--}}
Новая тема
Вы не можете создавать новые темы.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Пожалуйста назовите себя или зарегистрируйтесь.
Список тем

Великий Велесов день, что он значит для русского народа

Религия
251
12
С друзьями на NN.RU
В социальных сетях
Поделиться
VIKINGS
24.02.2024
Великий Велесов день - день, посвящённый Велесу Зимнему. Вся природа всё ещё пребывает в ледяном сне. И только одинокий Велес Коровин, наигрывая в свою волшебную дудочку, ходит-бродит по городам и весям, не давая загрустить людям. Злится Марена-зима на Велеса, напуская на него лютый мороз, а на скотину "коровью смерть", но никак не может одолеть.

Поселяне в этот день кропили домашний скот водой, приговаривая:

"Велес, скотий бог!
Дай счастья на гладких телушек,
На толстых бычков,
Чтоб со двора шли - играли,
А с поля шли - скакали".

Молодые женщины пили крепкий мёд, чтобы «коровы были ласковы», а затем били своих мужей днищем (доской для прядения льна), чтобы "волы были послушный". В этот день в требу приносилось коровье масло.

После зачина женщины совершали обряд опахивания для отгона "коровьей смерти". Для этого выбиралась повещалка, которая повещала по всем домам: "Пора унять лихость коровью!". Женщины омывали руки водой и утирали их рушником, который носила повещалка. Затем повещалка приказывала мужскому полу - "не выходить из избы ради беды великия".

Повещалка с воплем - "Ай! Ай!" - била в сковороду и шла из села, а за ней - женщины с ухватами, помелками, серпами и дубинами. Повещалка, сбросив с себя рубаху, произносила с неистовством клятву на "коровью смерть". Повещалке одевали хомут и запрягали. Затем, с зажженными лучинами трижды, опахивали селение (капище) "межеводной" бороздой. Женщины шли за повещалкой на помелах в одних рубашках с распущенными волосами.

Горе тому, кто во время шествия попадался навстречу, будь то животное или человек. Встретившегося били палками без пощады, предполагая, что в его образе скрывается "коровья смерть".

По окончании шествия происходил обрядовый бой Велеса и Марены. Под подбадривающий крик собравшихся: "Велес, сшиби рог с зимы!" , ряженый, одетый Велесом (турья личина, шкура, копье), сшибал "рог с Марены". Затем начинался пир, на котором нельзя было вкушать говядину, и игрища.
dzen.ru/a/ZdjhYQIaXUlTz9nM
С Праздником!
VIKINGS писал(а)
Велес, скотий бог



у меня только кошка есть. но всё равно конечно с праздником ))


VIKINGS писал(а)
били своих мужей днищем

а это уже к наташе, лере, слабоумному димону и дедушке-би. пускай исполняют.
у меня и кот и кошка, первого готов подарить, еще тот скот
семеркин иди сюда, я тя на всякий случай водой окроплю...а валерон с НЗТ и остальные участники регаты пусть пьют крепкий мёд
знатные были поверья и верования
но потом с израилю пришли какие то новые модные штучки и все славянское исчезло практически полностью
Да никуда оно не исчезло. Просто языческие боги трансформировались в христианских святых.
Бог-громовержец Перун - в Илью-пророка. Скотий бог Велес - в святого Власия, олицетворение женского начала Мокошь - в Параскеву Пятницу. Бог-кузнец Сварог - сразу в двоих, Кузьму и Демьяна. Повелитель ветров Стрибог - в Мирона Ветрогона.
Ну и наконец, бог Солнца Ярила - стал святым Георгием.

Некоторым повезло меньше, их определили на противоположную сторону. Причем тут и католики постарались. Богиня Иштар стала дьяволом Ашторетом. Богиня Венера, Утренняя Звезда вообще в Люцифера. Ваал стал Вельзевулом.
Вася!
24.02.2024
Эх, жили люди!
Живут же люди!
)

"В середине XI в. произошло, недостаточно изученное филологами, изменение русской лексики. Ряд архаичных речений сменился новыми, а старые перестали быть понятными: к ним относятся такие, как <<Крада>>, <<Гобино>> и др. Ирано-скифское (?) слово <<Семаргл>> испытало общую судьбу подобных архаичных слов и было уже непонятно русским людям XII--XIII вв., разделившим его на два совершенно бессмысленных слова. Новое обозначение <<Переплут>> не являлось неологизмом, так как это слово, по всей вероятности, восходит к очень давней энеолитической общности индоевропейских племен (еще не разделенных на позднейшие ветви) и смысловые аналогии ему. Его, очевидно, следует искать в греческом ...-- богатство и в Плутосе, сыне богини земли Деметры, божестве сельскохозяйственного обилия и богатства, сходном со славянским <<скотьим богом>> Волосом, эпитет которого происходит от слова <<скот>> в смысле богатства (<<скот>> -- деньги, подать; <<скотница>> -- казна, <<скотник>> -- сборщик дани и т. п.) 15.
Происхождение крайне архаичного культа Волоса -- Велеса и его дальнейшую эволюцию я пытался выяснить в первой книге о язычестве 1б.
Давно отмечено историками, что в средневековой Руси, особенно на Севере, культ Волоса был весьма значимым. В Новгороде память о языческом Волосе сохранилась в устойчивом наименовании Волосовой улицы, на холме у южной оконечности детинца в <<Людине конце>>. Христианской заменой Волоса был святой Власий и на этой Волосовой улице, очевидно,
в древние времена была поставлена церковь святого Власия.
В 1184 г. церковь уже потребовала полного обновления: <<срубиша церковь нову святого Власия>> 17.

Церковь Власия была поставлена и во Пскове. В 1373 г. каменную церковь Власия псковичи поставили на Торгу (где и надлежало быть в языческие времена идолу Волоса), но не на месте старой церкви, а <<на другом месте>>. В 1389 г. постройку дополнили каменным притвором.
А в 1420 г. во время страшной эпидемии (<<бысть мор велик зело>>), свирепствовавшей шесть месяцев, псковичи решили отыскать фундамент первоначальной церкви Власия, поставленной, по всей вероятности, непосредственно на месте идола Волоса, как предписывалось обычаем времен крещения Руси.

Исконным был культ Велеса и в Ростове. Судя по житию Авраамия Ростовского, <<Чудский конец (города) поклонялся идолу каменну, Велесу>>. Миссионер Авраамий сверг идола и поставил на его месте церковь, но не святого Власия, а в честь праздника богоявления (6 января), завершавшего цикл зимних языческих святок с их гаданиями, заклинаниями и маскарадами 20.

Необычная замена Волоса-Велеса не христианским Власием, а праздником богоявления в сопоставлении с этнографией позволила высказать предположение, что <<моления Велесу не ограничивались только заключительным днем зимних святок, а начинались с Нового года (языческий год -- с 1 января) и продолжались все те шесть дней, которые отмечены разгулом нечисти ... Святки делились на две половины: первая (включая новогоднюю ночь с 31 декабря на 1 января) была посвящена будущему урожаю и гаданию о замужестве, а вторая (начиная с новогодней ночи) была связана со скотом и зверьем и представляла собой <<велесовы дни>> 21.

Культ Волоса существовал и во Владимире на Клязьме. Здесь известен пригородный Никольский -- Волосов монастырь, построенный по преданию на месте капища Волоса 24.

Капище Волоса в Киеве находилось там, где останавливались ладьи новгородцев и кривичей. Поэтому можно в общем виде согласиться с исследователями, считающими Волоса-Велеса или богом <<более широкой части населения>> 26 или <<богом новгородских словен>> 27.

К аргументации этих исследователей можно добавить такие соображения: договор 911 г., предусматривавший контрибуцию с Византии не только на города Среднего Поднепровья (Киев, Чернигов, Любеч, Переяславль), но и на отдаленные северные города (Ростов, где известен идол Велеса, и Полоцк), содержит упоминание Волоса.
Договор Игоря 944 г., явившийся результатом не победы, а лишь угрозы, предусматривал уменьшенную контрибуцию только на три приднепровских города: Киев, Чернигов и Переяславль. Бог Волос в договоре не упомянут. Святослав, в юности сам княживший в Новгороде, вокруг которого его мать, Ольга, установила погосты, вновь включил в свой договор 971 г. северного бога Волоса.

...Под овином, где была особая печь, под колосниками для сушки снопов молились, как мы знаем, огню-сварожичу, а в поветах скотьих -- очевидно Велесу, <<скотьему богу>>, а, быть может, и своему домашнему, ведавшему только скотиной одной усадьбы <<скотну богу>> (см. следующую выписку). В некоторых случаях северные крестьяне XIX в. придавали печи в овине вид огромного чудовища с разверстой пастью и огненными глазами. Это было реальным воплощением бога огня Сварожича, сына небесного Сварога 137.
Далее следует перечень нескольких мелких божеств, возглавляемый сакральным хозяином дома -- домовым:<<... (молятся) кутну богу. И веле-богыни (может быть, виле-берегине? Слово <<бгыни>> дано под титлом). И Ядрею, и Обилухе, и скотну богу, и попутнику, и лесну богу, и спорыням, и спеху...>>

"Примерно такие <<турицы>> и изображены на замечательных радимичских подвесках. Вполне возможно, что особое ожерелье с головой быка и <<девичьим переполохом>> одевалось не повседневно, а именно в дни туриц, русалий 6 января, которыми завершались зимние святки и
их последний цикл -- <<велесовы дни>> 53."

<<На тых же своих законопротивных соборшцах,-- говорится в одном из поучений против язычества,-- и некоего Тура-сатану ... воспоминают и иныи лица своя и всю красоту человеческую, по образу и по подобию сотворенную, некими харями или страшилами (масками) закрывают>> 54.
Маска быка или тура -- обязательная принадлежность как святочного, так и масленичного гулянья ряженых. У южных славян <<турицами>> называют весенний карнавал на масленицу, а у западных <<турицы>> отмечаются около троицына дня 55.
Гривны, обручи (браслеты), перстни. Гривны -- массивные проволочные или пластинчатые украшения надевались на шею, очевидно, поверх ожерелий из бус и подвесок. Символическое значение гривен не подлежит сомнению, но вместе с тем и не поддается раскрытию. Гривны носили не только женщины, но и мужчины, для которых это было не только украшением, но и признаком знатности. Возможно, что гривны отмечали семейное положение девушки или женщины, но археологические находки предметов не всегда могут быть соотнесены с возрастом погребенной, определение которого могло бы помочь нам.
К этому же разряду относятся кольца и перстни, которые до наших дней сохраняют свое символическое значение (обручальные кольца). Со свадебной символикой следует связать хорошо изученные Т. В. Равдиной вятические перстни. Исследовательница датирует их узкой датой (кстати, совпадающей с датой символических знаков на семилопастных) -- <<начало третьей четверти XII в.>> 56.
На перстнях мастера выделяли 1--3--5 орнаментальных квадратиков; если был только один квадратик, то изображалось или солнце или косой крест с пересеченными концами. Чаще всего на перстнях было по три квадратных клейма; в среднем помещали солнце или крест или же знак земли с четырьмя точками. При пяти клеймах крайние обычно повторяли рисунок соседних. Заклинательный смысл перстней с тремя позициями солнца и знаками земли раскрывается сам собою. Вероятно, они были <<обручальными кольцами эпохи Юрия Долгорукого. Из особых колец следует упомянуть привозной перстенек из кургана в Туровичах, на щитке которого сделана греческая надпись. Вероятно, это -- трофей, привезенный радимичским воином во время похода на Царьград в 907 г. (к других походах радимичи не участвовали) 57. Надпись на щитке:....... -- <<скажу ей-ей!>>. Это формула клятвы, удержавшаяся в русском языке вплоть до XIX в. Церковь возражала против <<божбы (<<ей-богу>>) и допускала только <<ей-ей>>:
<<Не клятися отинудь никако же: ни небом, ни землею, ни иною коею клятвою и до главы своея и влас, разве <<ей-ей, ни-ни!>> 58.""

Рыбаков Б. А. Язычество древней Руси. М. : Наука, 1987. 782 с. , ил.
Вася!
24.02.2024
Надо жи.
ISOpter
24.02.2024
славное было время, не то, щто щас
min
24.02.2024
Ничего он не значит для русского народа, на данный момент. И если бы ты не запостил никто бы и не знал.
Только на дудочке ходил по городам и весям, развлекая славян, не Велес, а Лель.
Велес, это "скотий бог", он вообще человеческого аватара не имел, и скорее всего человеческой речью не общался, а повелевал лишь животными.
Новая тема
Вы не можете создавать новые темы.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Пожалуйста назовите себя или зарегистрируйтесь.
Список тем