входят, приглашенные бояре и боярыни не встречают их, не провожают. А в то время, когда готовят постель, людей, что приедут с постелью и с дружкой и со свахою, потчуют во дворе, накрыв им столы и поставив скамейки. А как дружка и сваха, проводив постель, к жениху вернутся, у жениха в комнатах накрыт уже стол большой, и посуда, и хлеб, и калачи одни и те же для всех, вплоть до самого последнего гостя. И сядет отец на конце стола, а тысяцкий в углу, на почетном месте жених и рядом с ним мать, а за нею званые боярыни: на всех летники желтые и шубки красные, в платках с бобровыми оплечьями, а зимой – в меховых шапках. Напротив боярынь на скамье бояре(114) званые, а за боковым столом и на лавке и на скамье поезжане в золоте; свечник – подпоясан, ферези спущены, кафтан золоченый или цветастый, шапка горлатная, через плечо бархатный или камчатый кошелек или кушак, которым свечу держать, а сама свеча – пуд с четвертью; два каравайника, также ферези спущены через плечо, по два кушака, каравай обложен бархатом или камкой на подносах, подносы обшиты бархатом или камкою, накрыты караваи наволочкой или златотканым кушаком. Тут же поставец полный, а другой в сенях. А лошадей держать готовыми в упряжи, цепи гремучие под золочеными покрывалами. И лишь только, приготовясь, дружку пришлют и он, поклонившись на четыре стороны, подойдет к свекру, тот посылает с дружкой поклон от себя свату, да и тысяцкий (имярек), и бояре, и весь поезд, и дружка уедут. А перед ним бы также человек пять или шесть на конях верхом и в золоте, да и рядом с конем пеших людей в нарядных одеждах не мало.
А приедет дружка на двор, так люди его с лошадей сойдут за воротами и идут во двор перед ним пеши. И здесь также приготовят большой стол и также у задней стены, скатерть, посуда; тесть на конце стола, а теща на лавке, а за нею званые боярыни, а напротив них на скамье званые бояре. Да наладить место посреди избы напротив дверей, разложить две подушки нарядные, для новобрачного и новобрачной, да стол, и на столе две скатерти, посуда, калач, пироги, на столе же на блюде каравай, а на другом сыр; у другого конца места тысяцкого, а рядом с невестой места для двух свах, напротив новобрачного и новобрачной на скамье двое или четверо из поезжан, а против свах дружки, а в самом конце за мисками место попу. А около места и за местом здешние боярыни: одна держит на блюде кику, другая – покрывало на блюде, третья – также на блюде – волосник, подубрусник и прочее, четвертая то, чем осыпать новобрачных, на блюде: три девять хмелю, лоскутков собольих три девять, лоскутков разного цвета камки и тафты три девять, монеток серебряных да золоченых маленьких горсть.
А остальным поезжанам стол боковой, но и он заполнен: свечник опоясан, ферези спущены, шапка горлатная или рысья, кошелек для свечей бархатный или камчатый, а свеча – пуд без четверти; да два каравайника, так же опоясаны, ферези спущены, по два кушака через плечо, а сам каравай лежит на камке или тафте и накрыт наволочкой или золоченым кушаком. Да и в сенях накрыто, а на дворе столы без скатертей заставлены штофами с вином, и скамейки, на которых пиво пополам с медом.
И как приедет женихов дружка, встречают его у ворот слуги и посреди двора, и у лестницы, а на крыльце дружку встретит другой дружка. Когда войдет он в избу и поклонится всем на четыре стороны скажет тестю: «А государь (имярек) велел челом ударить», поминает имя свекра и челом бьет. Потом же от бояр – тестю и боярам, потом теще от свекрови и от боярынь, и боярыням от свекрови и от боярынь, по именам называя, потом – «тысяцкий (имярек) и весь поезд велели челом бить тестю и боярам». А потом говорит: «Тысяцкий (имярек) велел передать: „Жених (имярек) готов ехать к месту“. И тесть отвечает: „Как настанет время, мы дружку пошлем, и он поедет“.
Когда приедет дружка к новобрачному, отпустят они сваху в санях с передком в наряде желтом; когда сваха приедет, встречают ее у саней боярыни здешние, а на крыльце сваха, когда же в избу войдет, боярыни из‑за стола встают и с ней целуются, и идут с нею все туда, где готовится за занавеской невеста. А на невесте бы был венец, летник желтый, шубка красная. И сваха с нею целуется и говорит: «Время, государыня, тебе идти к свадебному месту». Тут и мать ее благословит и возложит на нее монисто или панагию и поцелует, а она станет плакать. И в это время поют песни(115). А как время настанет идти к месту, первой пойдет мать, а за ней новобрачная, с правой стороны поведет ее сваха старшая, приезжая, а с левой другая, своя, а за ними боярыни, и, войдя, кланяются невеста со свахами на все четыре стороны.
А тесть и теща и боярыни сядут за стол на свои места, и священник говорит «Достойно» и благословляет крестом одну невесту и кропит святою водою свадебное место. А дружка тем временем отцу и матери ее говорит: «Имярек, благослови дочь свою на свадебное место». А отец и мать отвечают: «Бог благословит!» И тогда возжигают свечи перед образом, а священник готовит к обручению две свечи, вместе свитые, и как будет готов, посылают за женихом дружку, а тот приезжает во двор так же, как приезжал и с постелью, а тут его уже встречают.
Как только войдет дружка и поклонится на четыре стороны и бьет челом от тестя к свекру и боярам от бояр, и свекрови от тещи, и боярыням от боярынь, и тысяцкому, тут и говорит тысяцкому: «Имярек велел передать (именем назвав тестя) – время жениху ехать к доброму своему делу», – и так сказав, к себе возвращается.
Лишь только уедет дружка, и тысяцкий с поезжанами, поднявшись, кланяться станут, и тысяцкий говорит отцу (имярек) и матери (имярек): «Хотели вы сына своего сочетать законным браком, так вам бы благословить его ехать к месту». И отец и мать выйдут с сыном своим из‑за стола и поклонятся на все четыре стороны образам и скажут сыну своему: «Бог тебя благословит и помилует и даст тебе жену законную во здравии и в благоденствии» – и благословит его отец крестом и мощами на шнурке, и возложит на него собственноручно, а мать наденет перстень на палец. И пойдут из комнат, первым – дружка, поезжане по двое в ряд, которые помоложе – те впереди, а которые познатней – те после всех.
После всех выходит новобрачный, а справа от него тысяцкий. И садятся на лошадей – сначала поезжане, и, пока новобрачный на аргамака сядет, они тем временем по двору на аргамаках и на конях носятся; и выезжают все со двора также по двое, в ряд, а за воротами перед ними поедут их слуги, все в золоте. И было бы у них у всех у стремени по слуге, затем свечники и каравайники, потом священник с крестом, а чуть‑чуть поотстав, перед поезжанами – дружка, а рядом с ним слуги, потом поезжане по двое, а за ними слуги – кто с покрывалами и с попонами, кто просто так, – кто из поезжан скольких с собою возьмет, каждый слуга около своего. А перед новобрачным и перед тысяцким двое конюших идут в золоте с батожками, а за ними идут с конскими попонами. А возле новобрачного тысяцкого слуги идут в нарядной одежде; и как на двор приедут, тем же порядком и наверх пойдут.
Тут благословляет священник крестом, а встречает их от тестя один дружка, идет он перед новобрачным и перед тысяцким, а тесть и званые бояре их не встречают, но, в комнаты войдя, станут по обе стороны. А тысяцкий с новобрачным, войдя, станет кланяться лицом на четыре стороны, а дружка новобрачного снимет тем временем мальчика, что сидит с невестой на месте новобрачного, и говорит скороговоркой: «Аргамак тебе в Орде, а золотые на Угре». Священник благословит одного новобрачного на свадебное место, и тысяцкий сядет и поезжане по своим местам, а священники, местный и приезжий, повелят возжигать свечи у свадебного места. И поставят свечника от новобрачного против новобрачного, а свечника от невесты напротив нее, а каравайники вместе составят свои подносы, и тут начнут обручать, и после обрученья жених невесту целует. И потом свахи, встав обе и не сходя с мест, кланяются на четыре стороны и говорят тестю и теще: «Имярек, благословите детям своим, новобрачному и новобрачной, голову расчесать», и потом их закроют, а сваха головы расчесывает и косу расплетает и кику накладывает.
А в это время старший дружка режет караваи и сыры с четырех сторон по ломтям, кладет на одно блюдо да ломти разрежет и сыры поломает, разложит по блюдам. И на первое блюдо, где горбушки, положит платок, поднесет новобрачному (имярек) и молвит: «Новобрачная (имярек) челом бьет – караваем и сыром и платком». Но тот возьмет лишь один платок и положит его себе, как и тысяцкому и поезжанам согласно росписи, а платки по договорным грамотам, и всякому на блюде – краюха каравая да сыра кусок да платок. Тут и тестю и теще и приглашенным боярам и боярыням – каждому – блюдо. Посылают со скороходами к свекру и к свекрови и к приглашенным боярам и боярыням также на блюдах всем по куску каравая и сыра да по платку; и какие свойственники ни есть у новобрачного и у новобрачной, хотя они и отсутствуют, но караваи и сыр и платки им посылают. Когда же тысяцкий и поезжане караваи примут, поднимется тесть и поднесет вино тысяцкому и поезжанам, а прочим званым боярам велит подносить, да и слуг боярских потчуют тут, в комнатах и в сенях, на крыльце, на дворе и дарят платки, кому только тесть укажет.
А как новобрачную накроют и понесут в другие комнаты венец на блюде, в то время старшая сваха молодых осыпает, а тысяцкий встанет и новобрачного поднимет, священник начнет говорить: «Все упование мое…» – а дружка просит благословения у тестя и у тещи: «Благословите детей своих идти к венчанью», и новобрачный, поклонившись тестю и теще по обычаю, возьмет невесту свою сам за руку и пойдет с нею, а поезжане перед ними в прежнем порядке.
В том же порядке поезжане садятся на лошадей, сначала новобрачный на аргамака, а новобрачная сядет одна к облучку в сани, а обе свахи напротив нее, здешних же боярынь к венчанию не берут. А когда венчаются, под ноги следует бросить пару соболей, отдельно – под новобрачного соболя, а под новобрачную другого. Чаша же при этом была бы без ручек, которую, выпив, затем разбить, вниз не швыряя, а просто выпустить из рук и осколки разбить ногою. И после венчания ехать к тестю на то же место.
И тут у коня и на крыльце встречают бояре приглашенные, и сам тесть в сенях встретит, и целуется тесть с новобрачным. А новобрачный от венчанья идет и держит невесту свою за руку, и поддерживает его тысяцкий, а ее – свахи. И как входят в сени, тут осыпает их теща, а как войдут в комнаты и, поклонясь, сядут по своим местам, тесть поднесет новобрачному вино, лучшие вина понесут, но тот отпробует сначала только горбушку и сыр. Прежде всего понесут по столам лебедя, поставят перед новобрачным, и тот, приняв, руку наложит да велит разрезать. И ставят на стол лебедя и посылают тестю и теще и приглашенным боярам и боярыням, по блюду раскладывая за косточку, да по кубку романеи, и подают птицу.
После третьего блюда встанет новобрачный, а с ним тысяцкий да один дружка, и станет звать, но говорить будет тестю дружка: «Имярек, новобрачный челом бьет, чтобы пожаловал завтра к нему пировать» – тещу приглашает также, званых бояр и боярынь по именам всех. А в то время, как дружка говорит, новобрачный кланяется в шапке нагольной. После приглашений дружка снимет скатерть верхнюю, блюдо возьмет, на котором горбушки и сыр, и, завернув, отдаст слугам своим и велит снести в сенцы.
А поезжане выйдут из комнат и станут садиться на лошадей; тесть же, взяв дочь свою и подойдя к дверям, назовет почтительно по имени зятя своего: «Судьбами божьими дочь моя приняла венец с тобою (имярек) и тебе бы жаловать ее и любить в законном браке, как жили отцы и отцы отцов наших». Тот поцелует тестя в плечо и пойдет с новобрачной, и сядут на лошадей в прежнем порядке, а новобрачная в санях со свахами, и поедут к себе, как прежде.
А как вернутся во двор, сразу в сенцы идут, а проще сказать, в подклеть, и тут их осыпает свекровь; идти же им надо по постланному. Как только войдут, новобрачному и новобрачной следует сесть на постели, и тысяцкий, тоже войдя, с новобрачной покрывало снимет и молвит обоим: «Дай Господи вам в добром здоровье опочивать», а свечи и каравай поставят на нужных местах, колпак и кику положат на место.
А в это время станут служить вечерню, новобрачный снимает наряд, с новобрачной же всё снимают за занавеской. Тысяцкий со всеми поезжанами пойдет к свекру в комнаты, а в сенцах с новобрачными останутся двое дружек да две свахи, да постельничий; и каким ближним людям боярским и боярыням повелят, те и снимают с них платье. Новобрачный же на зипунок наденет шубу нагольную, а новобрачная в телогрее, да оба в шапках горлатных; потом они дружек и свах отпустят, оставив только тех, кто разует – а потом исполняет дело.
А тысяцкий и поезжане и дружка и старшая сваха войдут в комнаты к свекру и скажут тут: «Бог сподобил: дети ваши после венчанья легли почивать поздорову, и вот услаждаются». А другие дружка и сваха поедут к тестю и скажут, что молодые доехали и легли почивать поздорову. А два постельничих у дверей сидят неотступно, и как настанет новобрачному время, полежав и познав, он кликнет постельничего и велит позвать ближнюю боярыню, а сам, зайдя за занавеску и омывшись водой, набросит на себя халат да шубу нагольную. А затем пойдет новобрачная с боярыней или с двумя, и там обмоют ее, и обе сорочки замочат в тазах. И новобрачная также набросит на себя халат и шубу нагольную да велит позвать к себе дружку, а сам новобрачный сядет на большой постели, новобрачная же за занавеской на пуховике.
Когда же дружка придет, пошлют его к отцу и матери сказать, что, дал Бог, все в порядке. И те пошлют сваху, а потом придет и тысяцкий или кто‑то из ближних родственников к новобрачному, а к новобрачной придет свекровь ил боярыни и родственницы и поднесут на руках кушанье, студень крошеный из птицы со сливами и с лимонами и с огурцами. Новобрачного кормит тысяцкий, а новобрачную за занавеской свекровь с боярынями. А дружку тем временем пошлют к теще и тестю, и тот, приехав, говорит, назвав полным именем: «Велел вам сказать новобрачный (имярек): божиим милосердием и вашим родительским пожалованием и сохранением мы, дал Бог, справились, и на том на вашем пожалованье челом бью!» И тут поцелуется с дружкою гесть, подарит чарочку или ковшик, а теще платок. И с этой поры на обоих дворах наступает веселье и праздник.
А вот когда обручать и венчать, и вечерню в сенцах служить, да и назавтра, как выйдет новобрачная из бани, молитву и заутреню, и молебен, и часы говорить, – то все священнодейство по уставу и по желанию все нужно выполнить. Когда свекровь и дружка и сваха из сенцов выйдут, жених с невестой что хотят, то и делают. А у сенцев и под крыльцом привязывают жеребцов и кобылиц, и жеребцы в ту пору, глядя на кобыл, ржут. А потом поезжане и званые бояре и боярыни, и дружки, и свахи с обеих сторон разъезжаются по своим домам, а родственники по согласию тут и ночуют, а свечи всю ночь горят. К утру же велят затопить бани.
Назавтра же дружки и свахи съедутся на обе половины, и от тестя пошлет младший дружка к старшему дружке слуг с банною утварью да и с простою, а из утвари медный котел с крышкою, два таза, два обычных ковша на полки, два простых для воды. И накажет: как проснется новобрачный, чтобы ему сказал, дружка дружке. Настала пора новобрачному встать, призовет он постельничего и велит дружке быть у него, а банщиков велит послать в баню. Как будет готово все, и дружка придет, молодой, надев башмаки да набросив на себя нагольную шубу и шапку пуховую, пойдет, закрывшись рукавом. Новобрачная же лежит в постели, накрывшись одеялом, но тут же войдет к ней сваха да здешние боярыни и станут ее поднимать. А в это время сурна заговорит и трубы заиграют, и бубны загремят; тогда, новобрачную подняв, набросят на нее белый летник, шубку золоченую обычную, шапку горлатную, и пойдет она, фатами укрывшись, в комнаты. А ей приготовят за занавеской постельку, и ляжет она.
А дружка пошлет к тестю во двор и велит сказать дружке же, что новобрачный пошел в баню, а новобрачная ушла. Тут и другая сваха к новобрачной поедет, а тесть дружку отпустит к новобрачному с банными дарами, и дружка в золоте поедет тем же порядком, а следом за ним в санях под полстью банные дары в коробах.
Приехав к бане, дружка разбирает и слугам дает держать на руках сорочку, порты, пояс с кошельком (а в кошельке золотые), подпояску, нижнее белье и четыги, башмаки, зипун, шубу нагольную, шапку кожаную. А прежде всего подадут в баню халат и башмаки. И съезжаются к бане поезжане, тысяцкий с товарищами, и приготовлены тут поставцы с питьем, кто пожелает – пьет, и слугам подают, и бубны бьют, а банщиков одаривают платками. Из бани же новобрачный в сенцы идет и тут отдохнет немного. А новобрачную в баню не водят, моют ее тут и, как настанет время, наложат на нее кику и наряд, да идут свахи с нею в сенцы, а новобрачный тем временем выйдет со всеми своими к себе в комнаты, и нарядятся они в золото. И по правилу обручения посадят новобрачную на постель, и свахи накроют ее покрывалом, а новобрачный со всеми поезжанами в полном наряде придет в сенцы и сядет подле невесты, а тысяцкий и поезжане рассядутся по чину. И входит тут свекор с боярами приглашенными и сына своего целует и здоровья желает ему в женитьбе, да невестку свою откроет и здоровья желает в замужестве, и все поздравляют. Тут же сыну своему да снохе своей по случаю вскрытия даст благословение, образа или кресты, или панагии, села вотчинные. И приносят тут петуха и кашу, и князь молодой откушает. И пойдут новобрачный с отцом и с поезжанами в комнаты, а новобрачная со свахами в другие комнаты к свекрови, уже не покрытая, и свекровь и боярыни тут целуют и поздравляют и благословляют крестами или панагиями и перстнями, а в то время готовят напитки и соки.
И как время настанет, сойдутся все в большой комнате, а на столе уже приготовлены фрукты – на скатерти без посуды и хлеба. И платье золоченое сложат, если летом – сложат охабни, а зимою – шубы нагольные, и боярыни – летники белые да шубки красные, в спусках сидят, а зимою в каптурах. И сядут свекор со свекровью в конце стола, а новобрачных посадят на почетное место, там же и свахи да приглашенные боярыни, а на скамье тысяцкий да званые бояре, а поезжане за боковым столом. Да понесут напитки, а от тестя приедет дружка с дарами и подносит их на блюдах, свекру сорочку да порты, да приговорит, назвав по имени: «Новобрачная (имярек) челом бьет», – и тот примет, а новобрачная поклонится, и в то время все стоят. А свекрови – камка, а боярыням – по тафте, служка также подносит на блюдах и говорит, а новобрачная кланяется. На обычных же свадьбах свекрови тафта или дороги, а боярыням приглашенным по сорочке да по платку, да по волоснику, а тысяцкому и приглашенным всем боярам по сорочке да по портам, а поезжанам ничего не дается. А как откушают фруктов, принесут дары, и сына благословляет отец с матерью образами и платьем златотканым, и шубою, и сосудами, подводят и лошадей в нарядах, и жалует его людьми и вотчинами, а мать это все благословляет. А потом и сноху одаривают украшениями и платьем и посудой. И тысяцкий и званые бояре новобрачного и новобрачную одарят, кто чем пожелает.
А вернутся в свои комнаты и велят приготовить лошадей и, как время настанет, нарядятся в золоченое платье и отправятся во двор к тестю в том же порядке, что и на свадьбу ехали: священник впереди с крестом, да поезжане, да тысяцкий с новобрачным; как въедут во двор, у тестя бубны и трубы заиграют, тут и у тестя начинается встреча: слуги на дворе и у коня, и на крыльце. И встречают свойственники, а тесть встретит в сенях и целуется с новобрачным и с тысяцким и с поезжанами, а у тестя в комнатах за столом на почетном месте теща уже и приглашенные боярыни.
А на столе скатерть без посуды и фрукты. И встретит тесть с приглашенными, войдет в комнаты первым, и станут все по своим местам, и тут новобрачный войдет с тысяцким, перед ними один дружка, их, да другой, здешний, а поезжане идут за новобрачным. А теща чуть выйдет из‑за стола и спрашивает зятя о здоровье и целуется с ним через платок, и боярыни приглашенные, подходя к новобрачному, все целуются через платок. И с тысяцким и с поезжанами также целуются – теща через платок, а боярыни некоторые и без платка. И садятся боярыни на лавку по чину, возле тещи сядет зять, а в самом углу тысяцкий, в конце стола тесть, на скамье приглашенные бояре, а поезжане за боковым столом, как и прежде.
За фруктами тесть подаст вина и принесут напитки, и едят фрукты, а как уберут фрукты, все переоденутся, и тогда внесут завтрак – полный стол. А боярыни в том же платье и – сидят: летники белые да шубки красные в спусках. И как перестанут подавать, новобрачный поднимется из‑за стола, а с ним и тысяцкий, и дружка станет звать тестя и тещу и посаженых бояр и боярынь, называя по имени: «Новобрачный челом бьет, чтобы пожаловал ты сегодня – у новобрачного за столом быть и пировать», да, выйдя в сени, снова наденут золоченое платье и поедут к себе тем же порядком.
Приехав к себе, немного отдохнут, а в то время готовят стол. И как время настанет, новобрачную нарядят в главный наряд и пошлют дружку, чтобы позвал тестя и тещу и приглашенных бояр и боярынь к столу.
И тесть поедет в золоченом наряде и с ним приглашенные бояре также з золоте, по двое в ряд, а с ними и слуги возле коней пеши. И теща поедет в санях точно так же, и боярыни – в золоченых летниках и в спусках, в каждых санях по одной.
И подъедут к свекру во двор – бояре к лестнице, а боярыни – к другой, и тут встречают бояр бояре, а боярынь боярыни, на крыльце или в сенях, по знатности. А где будет стол, тут на столе и фрукты.
Раньше придут боярыни, и сядет на главное место теща, за нею новобрачная да свахи, затем и боярыни приезжие, и только за ними – здешние, а ниже всех сядет свекровь. Тесть же сядет на конце стола, подле него свекор, а на скамье приглашенные бояре приезжие, а под ними здешние бояре званые. Новобрачный же присядет возле отца, а тысяцкий и поезжане за боковым столом.
И как разместятся, выходит свекор и приезжие бояре, и кланяются свекрови и здешним боярыням и спрашивают их о здоровье, и целуются, а затем переменят платье, выйдя в сени. А как сядут они за стол, подносят им вина и фрукты и напитки, но потом фрукты уберут, разнесут еду. А новобрачный, поднявшись, потчует отца и тестя, и теще подносит в кубках питье, вина и лучшие меды. И как кончат к столу подавать, тесть встанет, а второй дружка начнет говорить свекру, назвав его полным именем: «Бьет тебе челом, чтобы пожаловал ты завтра у него за столом быть и пировать». И новобрачного, и званых бояр, и свекровь, и боярынь по именам дружка называет, а тесть кланяется, и новобрачный тестя и приезжих бояр потчует.
И как наступит время, принесут дары: кубок двойной или с крышкой, бархат или камка, и, налив в сосуды меду, станет говорить свекор тестю: «Дай, Господи, хорошо нам жить с детьми своими», назовет сына и сноху по именам – «с детками своими много лет!» А дружка старший в то время начнет говорить, назвав тестя по имени: «Челом бьет зять твой (имярек)!» – кубком, двойным, золоченым, бархатом такого же цвета да сороком соболей, и теще дары также объявляет дружка: братина или стопка, камка, сорок соболей, называя по имени: «Зять челом бьет, дары велит принять».
А боярыни пойдут с новобрачной к себе в комнаты и в то время, как ехать, нарядятся. И тесть, и теща, и приезжие бояре поедут к себе тем же порядком, а провожают их до лошадей, а боярынь боярыни до саней – и услаждаются по своим дворам, на обеих половинах наступает веселье. Дружки же и свахи дожидаются, как пройдут новобрачный и новобрачная в сенцы, и, положив их, разъезжаются по домам.
А назавтра готовят баню, и дружка от тестя приезжает с банными дарами, поменее прошлых: сорочка, порты, пояс, полотенце, – и что‑нибудь еще пришлет. А как из бани станет выходить, то тысяцкий и поезжане приедут, и, одевшись в сенцах, пойдет новобрачный со всеми поезжанами в комнаты отцу и матери челом ударить, а у тех приготовлены фрукты в том же виде.
А за столом мать, новобрачная и свахи, и званые боярыни, и бояре на скамье, все садятся по чину, едят фрукты и пьют напитки. А в то время приедет дружка от тестя и зовет отца и мать, новобрачного с новобрачною, приглашенных бояр и боярынь, и его, попотчевав, отпускают, а сами, переодевшись, завтракают.
А у тестя приготовят столы по чину и фрукты, и, как время наступит, пошлют дружку звать к столу, и тогда отец поедет по правую руку от сына, а тысяцкий по левую, поезжане же перед ними по‑прежнему в наряде, да и приглашенные бояре за ними также нарядно. А мать в санях в наряде, а напротив нее новобрачная, а боярыни приглашенные и свахи в санях по одной. А свахи садятся напротив приглашенных боярынь, которые едут первыми.
И приехав, входят в комнаты, и встреча бывает им всем по чину: тесть встречает свата и зятя, а теща встречает сватью и дочь. И входят все в комнату с фруктами на столах, и целуются приезжие бояре со здешними боярынями, и понесут вина и напитки, и едят фрукты. И как время наступит, боярыни пойдут в свои комнаты, и тут‑то после сладкого начнут разбираться в приданом и рядные подписывают. А возникнет в чем спор, откладывают от другого дня. Потом же садятся за стол порознь: бояре особо, а боярыни в других комнатах. И после застолья тесть благословляет зятя образами и дарами: кубками и бархатом, и камками, и соболями, и лошадями в нарядах, и доспехами, – поздравляет. Чаши пьют со сватом и с тысяцким, а после застолья у поезда наденут на себя нарядное платье, и пойдут отец да новобрачный, да тысяцкий и старшие бояре к боярыням в комнаты, а с ними и тесть – благословляют дочь свою образами, платьем, сосудами, перстнями, именьем, придаными слугами. Потом теща благословляет зятя образами, платьем, сосудами, да дочь свою благословляет и одаривает нарядами и платьем. И потом поедут к себе тем же порядком и в нарядах, в остальные дни съезжаются и пируют, как пожелают.
млин, вот когда надо ответить - ты постишь ссылки. А когда можно и ссылкой обойтись или файл прицепить - ты вывешиваешь транспоранты! Ну нах так делать? что бы потом долго листать вниз?
undefined
28.05.2008
Ну я же эпизодически выхожу. Зависит от того, сколько времени есть.
З.Ы. Кстати, кое-кто моих ссылок всё равно не читает :)))
Вот ссылочка на полный текст:
www.fictionbook.ru/ru/author/silvestr/domostroyi/
не отмазывайся, не в военкомате)))))))))))))
во-во я ж говорю интересно ЛИШЬ с исторической точки зрения (сомневаюсь в том что можно это осуществить в наше время (а если и можно желающих почти не будет))
undefined
28.05.2008
Не знаю.
Зерном и монетами новобрачных принято осыпать и сейчас.
И каравай подносить, ага...
... Кстати, я так понимаю, Вы не женаты?
а некоторые, и их не так мало, вообще без этих формальностей обходятся...
Вы не верно понимаете )))
женат и один раз (в отличии от некоторых )))
или Вы подумали что я против традиций ? нет я за традиции НО во всём нужна мера
да.. домострой - штука хорошая))) мне оч понравилась та часть, где рассказывается как жена и дети должны встречать уставшего отца семейства с работы)) эх, мечты-мечты...
а с какого фига я должна сидеть у плиты беременая, если я работать хочу?
undefined
28.05.2008
А что там такого в Домострое про беременность и про плиты?
:)))
карочи при домострои муж главный, да? а баба при нем, мне куда деватся?
undefined
28.05.2008
Не совсем так.
Домострой содержит наставления для мужа и жены.
23. Похвала мужьям

Если подарит кому‑то Бог жену хорошую – дороже это камня многоценного. Такой жены и при пущей выгоде грех лишиться: наладит мужу своему благополучную жизнь.
Собрав шерсть и лен, все, что нужно, исполнит руками своими, будет словно корабль торговый: отовсюду вбирает в себя все богатства. И встанет средь ночи, и даст пищу дому и дело служанкам. От плодов своих рук преумножит богатство. Препоясав туго чресла свои, руки свои утвердит на дело. И чад своих поучает, как и служанок, и не гаснет светильник ее всю ночь: руки свои простирает на труд, утверждает персты на веретене. Милость свою обращает на убогого, и плоды трудов подает нищим – не беспокоится о доме своем ее муж: самые разные одежды нарядные приготовит и мужу своему, и себе, и детям, и домочадцам своим. И потому, когда муж ее будет в собрании вельмож или воссядет со знакомыми, которые всегда почитают его, он, мудро беседуя, знает, как поступать хорошо, ибо никто без труда не увенчан. Доброй женою блажен и муж, и число дней его жизни удвоится – добрая жена радует мужа своего и наполнит миром лета его: хорошая жена – благая награда тем, кто боится Бога, ибо жена делает мужа своего добродетельней: во‑первых, исполнив божию заповедь, благословлена Богом, а во‑вторых, хвалят ее и люди. Жена добрая, трудолюбивая, молчаливая – венец своему мужу, если обрел муж такую жену хорошую – только благо выносит из дома своего. Благословен и муж такой жены, и года свои проживут они в добром мире. За жену хорошую мужу хвала и честь. Добрая жена и по смерти спасает мужа своего, как благочестивая царица Феодора.
так чета я не поняла эта для кого написано, для крестьян-рабочих
и что жена должна по ночам скакать по кухне с указаниями?
undefined
28.05.2008
Это написано во времена Ивана Грозного - рабочих в то время в нынешнем понимании не было. :)))
Шерсть прясть в нынешнее время ни к чему, а работы и в Интернете достаточно...

... вот только не надо говорить, будто ты по ночам за компом по работе не сидишь :)))
значито для бояр, для крепостных всяко не подходит

уже не сижу по работе
undefined
28.05.2008
А ты творчески переработай и попробуй применить к современным реалиям. Ныне крепостных вроде бы нет...

З.Ы. Кстати, во времена Ивана Грозного их тоже ещё не было (в современном понимании).

Смерд, холоп, ярыга - это три разных социальных статуса, ежели что.
служанок на бытовую технику замменить? жена что дополнение к микроволновке, стиральной машинке?
undefined
28.05.2008
Э... Разве в Домострое сказано, что жена - дополнение к слугам?
Кажется, в Домострое сказано, что жена - дополнение к мужу.
ИМХО, конечно, каждый интерпретирует по-своему.
ну в любом случае она дополнение, а не партнер, скажем так
undefined
28.05.2008
Велика ли разница?
Впрочем, ты права - тут уж кто как интерпретирует. Возможно, для кого-то и велика.

Попробуй развить мысль: женщина - необходимое дополнение мужчине. Настолько необходимое, что мужчина без женщины - не мужчина. Не полноценный член общества. В такой интерпретации и мужчина - дополнение к женщине. И речь именно о партнёрстве (ну не было в те времена слова "партнёр" - было "товарищ", "подельник", "соучастник").
тогда мужчина ваще паразитом получается социальным каким-то, сидит на шее у бабы и еще говорит, то она его дополнение
я валяюсь
undefined
28.05.2008
Рыжая!™ писал(а)
тогда мужчина ваще паразитом получается социальным каким-то
С чего вдруг? У него тоже есть обязанности. По содержанию жены и детей, например...
неполноценных членов общество кормит гос-во
а сама жена себя содержать конешна не сможет
ыыыыыыыыыы))) Не забывай, ты дельфин и примат)) Поэтому заткнись и вjobывай, тогда из тебя будет благословенная жена и на тя клюнет не иначе как олигарх))))))))))
Впрочем после этого тебе надо будет вjobывать с удвоенной силой - тогда обоим тут же бронь на путевку в рай)))))))))))
БУГАГА))))))))))))))))))
-=Daniil=- писал(а)
Не забывай, ты дельфин и примат)) Поэтому заткнись и вjobывай, тогда из тебя будет благословенная жена и на тя клюнет не иначе как олигарх))))))))))


запарила как то я слегка )
undefined
28.05.2008
В общем, жена с мужем должна посоветоваться, он и скажет, как быть и куда деваться :)))
А подтекст такой: неважно где ты будешь - у плиты или на работе. Важно, какой ты будешь.

Основная мысль: женщина должна быть доброй и ласковой, чтобы будучи замужем, жить с мужем в мире, любви и согласии.
А муж должен воспитывать жену, ибо он за неё несёт ответственность перед Богом. Как, впрочем, и за детей.

В предыдущем посте - цитата о том, что хорошую жену муж должен любить, беречь и лелеять.
шовинист ты че я те могу сказать, воспитывать взрослого человека бесполезно
undefined
28.05.2008
Дык я этого и не отрицаю :)))
слушай ты щас расписался в собственной неполноценности по сути
хоть понял в чем ты признался?
undefined
28.05.2008
Это ты так считаешь.
Вот тебе доводы pro и contra:
www.lovehate.ru/opinions/26532
:)))
Факт, что в науке Ада Байрон, Софья Ковалевская или Мария Склодовская - это исключение, а не правило.
Опровергни, спорщица :)))
у меня внешка кончилась, не пойду

опровергну
все оч просто, там тоже шовинизм цветет, дам просто не пропускают наверх, нам, дамам вообще было запрещено вами, мужами епт, образование получать
вот интересно почему?

я считаю что довод я умнее (например) надо более серьезно обосновывать, чем половой принадлежностью, ну типа у меня АйКью выше, у меня в/о больше, я книжек больше прочитал, я денежку эффективнее зарабатываю
undefined
28.05.2008
1. Я не говорю что я умнее. Я говорю, что у мужчины и женщины роли разные. Поэтому мужчине нужна женщина, женщине нужен мужчина. Такая связка есть ячейка общества, называемая семья. Это правило.
Из этого правила есть исключения - как среди женщин, так и среди мужчин, но они очень редки.

2. Эти роли продиктованы сугубо физиологическими особенностями. Что может мужчина - не может женщина, и наоборот, что может женщина - не может мужчина.

3. Так было запрещено - и то сумели. А сейчас разрешено - так что, сильно соотношение изменилось?
Я тебе помогу - возможно, это инерция исторического мышления, всё со временем выровняется и количество женщин среди великих учёных вырастет. А возможно и нет.

Просто потому, что в целом женщины более эмоциональны, а мужчины более рациональны.

А ещё - мало кто из великих людей был счастлив в браке.
Уровень ай-кью счастья не приносит :))) Это так, к слову.
по пунктам
1. если мужчине нужна женщина, женщине нужен мужчина, то почему только женщина считается дополнением, нестыковачка
2. мужчина рожать не может, и выкармливать, а чего не может женщина?
3. и что, разрешили, много что разрешили, только все равно не пропускают далеко, думаешь сложно не дать защитится на доктора?

выровниется наврядли, потомучто даже сам русский язык инструмент шовинизма

мужчины более агресивны, не рационально разводить войны и гробить все рессурсы на оборонку
undefined
28.05.2008
1. Кем считается?
Ты Домострой читала?
Ну да, "жена да прилепится к мужу своему" (с) Библия. Всё по понятиям того времени.
2. Брёвна таскать и дом строить - не женское дело.
3. Не сложно.

А по поводу остального - ты сама себе и ответила :)))
Да, мужчины более агрессивны -это одна из тех физиологических особенностей, по причине наличия которых они претендуют на лидерство в семье.
Впрочем, кроме явного лидерства существует и неявное.
Женщины более хитры и искусны в интригах. Мужчины более прямолинейны в этом плане.
1. сам сказал
2. так сам сказал другое время, техника рулит
3. ну и вот, она не дала научнику, а научник не дал умной женщине защитится
lamb
28.05.2008
3. дала/ не дала - это и есть шовинизм... как будто нам от вас только это и надо...
доктор, не доктор... да хоть медсестра... звание - это понт, цацка для удовлетворения самолюбия и никакого отношения к научным открытиям не имеет
сейчас академий всяких противоестественных наук расплодилось, академиков табуны... и где телекинез? холодный термояд? только в голливудском ширпотребе...
и в чем это проявляется? или давать научнику прямая обязаность аспирантки или соискательницы
lamb
28.05.2008
можно маленький вопрос? Вы считаете, что если человек подонок, то он подонок только в отношении "слабого" пола?
подонок человек или нет зависит от субъективности восприятия моего и Вашего, вполне вероятно, что на одно и тоже событие или поступок третьего человека мы среагируем по разному, и то что Вам покажется нормальным, мне покажется подлым и соответсвенно наоборот
человек по сути мне кажется нейтрален, и поступки тоже, приобретенный знак +/- зависит от окружения
lamb
28.05.2008
ну хорошо, вот две ситуации:
1. научрук просит у ст-та/ас-та денег, а у ст-тки/ас-тки денег или секс на ее выбор - это первая
2. научрук просит у ст-та/ас-та денег или секс на его выбор, а у ст-тки/ас-тки денег - это вторая

в каком из двух случаев налицо мужской шовинизм?

так уж и быть, останусь нейтральным, не буду называть научрука подонком

зы. просит следует читать как вымогает
а собствено какая разница чего требовать и у кого, это обиженый человек просто, и до подонка ему не дорасти, мелачный гавнючок такой
вот мое субъективное восприятие
интересно было бы послушать мнение уго другана соседа по кафедре, научрука делающие приблизительно тоже самое

а мужской шовинизм в том сто есть в русском языке "студент" и "аспирант", а "студентка" и "аспирантка" в словаре не найдти
lamb
28.05.2008
но ведь Вы приводили "она не дала" в подтверждение мужского шовинизма в совр. науке... а теперь не хотите четко ответить, в котором из двух случаев этот самый шовинизм и порылся... заранее как бы для себя решив, что если домогаются к женщине, то это проявление мужского шовинизма...

а насчет русского... в словарях может и нет, зато есть в разговорной речи, в английском вообще есть только бесполое существо student

зы. только не подумайте, что я шовинист, напротив, я считаю, что женщины куда более совершеннее нас, мужчин
так мы требования научника расматривали, или реакцию студентки?

я ни че не решала, я рассуждала, или это право вы тока за собой оставили?
lamb
28.05.2008
я Вашу реакцию рассмотреть хочу
может я что прочел не так?
Вы писали "она не дала"=>"не дал... защитится" в подтверждении мужского шовинизма в науке. Я привел 2 ситуации и спросил, в которой из них Вы видите проявление ш-ма. По-видимому я не понял Ваших рассуждений последовавших после. Поэтому прошу повторить, как-нибудь попроще, для тупых так сказать.
ну это я к пасажу Сереги о том что дамы скорее исключени чем правило в науки, и что к шовинизму еще и данная проблема добавляется
в двух словах так сказать, я курицу ем, много печатать неудобно
lamb
28.05.2008
ммм... курица... *мечтательно сглатывая подступившую слюну*

да не добавляется данная проблема... проблема только в одном: в порядочности человека, и уж вопрос пола тут никаким боком не замешан

а по первой части... чтож, человечество эволюционирует, может и выправится статистика... во всяком случае я особых препятствий к этому не вижу
вопрос домагательства на самом деле зависит от порядочности
а остальное все таки шовинизм, предлагаю эта в отдельной теме обсудить, посколько проявления шовинизма комплексно надо рассматривать
нифига))) Как гласит народная мудрость - "бей бабу молотом - будет баба золотом"(с)
Видишь к чему Андифайн призывает?))))
А разве у людей, преподающих в школах, не должно быть специального образования?
а кто сказал что это обязательный предмет!? у нас в школах учатся дети многих конфессий!
Именно. С одной стороны это и не педагоги вовсе, а с другой - вряд ли можно говорить о знании ими самого предмета.
а я за )))))
о, наверно нашист
да не не НАШИСТ
а среди НАШИСТОВ знаю очень достойных молодых людей
есть хорошие дела которыми НАШИ занимаются(лись)
например проект по подготовке спасателей (речь не о Н,Н,)

прикиньте прокремлёвское движение учудило
а РПЦ советы давала
а когда поняли что влипли заюлили
типа и сознаться плохо и идти против прокремлёвского движения плохо

вот поэтому я и за
чем больше они себя дискридитируют
тем до большего колличества людей дойдёт что РПЦ не способствует обьединению страны-народа и духовному "возрождению"

вот уже один задумался
ну если только с этой точки зрения то я тоже за
но я сильно против эксперементов над детьми
VZADHIK BEZ GOLOV писал(а)
чем больше они себя дискридитируют
тем до большего колличества людей дойдёт что РПЦ не способствует обьединению страны-народа и духовному "возрождению"

+500
+501
Lexus1991
31.05.2008
Иди в лес и учи лесных жителей.

Меня от лит-ры то тошнит. НУ НЕ НУЖНА ОНА МНЕ и много еще кому.

А тут еще и это.....
а чем тебе литература-то неугодила
многа букав ?
ниасиляит
))))))))))))
Я своей старшей уже сказал, что на этот "предмет" она может не ходить.
Молодца!!!
мой пока не дорос до этого
Мой младший пока тоже.
Он только 1 класс окончил.
Arctic
28.05.2008
Интересно было бы взглянуть, как встретит покушающихся на профильные дисциплины мракобесов директор Н.С.Умнова из 40-го физико-математического лицея :))
как-то в кусты сныкались все сторонники ОПК в школах
дааа, неасталось у ОПК защитничков
Неправильный вывод. Если нормальную идею искаверкали, это не значит, что в ней изначально не было рационального зерна.
не, оч даже правильный, просто теперь эта промывка мозгов будет касатся всех детей, и тех кто в православных семьях растет, раньше их это не касалось, а чужих детей им было не жаль
+1
Если нормальную идею искаверкали, это не значит, что в ней изначально не было рационального зерна.
Идею только тогда можно назвать "нормальной", только когда ее реализация также нормально продумана и нормально исполнена.
А рациональное зерно было и у фашистов и у коммунистов, и идеи были очень даже нормальные. Вот только воплощение в жись немножко подкачало ... ну перегнули на местах слехка, с кем не бывает :))
Master RLT писал(а)
Идею только тогда можно назвать "нормальной", только когда ее реализация также нормально продумана и нормально исполнена.

Замысел, цели его и средства - разные вещи.
Идея коммунистов нормальная ?
"От каждого по способностям, каждому по потребностям"
Не нравится? :)
:) Не представляю себе этого даже в пределах своей семьи.
Тем не менее, это гораздо реальнее чем любить своих врагов.
+1
Не знаю, на самом деле это сложный вопрос. О любви к человечеству в целом и к каждому в отдельности. Кто таков мой враг? Ссориться по пустякам можно дома, на работе, на улице. Можно обижаться и прощать, можно и не обижаться вовсе. Верю, что человек хорош от природы. Враг по-крупному? Это испытание, да и не для всех.
а у мну на практике работало
СычЪ
29.05.2008
За всех ответить не могу, отвечу "за себя". Точка зрения, в отличии от автора данного обсуждения, не изменилась. Просто уже давным-давно все свои соображения по этому поводу изложил и на все возражения ответил. Как мог. По-другому - не могу. Да и надоело.
Как я понял, вся информация о преподавании нашистами ОПК взяты из ... блога в ЖЖ куратора корпуса) Силён источник ... к тому же речь идет о нескольких десятках человек. Это, конечно, мощная культурная инъекция) Их и на один район Москвы не хватит (я думаю, в столице около 2000 школ). Так что пока я вижу совершенно неофициальную браваду московских нашистов, не более. Вполне можно ожидать аналогичную инициативу со стороны Жириновского, к примеру, а то что-то давно его не было слышно.
На всякий случай подчеркну - моё мнение ничуть не изменилось, пусть ОПК читает хоть кто. Хоть "нашисты". По мне - лучше, чем ничего.
PS - кстати, большинство противников ОПК мотивировали свое несогласие тем, что, дескать, не желают, чтобы "попы" их детей учили ... так в чём дело - вот вам, совершенно не попы, светские люди, что опять не так?
Кстати, а вы о политических пристрастиях других преподавателей в курсе? А ну как математик нашистам симпатизирует, а трудовик в ЛДПР вступимши?)
я немного упустила момент, у Вас дети есть?

а что касательно меня, так я вообще против сего предмета выступала, мне что учителя, что попы монопинисуально

знаете вот некоторые бабы живут с совершенно непотребными мужиками, алкашами и дебоширами, по одной простой причини, лишь бы был и свой, это нормально? терпеть побои тунеедца, и что б дети тожа побои терпели?
Это настырное протискивание религии в школы приведет противостоянию и расколу детей по религиозному признаку .
В школах начнутся стычки, драки (в смысле еще больше и жесте)
Arctic
30.05.2008
Основы Православной Культуры от Якеменко проникнут в российские школы уже в сентябре
Москва, Май 30 (Новый Регион, Денис Фрунзе) – В новом учебном году в некоторых российских школах начнется преподавание Основ Православной Культуры по учебнику, написанному одним из идеологов прокремлевского движения «Наши» Борисом Якеменко. Сегодня автор представил на суд журналистов только что вышедшие из-под типографского станка учебные материалы, включающие непосредственно первую часть нового учебника, учебную тетрадь, в которой школьники будут выполнять домашние задания, а также компакт-диск с записью всенощной службы, записанный хором Троице-Сергиевой Лавры. По словам Бориса Якеменко, возглавляющего так называемый «православный корпус движения «Наши», внедрение обучения Основам Православной Культуры в этом учебном году будет носить пробный характер и в случае, если эксперимент будет признан удачным, ОПК официально войдет в учебную программу, принятую Минобразом в 2009-10 учебном году.

Якеменко сообщил, что для преподавания курса ОПК в школах будут привлечены активисты православного корпуса движения «Наши» из числа студентов-старшекурсников и аспирантов педагогических ВУЗов, а также выпускники духовных семинарий. «Мы принципиально будем привлекать к преподаванию ОПК молодежь, – подчеркнул Якеменко. – Для нас крайне важно, чтобы преподаватели этого предмета могли говорить на одном языке с учащимися». Готовится стать школьным учителем и сам Борис Якеменко. «Если Бог даст, с осени буду преподавать ОПК в одной из московских школ», – подчеркнул он.

Борис Якеменко особо отметил ответственность, которая ляжет на первых преподавателей нового предмета.

«Первопроходцам всегда тяжелее всего, – заявил Борис Якеменко. – И мы, понимая огромную ответственность, которая ляжет на них, будем очень строго отслеживать каждого преподавателя. В летнем лагере на Селигере в этом году всем претендентам на должность преподавателя ОПК предстоит выступить перед молодой, неподготовленной аудиторией, чтобы проверить свои силы. А мы в свою очередь будем внимательно следить, чтобы в их ряды не попали случайные люди».

Якеменко пояснил, что значительная часть экспериментального курса ОПК будет опробована в Москве, где функционирует множество частных школ.

«С частными школами легче договариваться, – объяснил Якеменко. – Они охотнее идут на эксперименты, вводят новые курсы. Однако мы будем стараться договориться о преподавании ОПК и в регионах, хотя понимаем, что там придется, прежде всего, договариваться с чиновниками, которые зачастую не слишком приветствуют новации, работают с оглядкой, по принципу «как бы чего не вышло»».

Борис Якеменко сообщил, что по его расчетам уже через неделю учебные материалы по ОПК поступят в продажу в книжные магазины. Пока тираж учебников минимален – тысяча экземпляров, но как пояснил Якеменко, «постараемся дотянуть до 10 тысяч».

По замыслу идеолога «Наших», ОПК будут факультативным культурологическим предметом. Школьники по своему желанию смогут выбрать для изучения либо основы православной, мусульманской, буддистской культуры, либо же какой-то светский культурологический курс.

nr2.ru/moskow/180451.html/print/
vladmir
01.06.2008
Кого угодно в учителя, только не этих клоунов...
:(
Сегодня - книгу в унитаз, а завтра родину продаст.-)
Новая тема
Вы не можете создавать новые темы.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Пожалуйста назовите себя или зарегистрируйтесь.
Список тем
Последние темы форумов