--}}
Новая тема
Вы не можете создавать новые темы.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Пожалуйста назовите себя или зарегистрируйтесь.
Список тем

Красоты Лаоса - водопады плато Болавен и храм Ват Пху.

Отличный отдых за границей
28
20
С друзьями на NN.RU
В социальных сетях
Поделиться
evil nn
15.02.2017
предыдущая часть отчёта тут:
www.nn.ru/community/travel/l...ego_otcheta.html

05.01

С утра отправился решать подвисшие вечером вопросы. С обменом получилось быстро - обменник нашёлся в 50 метрах от гостиницы, курс - 8420 кип за бакс. Зато с автобусом не было ни хрена понятно. Предложений было много, но у всех - какие-то сильно разные и по цене, и по времени в пути, начиная от явно лживых довезти до Хюэ за 8 часов, и заканчивая депрессивными двенадцатью. Но самое главное - не было ни одного варианта ночного буса, прочитав о котором на форуме Лонли плэнет, я построил нашу логистику перемещений. Все, что предлагалось, выезжало в районе 6-7 утра, таким образом отжирая у нас день. Тем временем дело шло к полудню, и дальнейшее соплежуйство могло привести к бездарной потере ещё одного дня, поэтому оставил окончательное решение на завтра и пошёл через дорогу в прокат байков.

Тут надо начать издалека - в процессе подготовки, ещё весной предварительно читая отчеты, понял, что с арендой машин в Лаосе, мягко говоря, не очень. А во Вьетнаме до последнего времени вообще не давали машину напрокат без вьетнамских прав (сейчас, правда, появилась инфа, что МВУ стали признавать, но полной уверенности нет). Зато мотобайки можно взять в аренду на каждом углу, стоит это не в пример дешевле, и лично мне сулило некий новый экспиренс и скиллы. Поэтому в начале лета я записался на обучение на категорию А, а заодно и загнал туда сына. Моё обучение в одной из нижегородских автошкол, из-за распиз...ва которой я так и не успел получить права, и то, как у них поставлен учебный процесс - тема отдельная, может, я и сподоблюсь написать когда-нибудь наполненное лучами поноса эссе. Как бы то ни было: необходимые навыки я приобрёл, заодно освежив в памяти ПДД, а к отсутствию у клиента прав в Лаосе относятся философски (господи, да всем насрать!). Поэтому без проблем были взяты в аренду два полуавтомата Honda Wave по 65000 кип (меньше 8$) за каждый. Кстати, замечу по интересовавшему меня вопросу безопасности - к байку выдают специальный замок в качестве противоугонки, а то я подумывал привезти тросик из дома.

Залив на ближайшей заправке полные баки (аж 3 литра влезло!), мы двинули в сторону плато Болавен. Плато - живописный уголок Лаоса, заросший лесами, с многочисленными речками и водопадами. В отношении него доступно три степени фанатизма: вариант лайт - однодневная экскурсия с посещением ближайших (они же самые красивые) водопадов; промежуточный вариант - сделать малый круг по плато (примерно 240км), посмотрев полтора десятка, и для фанатов - большой круг с осмотром всех каскадов, число которых приближается к тридцати. Мой изначальный план был рассчитан на малый круг с ночевкой, но неясность с ночным автобусом побудила ограничиться лайтовой поездкой.

На карте: 1. Здесь 4 первых водопада в радиусе трёх километров. 2. Водопад Pha Suam. 3. Храм Ват Пху.
evil nn
15.02.2017
Первоначально заехали на E-Tu, находящийся то ли рядом с, то ли прямо на территории одноименного курорта (по виду - так весьма неплохого) - сворачивать на 35-м километре. Деньги берут только за парковку - 5000 кип с байка. Водопад мощный и красивый, двумя ступенями падает с большой высоты в довольно большое озерцо на дне ущелья. Вниз оборудована крутая лестница, тут же семья лаосцев раскинула пикничок, а вездесущие пацаны прыгают в воду с камней.
evil nn
15.02.2017
Если пройти чуть ниже, то можно увидеть ещё два водопада, однако натоптанной тропы к их подножию нет, и спуск превратится в достаточно сложный квест. Поэтому сфотографировал их только сверху. Все очень симпатично и достойно.
evil nn
15.02.2017
Мимо следующего поворота к достопримечательностям я проскочил, не заметив указатели, поэтому сразу поехали в крайнюю точку маршрута, поворот к которой лежит на 40 км от Паксе. Это водопад Tad Yuang. В плане организации здесь мне понравилось значительно меньше - дерут деньги отдельно и за парковку, и за вход, причём, насколько помню, дороже, чем в других местах; байк зачем-то нужно оставлять, не доезжая 300 метров до водопада, хотя возле него имеется просто огромная парковка, на которой полно транспортных средств, видимо, местных. Но водопад тоже офигенен - оборудованы смотровые площадки и сверху, и снизу, есть зона для пикников, в наличии много продаванов.
evil nn
15.02.2017
Пока ехали от водопада к основной трассе по засыпанной гравием грунтовке, объезжал какую-то кочку, байк занесло, и я, потеряв на пару секунд контроль, позорно вкатился в чей-то огород, хорошо, что забором хозяин не озаботился. Слава богу, без последствий.
evil nn
15.02.2017
По трассе предстояло вернуться назад на пару километров, закапал небольшой дождик. Здесь, на 38 километре от Паксе находятся сразу два поворота к водопадам, мы сначала свернули к Tad Fane. От дороги совсем близко, денег тоже хотят, хотя и поменьше, чем на предыдущем. Здесь все совсем быстро - одна смотровая площадка, с которой открывается вид на два водопада, образованные абсолютно разными речками, по капризу природы пробившими себе путь в джунглях к одному и тому же 120метровому обрыву. Слава богу, нет изнурительного лазания вверх-вниз к подножию водопада. Точнее, оно теоретически есть, но вариант жертвовать парой часов на крутой спуск-подъём по грязи не рассматривается. Пока стоим и фотографируем, начинается ливень. Да такой серьёзный, что бежать к байкам и мысли не возникает, прячемся под навесом. Напоследок устраиваем небольшое фотохулиганство - см. фото. *crazy*
evil nn
15.02.2017
Дождь вскоре закончился, едем на следующий водопад, но тут нас накрывает снова. Вечер перестаёт быть томным - ехать на байке со скоростью 40-60 км/час мокрым с ног до головы и под дождём - удовольствие ниже среднего. Кое-как добираемся до Tad Champee, под дождём торопливо спускаемся к подножию, фотографируем и торопимся свалить - хорошо видно, что льёт из локальной тучи, а ближе к Паксе снова голубое небо.
evil nn
15.02.2017
К большой развилке в начале плато подъезжаем в 16:45, в 15км в сторону есть ещё пара водопадов, и я разворачиваю бурную агитацию, чтобы махнуть и туда - до темноты у нас есть около часа. Дискуссия заканчивается в мою пользу, довольно быстро доезжаем до места, успев ещё раз капитально вымокнуть по дороге, на сей раз совсем уж неожиданно.
Здешний водопад Pha Suam красив по-своему. Он не особо высок, не так уж и полноводен, зато необычно с двух сторон спадает в скальную расселину. Особенно симпатичной делают картинку последние лучи заходящего солнца.
evil nn
15.02.2017
Второй водопад (Maak Ngeo) здесь - абсолютно ординарный.
evil nn
15.02.2017
Назад в Паксе едем в полной темноте. Это не комфортно - при разъезде со встречными дорогу видно плохо (напомню, что в моде здесь мудацкий стиль вождения - с включенным дальним светом), и можно поймать яму, которые нет-нет, да и встречаются на дороге. Последствия могут быть весьма неприятными. Но добираемся благополучно. Вечером снова изрыл весь интернет, но никаких ночных вариантов автобуса не нашёл. Печально. Завтра с утра придётся брать то, что есть. Вследствие этого пришлось перекраивать программу, добавляя одну ночевку в Паксе, и уплотняя экскурсии во Вьетнаме. На этой почве на меня разобиделась жена, ибо первоначально в Паксе планировалось провести одну ночь, и гостишка, исходя из этого, была забронирована, скажем так, не особо роскошная, как вдруг нежданно-негаданно наше пребывание в ней растянулось на три дня.
evil nn
15.02.2017
06.01

Накануне решил съездить на вокзал, и попробовать ещё раз разузнать насчёт автобуса там. Отдельной сложностью было понять, с какого именно вокзала идут автобусы во Вьетнам - в Паксе не меньше пяти разнообразных автостанций. После долгих поисков в интернете понял, что автобусы отправляются с Северного терминала, который находится в 7 км от города. В итоге всё это нагромождение каких-то трудностей с билетами меня так достало, что, когда мне на глаза попалась вывеска известной Pakse travel, я мысленно плюнул, зашёл внутрь и купил билеты на sleeping bus в Хюэ на следующее утро. Цена вопроса - 210000 кип с носа.
В прокате моциков какая-то сволочь с утра пораньше уволокла наши вчерашние полуавтоматы, в наличии остался только один, и пришлось брать его, и ещё автомат (который стоит почти вдвое дороже). Сегодня едем в храм Ват Пху неподалёку от городка Тямпасак. У жены за этот храм были ко мне дополнительные предъявы - на фотографиях объект выглядел абсолютно невразумительно (как, впрочем, и болавенские водопады), слава богу, что на деле всё оказалось по другому. На сей раз надо пересечь Меконг по мосту прямо в Паксе, и ехать в сторону камбоджийской границы по другой стороне реки примерно 40 км до места. После вчерашнего мы уже опытные байкеры, поэтому доезжаем быстро и без каких-либо приключений. Единственное неудобство - каски мы забирали тоже последние, и одна из них - ну полное дерьмо, постоянно под воздействием встречного ветра съезжает на затылок. Перед тем, как попасть к храму, проезжаем насквозь городок Тямпасак, про который я с удивлением узнаю, что это древняя столица одного из королевств первого тысячелетия. По виду - деревня деревней.

На фото - котэ и игра в шашки пивными крышками.
evil nn
15.02.2017
Местность вокруг сайта облагорожена, тут тебе и сувенирные магазинчики, и мини-кафешка, и даже музей с экспонатами, найденными на здешних раскопках. Фотографировать почему-то запрещают. Вот что за паранойя, а? Или они считают, что таким образом туристы лишают их дохода? Не понимаю. Ещё одна странность - вход расположен достаточно далеко от начала экскурсии, поэтому в стоимость билета (50 000 кип взрослый, 10 000 кип для школьников) входит доставка на электрических машинках мимо искусственных водоёмов. Главный храм расположен на склоне горы, но сначала надо пройти длинной аллеей из вертикальных столбиков с закруглёнными вершинами, которые на подсознательном уровне вызывают фаллические ассоциации.
evil nn
15.02.2017
Пройдя между двумя храмами, имеющими явное сходство с храмами Ангкора, дорога, мощёная жёлтым кирпичом камнем, начинает потихоньку забирать вверх, превращаясь в каскад лестниц под изумительно фотогеничными деревьями. Не будучи ботаником, не смог их опознать, но сведущий человек сделает это без труда. Почему-то без листьев, но с бело-жёлтыми цветками с дурманящим запахом, эти деревья выглядят, словно декорация к фильму в жанре фэнтези. (Извиняйте, но навыкладывал про них целую кучу фотографий, уж очень они мне нравятся :))

http://www.nn.ru/~gallery24828?MFID=1224213
evil nn
15.02.2017
Под конец уклон лестницы становится совсем уж крутым, и последний пролёт прямо нависает над головой. Преодолев его, попадаешь на небольшую площадку, в дальнем конце которой стоит неожиданно небольшой храм. Его передняя часть немного почищена от растений и всего, что наросло за столетия, задняя же хорошо показывает, что природа может сделать с человеческими творениями за полторы тысячи лет.
evil nn
15.02.2017
Помимо храма, наверху есть источник, след Будды на скале, и два изображения в камне - слона и крокодила. В источнике я умылся и хорошенько намочил рубашку, чтобы хоть как-то побороться с липкой жарой. Затем дружно отправились на поиски остальных POI. След Будды обнаружился в верхней точке, доступной без скалолазания. Судя по отпечатку, Будда а) мог ходить по скалам в положении параллельно земле, б) был человеком с крайней степенью плоскостопия, в) - страдал гигантизмом. Отсюда делается однозначный вывод, что сей отпечаток - плод фантазии последователей учения, а аутентичный отпечаток если и был, то явно не этот.
evil nn
15.02.2017
Далее пошли на поиски слона. По дороге миновали валун, замечательно оплетённый корнями. Животное нашлось справа, если стоять лицом к горе, представляет собой огромный валун, слегка обтёсанный под хоботастого гиганта. Глаза у слона подведены мелом для пущей выразительности. До натурального размера слегка недотягивает.
evil nn
15.02.2017
Крокодил обнаружился неподалёку, в компании пары секций разрушенной лестницы. Техника исполнения радикально отличается от слоновьей - если слон как бы выпукл и больше походит на обычный барельеф или статую, то крокодила словно сбросили с десятиметровой высоты в жидкий бетон, подождали, пока он застынет, а потом аккуратненько извлекли, оставив отпечаток.
evil nn
15.02.2017
Бонусом к этому зоопарку послужили отличные виды с 90метровой высоты на водоёмы и храмы внизу.
evil nn
15.02.2017
Обратная дорога затруднений не вызвала, заехали в супермаркет, потом поели, сдали байки и пошли собирать вещи для завтрашней дороги. Пик-ап сервис должен был заехать за нами около 6 утра.
evil nn
15.02.2017
07.08

Минибас, сцука, конечно же, опоздал. Но не очень сильно, понервничать мы успели в разумных пределах. Отвёз нас на автостанцию, где уже вовсю грузился наш автобус. Это было наше первое знакомство с настоящим sleeping bus (ночной переезд из Уюни в Ла Пас в Боливии не в счёт). Дебютное рандеву оказалось не очень (впрочем, поняли это мы позже). Главная претензия к автобусу - то, что спальные места были какими-то укороченными. Даже наше семейство почти что хоббитов, и то упиралось ногами, что не позволяло нормально вытянуться во всю длину и выпрямить ноги. Мелкие лаосцы - не в счёт, им и так ништяк, а вот единственный, кроме нас, белый ростом 180+ был вынужден всю дорогу ехать, закинув ноги на спинку переднего сиденья. Не представляю, что бы он делал, если бы автобус был полон. Ещё из минусов - автобус старый, спинки не регулируются, а это - одно из главных условий для удобства расположения. Но в целом жить было вполне можно, с тем и поехали, тронувшись всего лишь на 20 минут позже срока.
По дороге во Вьетнам из Паксе автобусы делают большую петлю на север, связано это с гораздо худшим качеством дороги на, казалось бы, заметно более коротком маршруте. Проехать нам предстояло почти 600 км и даже оптимистичный гугл закладывал под это дело 9 с лишним часов. При этом он, конечно же, не знал, что у водителя и всей его шайки команды есть свои способы подзаработать за счёт доставки попутного груза. Как следствие, мы то и дело останавливались, чтобы загрузить всякую херню - от одиночной коробки до штабеля мешков с рисом. Первую половину дня мы благополучно продрыхли - сказался ранний подъём. Потом стали таращиться в окно, я писал отчёт, в общем, старательно убивали время и незаметно около 16 часов прибыли на погранпереход Лао Бао. Здесь опять возник вопрос с денежкой за штамп - доллар, или 10 000 кип. Я было собрался поупираться, но специально обученные люди, собирающие дань, молча показали мне на установленный тут же большой плакат, из которого следовало, что усилия пограничников в выходные дни, и в нерабочее время должно стимулироваться именно такой суммой. Сегодня как раз была суббота. Плохо - я старательно слил почти все кипы, а мелких долларов не было. Отдал 10 000 кип, и протянул 10 баксов. Увидев, что мне собираются сдать сдачу кипами, я быстренько отобрал червонец, всем своим видом давай понять, что кипы мне в дальнейшем вряд ли пригодятся. Это оказалось тактически правильным - порывшись в ящике с деньгами, мужик баксов не нашёл и махнул рукой - иди, мол, так. Вьетнамские погранцы, сидящие на этом переходе попарно в одних будках с лаосскими, в неурочное время трудятся бесплатно, и, должно быть, люто завидуют коллегам.

После границы характер деятельности водилы и его команды изменился - теперь автобус остановился почти сразу после границы, а в салон вместо всякого говна, как было в Лаосе, начали ящиками таскать Heineken, Джонни-прогульщика и прочий алкоголь. Я надеялся только, что это всё не надо будет разгружать до того, как мы прибудем на место. Накаркал. Около 18 часов автобус остановил летучий пост то ли таможенников, то ли полиции, и устроил тотальный шмон с выгрузкой и вскрытием всего, что они напихали внутрь. Два часа потерянного времени. Я только матерился сквозь зубы. В довершение всего, так как автобус шёл дальше, в Дананг, нас высадили на объездной Хюэ, примерно за 15 км до места назначения. Такси в центр стоило ещё 300000 донгов. В итоге дорога заняла 14 часов.
Новая тема
Вы не можете создавать новые темы.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Пожалуйста назовите себя или зарегистрируйтесь.
Список тем
Последние темы форумов
Форум Тема (Автор) Последний ответ Ответов