--}}
Новая тема
Вы не можете создавать новые темы.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Пожалуйста назовите себя или зарегистрируйтесь.
Список тем

Военный самолет разбился под контролем

Новости
36
69
С друзьями на NN.RU
В социальных сетях
Поделиться
https://news.mail.ru/incident/29065008/?frommail=1


Как стало известно «Ъ», завершена техническая часть расследования катастрофы Ту-154Б-2 Минобороны, рухнувшего в Черное море 25 декабря 2016 года после взлета из аэропорта Адлера. Из выводов экспертов, по данным источников «Ъ», следует, что самолет вообще не падал, а сел на воду в контролируемом полете под управлением командира экипажа Романа Волкова. Причину столь странного поведения летчика сейчас ищут уже по административной линии: в Минобороны изучают медкарту погибшего пилота и результаты прохождения им психологических тестов, опрашивают инструкторов, учивших майора летать, а также выясняют, правильно ли был организован отдых экипажа перед рейсом.

Источник: Фотоархив ИД «Коммерсантъ»
Отметим, что версия об ошибке экипажа стала доминирующей в расследовании еще в декабре прошлого года после опросов немногочисленных свидетелей ночной авиакатастрофы, заявивших экспертам: следовавший в Сирию Ту-154 не падал и не пикировал после взлета, а как бы приводнился на поверхность моря. Этот маневр оказался роковым для самолета и 92 находившихся на его борту человек: машина от удара развалилась на куски, которые сразу затонули.

Однако доказать высказанные предположения быстро не удалось. Авиаэкспертам пришлось сначала аргументированно опровергнуть все остальные возможные версии аварии, включая внезапно возникшие на борту проблемы технического характера, обстрел самолета с моря и подрыв изнутри, попадание в двигатели птиц и пр.
Читайте также

Перед крушением Ту-154 пилот мог увидеть препятствие по курсу
При этом даже после проведения всех необходимых исследований и экспертиз в причастность экипажа к катастрофе верили не все. Убедить скептиков помогли бы объективные данные с параметрического самописца Ту-154, однако здесь возникли определенные проблемы. Прибор был найден, благополучно извлечен со дна Черного моря и не пострадал при аварии.
Но лентопротяжный механизм самописца оказался прилично изношенным — он не обеспечивал постоянную скорость при прокрутке записи, а катушки имели люфт, который давал основания сомневаться в достоверности параметров. В итоге ремонт самописца и его расшифровку военные поручили более опытным гражданским экспертам Межгосударственного авиационного комитета (МАК).
Фоторепортаж

Крушение Ту-154 в Сочи. Поисковая операция
Там параметрический самописец фактически отремонтировали, заменив изношенные детали, получили с него необходимую информацию, а затем синхронизировали параметры полета с переговорами летчиков, которые, в свою очередь, были записаны на речевой магнитофон. Итогом работы МАК стала так называемая 3D-модель последнего полета Ту-154 — видеореконструкция движения машины в пространстве с наложенными на нее цифрами, отражающими высоту полета, скорость, режим работы двигателей и пр., а также с описанием всех произнесенных при этом слов и действий летчиков. Выводы по этим материалам делали уже эксперты военной технической комиссии.

По данным близкого к комиссии источника «Ъ», они оказались без преувеличения шокирующими. Самолет, как показало 3D-моделивание, взлетел в абсолютно штатном режиме. После взлета экипаж тоже не совершил ни одной из традиционных в подобных случаях ошибок — машина не выходила на закритические углы атаки, не теряла скорость, не попадала в штопор и вообще не падала. Примерно через минуту после отрыва от земли Ту-154 набрал высоту около 250 м и скорость порядка 360−370 км/ч, а сразу после этого на борту, как выразился собеседник «Ъ», стала «стремительно развиваться нештатная ситуация».
Выразилась она в том, что управляющий пилот — командир экипажа Роман Волков, который должен был дальше набирать высоту, — фактически перевел машину в режим посадки.
Ту-154, как показало моделирование, в течение десяти секунд — до самого столкновения с водой — снижался в так называемом контролируемом полете под управлением летчика.
По мнению экспертов, причиной трагедии могла стать дезориентация пилота в пространстве. Набирая высоту в темноте, над морем, пилот не контролировал визуально положение машины, поскольку не видел впереди никаких ориентиров и даже горизонта.
Дезориентировать экипаж могли даже звезды, которые одновременно были как сверху, так и снизу — в виде отражений на поверхности воды.
В этой сложной обстановке пилотирующий летчик, по словам экспертов, должен был полностью довериться приборам, показания которых командир Волков, видимо, проигнорировал, доверившись своему опыту и физиологическим ощущениям. Так, например, возникшая при ускорении машины перегрузка могла создать у летчика иллюзию набора высоты — в то время как на самом деле самолет снижался.

Сейчас военные специалисты изучают всю профессиональную биографию погибшего пилота и в первую очередь его летную подготовку, в которой, возможно, обнаружатся какие-то пробелы. Однако «списать» катастрофу лишь на возможную ошибку командира Волкова, имеющего, кстати, 4 тыс. часов налета, по мнению собеседников «Ъ», было бы неправильно.
Трагедия наверняка произошла из-за рокового сочетания сразу нескольких неблагоприятных факторов. В их числе — усталость экипажа и эмоциональная напряженность летчиков, у которых достаточно обычный полет в Сирию затянулся на целый день.
Как уже сообщал «Ъ», экипажу пришлось сначала несколько часов ждать вылета из Москвы, а затем еще и садиться из-за погодных условий в плохо известный ему аэропорт Адлера вместо запланированного Моздока. В итоге рейс из дневного фактически превратился в ночной. Как отреагировал на все эти трудности командир, пока неясно — возможно, задержка рейса спровоцировала обострение у пилота каких-то хронических заболеваний или привела его в стрессовое состояние, с которым летчик не сумел быстро справиться. Сейчас специалисты изъяли в медучреждениях все документы Романа Волкова, а также результаты его психологических тестирований, которые предстоит тщательно изучить.

Проведение «административного» расследования, по мнению источников «Ъ», поможет установить способствующие трагической ошибке военного летчика факторы, а после подведения его итогов командирам Романа Волкова, его летным инструкторам, психологам и врачам, возможно, придется разделить с погибшим ответственность за катастрофу.

Стоит отметить, что в самом Минобороны версию о возможной ошибке экипажа отвергают. Во всех сообщениях ведомства многократно говорилось об опытности и безупречном послужном списке членов разбившегося экипажа. Во время прощания с командиром Волковым главнокомандующий воздушно-космическими силами РФ Виктор Бондарев, в частности, заявил, что подготовка майора Волкова «соответствовала всем требованиям, которые предъявляются нашими законами к выполнению полетного задания».

что-то мне это не нравится. опытный пилот и такая ошибка...
Jeaman
14.03.2017
Коммерсант скатился до уровня плинтуса. А раньше приятно было почитать.
При чем тут Коммерсант. Он лишь публикует предварительные выводы комиссии по расследованию катастрофы.
Бредятина какая-то.
Вот вот. Нашли стрелочника
нЭнС
14.03.2017
Страховой спорщик писал(а)
Нашли стрелочника ...

вапщета именно "человеческий фактор"-основная причина ВСЕХ катастроф в мире,то же и в авиации,что нашей,что не нашей...
летун 67 писал(а)
Бредятина какая-то

если скорость не падала и рули в порядке, то причина снижения скорее всего действительно в дезориентировании пилота.
Ключевое слово "если". Об эту тему уже столько копий сломано как специалистами, так и "диванными экспертами", что возвращаться к обсуждению не вижу смысла. Я считаю, что была ошибка экипажа ИМХО.
Если игнорировать официальные данные, то смысла что либо обсуждать вообще нет.
Пока противоречий не видно.
Самолёт врезался в воду на большой скорости. Если бы скорость была посадочная, то таких разрушений скорее всего не было.
Из этого следует что скорость была большой. А причина такого странного поведения пилота либо рули, либо дезориентированность пилота, либо отсутствие управления (пилоты без сознания).
Почитайте РЛЭ Ту-154 либо В.В.Ершова, который по сути излагает те же РЛЭ, только художественно и популярно. Многие вопросы отпадут сами собой. Всё вышеперечисленное есть в открытом доступе
нЭнС
14.03.2017
всё бы так,да вот только по горячим следам сообщали,что самоль успели развернуть на 180 и что был вариант:его сажали на воду в надежде дотянуть до мелководья,или просто ближе к берегу.Это не вяжется с новой версией "полностью потерял ориентацию в пространстве и перепутал верх с низом"-тогда зачем было на 180 разворачивать? А если сейчас уже утверждают,что таки никто не разворачивал-то как в этом могли так грубо ошибиться в первые дни???
нЭнС писал(а)
сообщали,что самоль успели развернуть на 180 и что был вариант:его сажали на воду в надежде дотянуть до мелководья,или просто ближе к берегу.

это слухи. Помню как очевидец говорил что самолёт перед падением летел задрав нос.
Вот это не вяжется с большой скоростью. Возможно перед столкновением пилот резко взял штурвал на себя. но самолёт просев оказался носом кверху но с вектором вниз.
Musician
14.03.2017
в СМИ прошло упоминание про то, что пассажиры были в жилетах, по крайней мере некоторые. потом прошло опровержение..
DEN_di
14.03.2017
Что бы три опытных человека сразу дезориентировались? Не верю.
СВН
14.03.2017
Ну вот в том самолете, где хоккейная команда разбилась, командир жал же что есть дури на тормоз при взлете - этому тоже не верите?
Если верить тому, что Ту-154 набрал высоту 250 м, и с нее начал снижаться, то вертикальная скорость снижения была, очевидно, достаточно большая, остальные члены экипажа за 10-20 секунд снижения до воды просто не поняли, что происходит. Или поняли, когда уже было поздно.
DEN_di
14.03.2017
Да не могли они не понять. Взлёт не тот момент когда автопилот ведёт, командир в полглаза контролирует, а остальные дрыхнут или со стюардессами флиртуют. Когда контролируешь процесс и есть опыт, за доли секунды понимаешь что происходит и реагируешь. Когда к примеру вождению обучаешь, всё чувствуется: малейшее ускорение, торможение, движение руля... и сразу окрик. Т.е. экипаж за упомянутые 10-20 с не мог не среагировать, если только у командира полностью крыша не съехала и он сознательно не сажал самолёт в какой-то своей альтернативной реальности не обращая внимания на окружающих.
DEN_di писал(а)
малейшее ускорение, торможение, движение руля..

в воздухе всё по другому.
Дезориентированность описывается много где.

Ты по горным дорогам ездил на машине? Часа два по серпантину, потом на склоне останавливаешься, выходишь и плохо понимаешь вверх этот склон или вниз.
А с самолётом ещё хуже.

https://youtu.be/NCrdJoqnT1E
DEN_di
14.03.2017
Я понимаю, что дезориентация возможна, не понимаю как она возможна у троих одновременно.
Вот у двоих
https://youtu.be/wBc9sr1hVXE

КОмандир управляет обычно. Второй пилот менее опытный и просто доверяется командиру.

Если обстоятельства (ускорение, визуальные ориентиры) складываются так что вводят в заблуждение одного, то менее уверенный в себе тоже будет испытывать такие же иллюзии.
DEN_di
14.03.2017
Прикольно :-) .
"Ну тогда может чистая классика жанра с ночным взлетом в сторону моря, вестибюлярной иллюзией и потерей пространственной ориентировки над безориентирной местностью на малой высоте. В темноте над морем даже не всегда понятно, где низ, а где верх. По этому сценарию не один самолет разбился. Я еще в самом начале темы, пока не было предварительной информации, египетских летчиков, угробивших авиалайнер по такой же схеме вспоминал. " (С)

Допустим произошла какая то нештатная некритичная ситуация (закрылки б*я), отвлекли внимание пилота, он ситуацию выправил, зато упустил момент и приняв иллюзию за реальность направил самолёт вниз.
Разве авиагоризонт уже отменили?
нет.

www.forumavia.ru/t/197366/

Он решил, что самолет при подъеме достиг опасного угла атаки. Поддавшись ложному чувству ощущения резкого набора высоты, он отвел ручку управления от себя, не глядя на положение авиагоризонта.
Во время сильного ускорения или замедления внутри воздушного судна вестибулярный аппарат человека посылает в мозг ложные команды по исправлению опасного положения воздушного судна. Как отмечают эксперты, с этим явлением пилоты часто сталкиваются в условиях сильно ограниченной видимости, например, полета ночью, в тумане или полета по приборам.

Проведенная в США техническая экспертиза обломков врезавшегося во взлетно-посадочную полосу ростовского аэропорта самолета установила, что руль высоты был исправен. Также не было выявлено никаких технических изъянов, которые могли бы привести к катастрофе.
Ну так писали же, что выход на критические углы атаки не было.
Я понимаю, что эти ваши карамельно-ванильные пилоты [управляющие компьютером] на бобиках и арбузах могут перепутать верх и низ, но на военной тушке?
Горож@нин писал(а)
но на военной тушке?

на военной тушке перепутать вверх +15 градусов и низ минус 15 градусов ещё проще.
Вы так пишите, как будто бы всю жись летали на тушках.
А чем она принципиально отличается от других самолетов?
Описаний дезориентации и крушений изза этого полно.

Вот статья 2008 года

www.infuture.ru/article/1083
DEN_di
14.03.2017
Ну ладно, троим что-то одинаковое почудилось, так ведь в кабине приборы есть, лётчиков не учат разве их показаниями пользоваться?
Опоздал :(
пилота два а не три.
выше описан случай в ростове.
когда у тебя прибор показывает вниз а мозг говорит наверх и вдобавок только что была нештатная ситуация, то велика вероятность того что пилот автоматически поверит мозгу.
DEN_di
14.03.2017
Штурман ещё. И кроме визуальной, информацию о положении тела в пространстве даёт ещё вестибулярный аппарат, а он у постоянно летающих тренированный.
Управление у командира, но остальные то видят и понимают что происходит, как то реагируют, пилот пытается что-то сделать... То есть какая то реакция должна была быть, а тут получается что трое опытных лётчиков одновременно и одинаково потеряли ориентацию и не поверили показаниям приборов.
Всё конечно случается, но уж больно много странного.
DEN_di писал(а)
И кроме визуальной, информацию о положении тела в пространстве даёт ещё вестибулярный аппарат, а он у постоянно летающих тренированный

штурман не управляет самолётом.
Вестибулярный аппарат часто обманывает, о чём свидетельствуют много катастроф. Особенно ночью, особенно при взлёте в сторону моря.
DEN_di
14.03.2017
Он не управляет, да, но процесс контролирует. Т.е. должен был по идее как то среагировать, привлечь внимание лётчиков...
Попробуйте на том же серпантине, когда ещё двое наблюдают как вы ведёте машину, обозначить опасный манёвр - недовернуть руль в повороте, недотормозить, перегазовать... Сразу заорут "куда...", а вы как-нибудь да среагируете.
Не факт конечно, что запоздалая реакция помогла бы избежать катастрофы, но её было бы видно, а тут просто взял и сел в море.
штурман не указывает пилоту командиру как управлять самолётом. Максимум что он может это доложить о скоростях в момент разбега V1 V2 и тд. После отрыва он уже начинает заниматься маршрутом.
DEN_di
14.03.2017
Ну да, стоически ждёт смерти :-)
Вот на видео посмотри что делает штурман
после отрыва у него голова занята закрылками. Потом курсом и скоростью. Про высоту он вспоминает только непосредственно в момент отрыва.

https://youtu.be/0UwqJHxRP-U
кроме того очень много катастроф когда самолёты падали изза неправильных показаний приборов.
ubel
14.03.2017
так и знал, что спишут на пилотов "наркоманов"... они на том свете, оправдаться не могут
vivat
14.03.2017
ну как бы...
расследование не закончено
но выводы уже есть
пилот ошибся, но это не ошибка пилота - я правильно понял выводы эксперта?

да и ещё...
непонятно почему "общественность" так не любит формулировку "ошибка пилота"?
потому што сами никогда не косячили, видимо
судя по сводкам с дорог - косячников каждый десятый водятел
хотя нет...
дорожники, погода, обстоятельства...
СВН
14.03.2017
vivat писал(а)
непонятно почему "общественность" так не любит формулировку "ошибка пилота"?
что тут непонятного - в этом случае "кговавому гежиму" трудно что-то предъявить в отличие от
vivat
14.03.2017
как и любому другому режиму, властям и прочим монополиям от авиастроения
нЭнС
14.03.2017
скорее работает подсознательный мотив: щас признают пилота(а то и весь экипаж) виновным, мёртвым и их родственникам почти всё равно,а вот семьи экипажа лишаются пенсии,детям объясняют,что их отец не герой,а совсем наоборот,угробил людей...А вдруг ошибка? И намного комфортнее поверить,что толстопузые владельцы авиакомпании сэкономили на самолёте,а стрелки перевели на невиновных -чтобы и остальные самолёты не чинить, и на пенсии и страховке сэкономить.
т.е. ты веришь, что пилот в здравом уме стал сажать самолёт через 20 сек после взлёта? спутал море с небом? нучо, ок тогда
СВН
14.03.2017
В Ярославле-то нахрена пилот на тормоз жал при взлете?
я про это ничего не помню.. жал, значит надо было
СВН
14.03.2017
Ну так вспомните - надо оно было чтоб угробить 100 человек, больше ни для чего
На тормоз там жал не командир, а 2-й пилот. У меня вопрос, (на который я по понятным причинам не получу ответа). почему командир не прекратил взлёт, видя что машина не успевает набрать скорость нужную для взлёта?
СВН
14.03.2017
Согласно выводам комиссии, непосредственной причиной катастрофы явились ошибочные действия командира воздушного судна или второго пилота (доподлинно установить не удалось), непроизвольно нажимавшего на тормозные педали во время разбега
-------
А не прекратил наверно, потому что пропустил точку принятия решения, а потом уже поздняк было
vivat
14.03.2017
я не желаю в деле "технической экспертизы" заниматься такой хернёй как "верю-не верю"
в отличии от бОльшей части автомобилей за техническим состоянием авиационной техники следят специально обученные люди, отвечающие за это самое техническое состояние
специальные люди следят за состоянием погодных условий и выдают рекомендации, вплоть до закрытия аэродромов
взлётом-посадкой руководят другие специальные обученные и регулярно тестируемые люди, отвечающие за свою работу
даже заправку самолёта топливом не доверяют пилотам
и везде есть техника и есть человек
и есть статистика по причинам авиапроисшествий, катастроф
и заниматься в данной тематике верой-неверой рассуждениям человека явно далёкого от темы - дело сугубо для ...
как бы это сказать то...
к материальному миру имеющих минимальное отношение как в бытовом так и в психологическом плане
ничего личного :-)
так и в теме только предположения.. переговоров пилотов никто не опубликовал. сама версия посадки через 20 сек после взлета устраивает?
vivat
14.03.2017
версия "посадки" устраивать не может вообще, в принципе
потому как аварийная посадка сопровождается шухером во всех причастных службах, насколько я представляю

а вот то што по неким причинам могли "съехать" показания приборов, а пилоты не скорректировали их по визуальным наблюдениям...
вроде не совсем непонятно сказал?
это вполне себе реальный вариант

в том же каком то "крепком орешке" было такое :-)

а так...
до оглашения официальной версии, которая более необходима авиастроителям и эксплуатационщикам, верить можно во што угодно
ок. принял, что это вброс, а не версия
vivat
14.03.2017
я не могу признать это версией по причине отсутствия вменяемых аргументов
т.е. каких-либо реальных фактов, а не рассуждений по поводу слов от "неустановленных лиц"
а рассуждения, што факты скрывают по причине..... как то мало убедительны

но это сугубое моё субъективное мнение
ну не "верю" я в существование кумулятивных торпед, оставляющих круглые отверстия и в лёгком и в прочном корпусе Подводных Лодок
:-)
нЭнС
14.03.2017
vivat писал(а)
не "верю" я в существование кумулятивных торпед, оставляющих круглые отверстия и в лёгком и в прочном корпусе Подводных Лодок

а это из какой оперы?
vivat
14.03.2017
дык из оперы расследования "специалистами" катастроф с АПЛ в недавнем прошлом
:-)

а вот из совсем недавнего и не менее эпического:
"Я не ракетчик. Я филолог. Поэтому, как у филолога, у меня несколько вопросов к ракетчикам (и министру обороны) по поводу метеорита близ Чебаркуля.
Вопрос первый: почему метеорит летел по направлению от Еланского полигона к Чебаркульскому полигону?
Вопрос второй: почему он летел если не параллельно земле, то по траектории, которая скорее похоже на траекторию ракеты, нежели метеорита?
Вопрос третий: почему метеорит оставлял за собой хвост, похожий на хвост от ракетного топлива?
Вопрос четвертый: почему взрыв метеорита был похож на самоликвидацию ракеты в ходе нештатной ситуации, возникшей при запуске?
Вопрос пятый: почему в поисках метеорита участвует такое фантастическое количество служивых? 8 самолетов, 20 тыс. ментов и солдат, тысячи единиц техники? (Воронку, например, обнаружили танкисты.) Боятся, что кто-то найдет на куске метеорита бортовой номер?
P.S. На Еланском полигоне всю неделю идут учения, они даже в новости попали из-за ЧП: солдату прилетело снарядом из танка. В новостях появились сообщения, что след от метеорита сфотографировал европейский спутник Meteosat с помощью прибора SEVIRI. Увы, на картинке хорошо видно, что спутник сфотографировал шлейф метеорита в атмосфере. В космосе он его почему-то не сфотографировал.
Наших военных можно понять. Там уже несколько десятков (говорят, и о сотнях) пострадавших. Если это ракета, им предъявят мегатонные иски. Не говоря уже о том, что все будут чесать зубы о российский бардак."
автор сего опуса архималодумающая представительница современной интеллигенции :-)
Какой фееричный бред.
kokon
14.03.2017
Перегруз мог быть (т.е. высоту набрать не получилось), и ничего не оставалось, как попытаться приводниться.
Самоль набрал 250 метров, а потом вдруг возник перегруз? Да ну.
ну а чо, надо разгонять самолет, закрылки убирать.. убавили их, самолет падать стал.. попытался приводниться, и упал. норм версия, уж получше звёзд отражённых в море
Musician
14.03.2017
при убирании закрылок самолет лишь немного проседает..
не проседает, а уменьшается вертикальная скорость (она всегда положительная). Это уменьшение создаёт иллюзию что самолёт проседает.
Musician
14.03.2017
спасибо! абсолютно верное замечание.
уменьшается скорость набора скорости.
уменьшается скорость набора высоты
Musician
14.03.2017
да! прошу прощения, оговорка от невнимательности..
это когда всё ок. а тут вероятно так небыло. может скорости не хватило
Борн
14.03.2017
Ох уж эти "неназванные источники" к которым припадают желтушные журналюги и доверчивые читатели....
jsn
14.03.2017
МОСКВА, 14 марта. /ТАСС/. Техническая комиссия по расследованию причин авиакатастрофы Ту-154 Минобороны РФ под Сочи продолжает свою работу. Об этом ТАСС сообщил информированный источник.
Ранее газета "Коммерсантъ" написала, что техническая часть расследования катастрофы завершена. По данным издания, специалисты пришли к выводу, что самолет военного ведомства не упал, а вплоть до столкновения с водой находился в контролируемом полете. Пилот примерно через минуту после взлета фактически перевел самолет в режим посадки, утверждает "Коммерсантъ" со ссылкой на источник, близкий к комиссии

"Работа технической комиссии, в состав которой вошли эксперты и специалисты Министерства обороны, ВКС России и МАК, пока не завершена", - сказал собеседник агентства. По его словам, продолжаются различные экспертизы.
В связи с этим, пояснил источник, пока говорить об окончательной причине крушения преждевременно. "Все выводы о причинах и сопутствующих факторах, которые могли привести к авиакатастрофе, будут сделаны по завершению работы комиссии", - сказал собеседник агентства.
В то же время он подтвердил, что ошибка экипажа - одна из версий катастрофы.


Подробнее на ТАСС:
tass.ru/proisshestviya/4092270
lada09
14.03.2017
Будет как с гибелью Гагарина.
Doubtful
14.03.2017
Видимо, научились управлять дистанционно. До чего дошел прогресс?! До невиданных небес.(((
Новая тема
Вы не можете создавать новые темы.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Пожалуйста назовите себя или зарегистрируйтесь.
Список тем
Последние темы форумов
Форум Тема (Автор) Последний ответ Ответов