--}}
Новая тема
Вы не можете создавать новые темы.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Пожалуйста назовите себя или зарегистрируйтесь.
Список тем

Крестоносцы на Святой земле

12
5
С друзьями на NN.RU
В социальных сетях
Поделиться
Всегда привлекали меня рассказы о времени пребывания крестоносцев в Палестине. Может быть потому, что в Галилее есть много свидетельств этого времени. Недалеко от меня развалины замка Монфорт и лучше сохранившийся и частично отреставрированный замок Ехиам. В Акко система подземелий, там интересно каждый раз - не прекращаются реставрационные работы и появляются новые фрагменты. С удовольствием прочла начало рассказа о крестоносцах в Иерусалиме и буду ждать продолжения.
Изо всей, почти двухсотлетней истории крестоносцев в Палестине, я хочу остановиться только на Иерусалиме, городе, которому суждено было черпнуть много горя, боли и слез, и стать столицей Королевства. Городе, в котором и сегодня еще можно увидеть следы тех далеких времен, которые отделены от нас девятисотлетней историей.

Взятие Иерусалима. Если Вы находитесь на площади Сафра, что возле иерусалимского муниципалитета, то Вы находитесь примерно на том месте, где стоял лагерь крестоносцев, перед первым штурмом.
Воины Христа были опьянены успехами по дороге к Иерусалиму и они были уверены, что стены города просто падут перед ними, как в свое время пал Иерихон перед воинами Иисуса Навина. Им казалось, что если с ними Бог, то кто может им противостоять?! Источники сообщают, что был крестный ход вокруг города, но стены не пали; сообщается также в некоторых материалах, что крестоносцы постились три дня, но стены не пали. Первый штурм был с обычными лестницами. И, естественно, защитники Иерусалима дали жесткий отпор, да такой, что как позже писал историк Вильям из Тира "...дух крестоносцев упал так низко, как еще ни разу не падал с начала похода, в течении последних трех лет."

Перевернем несколько страниц назад.

Крестоносцы выдвигаются из Европы в 1096 году и прибывают на Святую Землю через три года – в июне 1099. Разделившись, они приступают к осаде Иерусалима. Крестоносцы понимают, что у них нет достаточно людей для организации полномасштабной осады города, которая вынудит защитников, в конце концов, сдаться из-за нехватки воды, продовольствия и прочее... И они еще хотят взять его сейчас и быстро, ждать никто не хочет. На военном совете решили, что крестоносцы выберут из четырех городских стен одну, против которой они максимально сконцентрируются и ударят в надежде ворваться вовнутрь.
Крестоносцы выбирают северную стену и разделяют ее на 4 фронта, по одному на каждый лагерь.
С востока на запад, северная стена была разделена между лагерями:
1. Готфрид Буйонский;
2. Роберт Фландрийский;
3. Роберт Нормандский;
4. Танкред.
С юга, со стороны горы Сион стоял самый большой лагерь под командованием человека, которого официально назначил сам Папа командовать походом - Реймон Сен-Жильский. Реймон планировал зайти в город с юга и захватить Цитадель (сегодня район Башни Давида у Яффских ворот). После проведенной разведки и наблюдений, Реймон отказывается от затеи атаковать с запада (как им планировалось сначала) и он решает атаковать с горы Сион в момент, когда все силы защитников Иерусалима будут сконцентрированы против четырех лагерей, которые будут атаковать с севера.
13 июня 1099 года крестоносцы под командованием Танкреда предпринимают первую попытку штурма стен, но у них ничего не получается. Проанализировав причины неудачи, Танкред понимает, что без серьезных штурмовых орудий и приспособлений, взять штурмом высокие стены города (тогда они были примерно такой же высоты, как и сегодня) не удастся. Мусульмане готовились к приходу крестоносцев, и в радиусе десятка километров вокруг города не было ни одного дерева, пригодного к чему-либо, кроме как в качестве дров на костер. Крестоносцы решают разобрать генуэзский флот, пришедший в порт Яфо, и из добытого таким образом леса, построить штурмовые орудия, башни и прочее.
15 июля 1099 года, в пятницу, около девяти часов утра, штурм, предпринятый в районе, где сегодня располагается музей Рокфеллера, увенчался успехом – крестоносцы под руководством Готфрида Буйонского врываются в Иерусалим. Готфрид Буйонский, ворвавшись первым в город, вошел в историю. Разные народы Западной Европы утверждают, что он их земляк. Имя «Готфрид» звучит очень по-немецки, значит, немцы утверждают, что он был германцем. Имя местности «Буйон» звучит очень по-французски, значит, французы утверждают, что он был франком. В столице Бельгии, в Брюсселе, есть статуя Готфруа де Буйо – знаменитому бельгийцу, который, как утверждает надпись на памятнике, «…был Иерусалимским Королем», хотя, титул «король» Готфрид Буйонский НИКОГДА НЕ НОСИЛ! У Готфрида Буйонского был титул: "Advocatus Sancti Sepulchri" - Защитник Святого Гроба. Хотя,городок Буйо сегодня находится на территории Бельгии, в Арденнах.

Сразу за Готфридом в Иерусалим врывается Танкред, а затем и оба Роберта: Фландрийский и Нормандский. Готфрид и Танкред начинают продвигаться в направлении Дамасских ворот (тогда они назывались Ворота Стефана). По иронии судьбы, единственный кто не зашел в город в то судьбоносное утро, был человек, который больше всех хотел стать иерусалимским правителем, и кого на такую роль выбрал Папа еще в Европе, человек, у которого также был самый большой лагерь; это был Реймон Сен Жильский, который застрял в юго-западном углу на горе Сион. Но Реймон не отчаялся! Он смог ворваться в город только после обеда и сразу направился к Цитадели. В Цитадели находился человек по имени Эдауля, - командующий фатимидским гарнизоном Иерусалима, которому уже доложили, что с утра в городе творится что то невообразимое: режут всех! Не помогает ни молитва, ни то что люди прячутся в мечетях и синагогах – людей там сжигают заживо! В этот момент к нему подходит Реймон Сен Жильский с предложением сдаться. Если Эдауля (аль Даула) официально и торжественно сложит оружие и передаст Реймону ключи от Цитадели, то Реймон обещает ему и его людям жизнь и коридор для выхода из города. Воистину предложение, от которого в той ситуации просто невозможно было отказаться. Эдауля (аль Даула) производит официальную сдачу Цитадели, Реймон выводит Эдауля (аль Даула) и его людей из города и даже дает им сопровождение до района Ашкелона и официально он, Реймон, человек последний зашедший в город, становится его формальным завоевателем. Но не более, чем формальным!

Ворвавшись в город, крестоносцы устроили настоящую кровавую баню. Кровь текла реками! Есть очень много описаний, при чем, не только иудейских и исламских историков и летописцев, но и описаний, вышедших из под пера европейцев. По данным различных источников, в этой резне выжило, максимум, несколько десятков жителей Иерусалима. При чем, крестоносцы, убивая, не делали различия ни между иудеями и мусульманами, ни даже между христианами греками-ортодоксами.
Таким образом, 15 июля 1099 года начал свой отсчет период Первого Иерусалимского Королевства Крестоносцев, который продлился без малого 88 лет, до 4 июля 1187 года, когда крестоносцы были разбиты при Карней Хиттин (Хотин) в результате блестящей военной операции Саллах Ад-Дина, или как его называют в Европе, «Саладина".» Затем, в результате Третьего крестового похода под руководством Ричарда Львиное Сердце, крестоносцам удалось вернуть себе часть приморской равнины, и в 1192 году начинает отсчет Второе Иерусалимское Королевство Крестоносцев. При чем, не смотря на свое название «Иерусалимское», Иерусалим был столицей лишь короткий отрезок времени, с 1229 по 1244 годы. По договору с мусульманами, крестоносцы не имели право укреплять в инженерном плане город и не имели доступа на Храмовую гору с мусульманскими святынями. Де факто столицей был город Акко.
Иерусалим был размером со Старый город, как он есть сегодня, плюс – минус…
Если у крестоносцев какие-никакие планы захвата города все же были, то плана что делать после захвата – не было вовсе!
Они не были уверены какой тип управления (власти) будет на новозахваченных территориях:
- Королевство Папы?
- Королевство папского Легата?
- Патриархия?
- Монархия?
От первых трех предложений отмахнулись сразу и остановились на "монархии". Но кто будет монархом? Среди претендентов были: Готфрид Буйонский - первый ворвался в Иерусалим и находился в городе.
Болдуин - не был в Иерусалиме на момент захвата; Болдуин по дороге на Иерусалим "откололся" и основал Эдесское княжество.
Оба Роберта (Фландрийский и Нормандский) не собирались оставаться в Палестине и планировали с самого начала возвратиться в Европу.
Боэмон - также не находился в Иерусалиме, он основал Антиохийское княжество, где и пребывал.
В "финал" выходят двое: Готфрид Буйонский и Реймон Сен Жильский. Был избран Готфрид, но он отказался брать титул "король", или "монарх", он взял себе титул, который казался более религиозным, нежели светским: "Защитник Святого Гроба"
Вся эта новизна внесла очень много новшеств в политико-административную систему, известной тогда в Европе.

Именно в Иерусалиме родилось новое понятие и новое явление в христианстве - монах, он же и воин. Монашество в христианстве, в отличие от иудаизма, носило более благовидный характер, накладывало на человека, избравшего этот путь, определенные ограничения, следованием которым он не только приближался к Богу, но и разительно отличался от простых людей. До образования Иерусалимского Королевства монахи никогда не были воинами, они не носили оружие и не проливали крови, однако в конце 11, в начале 12-го веков, среди католиков, прибывших освобождать Святой Гроб, появились воинствующие монахи, объединенные в ордены. Один из орденов, перевернул один из социальных устоев того времени (это было новшество внутри новшества)- отношение в обществе к прокаженным. В Европе прокаженные, в принципе, выводились за пределы общества, они были, что то вроде самой низшей касты. В Палестине же они образовали орден Лазаритов, имя было взято основываясь на отрывке из Библии, Евангелие от Луки, глава 16, стихи 19-26, рассказе о прокаженном Лазаре, богаче и встрече на небе с Авраамом. И хотя их лагерь и был за пределами так сказать, общего стана, рыцари-лазариты принимали активное участие в жизни общества Крестоносцев.
Итак, по следам Крестоносцев в Иерусалиме. Я бы посоветовал пойти по такому маршруту: площадь Сафра, что возле муниципалитета; как я уже говорил, на этом месте стоял лагерь Танкреда. В 90-х годах, во время строительства здания муниципалитета здесь проводились раскопки, и в их ходе были обнаружены фундамент и основы стен здания, которое, возможно, могло служить больницей, или как сейчас считается в большинстве научно-исторических кругов исследователей Иерусалима, здесь стоял лагерь рыцарей-лазаритов, большинство которых болели проказой. Если подойти с площади Сафра к стенам Города, к северо-западному углу, можно увидеть в стене остатки башни, которая была здесь раньше, еще до стены, построенной султаном Сулейманом Прекрасным. Это кладка из мелких камней, она указана на фотографии, эта башня была построена еще до Крестоносцев, именно в этом месте пытался безуспешно прорваться в город Танкред 13 июня 1099 года. Эта башня называется Бурдж Джалуд (Башня Голиафа), или Башня Танкреда; на месте есть (по крайней мере была) табличка.
Затем будет небезынтересно зайти в музей Рокфеллера, тем более, что вход бесплатный. К теме "Крестоносцы в Иерусалиме" среди экспонатов относятся верхние резные из камня панели входных ворот Храма Гроба Господнего. Очень стоит посмотреть! Трехмерная резьба по камню необычайной красоты и удивительно детальной проработки мелочей. Вот как это выглядело in cito:

В 1927 году, после сильного землятресения было решено снять панели, так как существовала угроза их обрушения. Англичане покрыли камень специальным консервирующим раствором и какой был ужас, когда выяснилось, что этот раствор наоборот- разрушил камень, и теперь эти панели нельзя двигать из музея, и они по-видимому, проведут в музее все свое оставшееся время.

Следующая остановка - уже внутри Старого Города. Юго-восточней Храма Гроба Господнего, напротив Храма Искупителя, расположен комплекс на одноименной улице: Муристан. Там где сегодня расположены множество сувенирных магазинов и кафе, во времена Крестоносцев была больница, которую содержал орден Госпитальеров, больница эта носила имя Святого Иоанна, в честь Иоанна Крестителя - патрона ордена. Когда мусульмане отбили Иерусалим назад у Крестоносцев, они также здесь устроили больницу. Именно от них это место получило имя Муристан, - измененное слово с фарси بيموريسطان ([бимуристан]) "больница".

А теперь один из самых святых центров Крестоносцев тогда и вообще христиан (кроме протестантов) сегодня: Храм Гроба Господнего. История этого места требует отдельного рассказа, рассказа о расцвете строительства, которое пришлось (и которое состоялось благодаря) на время правления Мелисанды - покровительнице артистов, художников, скульпторов, архитекторов и музыкантов. Мелисанда - главный Меценат периода Крестоносцев в Святом городе, о ее правлении и о ней самой я уже расскажу в следующем посту, который напишу сегодня-завтра. Для лучшего понимания всего, что было сделано Мелисандой никак не обойтись без рассказа о событиях, которые произошли после смерти завоевателя Иерусалима и его первого правителя, Готфрида.
По любимой теме - рассказ с фотографиями об остатках империи крестоносцев:

anny-panda.livejournal.com/33534.html
Мне рассказывали про старый город в Акко. Говорят, интересно.
Лера, подтверждаю! Хотя к своему стыду должна признаться, что за 8 лет жизни в Акко ни разу не побывала в подземельях. Гостей туда запускала и шла по своим делам. Только несколько лет назад впервые прошла весь подземный путь.
Новая тема
Вы не можете создавать новые темы.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Пожалуйста назовите себя или зарегистрируйтесь.
Список тем
Последние темы форумов