--}}
Новая тема
Вы не можете создавать новые темы.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Пожалуйста назовите себя или зарегистрируйтесь.
Список тем

Манастири Прасквица и Рустово

Православие для всех
100
44
С друзьями на NN.RU
В социальных сетях
Поделиться
Ajax
06.08.2017
Сегодня мне посчастливилось попасть на литургию в православном мужском монастыре Черногории - Прасквица (название от слова Персик - Бресква по-сербски). Попал по-случайности: муж нашей хозяйки Иван несколько дней назад, пообщавшись со мной, сказал что в воскресенье идет на литургию в монастырь. Предложил мне сходить вместе с ним. "Овде у осам и петнаест", - сказал он время и место. Литургия по его словам начиналась в 8.30. До монастыря от нашего дома была минута езды вверх на гору. Иван из коммунистической семьи, здоровый мужчина моих лет. До 2015 не верил вообще ни во что. Со здоровьем стало плохо. Как-то попал на службу в монастырь, и с тех пор не пропускает ни одной воскресной службы. Здоровье наладилось. "Брате мой!" - всегда приветствует он меня. Так как он знает имя нашего директора ФСБ, я подозреваю, что Иван успел послужить и повоевать. Но сейчас не об этом.
В монастырь мы попали, когда служба уже шла. Храм в честь Свт. Николая Чудотворца. Меня встретили ухоженные дорожки, несколько идущих прихожан и виноградник.
Над входом в храм мозаичная икона св. Николая и привязанные веревки от трех колоколов. Позже я узнал, что Иван еще и звонарь.
Войдя в храм, вижу у правого хора батюшку без наперсного креста с палицей, поющего канон утрени вместе с двумя хористами. Еще один служащий батюшка в облачении был в алтаре (врата закрылись один раз перед литургией, потом открылись и больше не закрывались), другой пожилой батюшка был в алтаре в епитрахили, но служить не служил, а только открывал северные врата.
Начали петь стихиры. Батюшка у хора то заходил в алтарь, то выходил из южных врат к хору. Пели на церковно-славянском с примесью сербского на греческий манер. Пение сложно назвать гармоническим: диссонанс проходил через стихиры и песнопения с завидно регулярностью, вырываясь абсолютно в любом месте. Только когда хористы во главе с батюшкой попадали в унисон, звучало что-то знакомое и можно было разобрать слова. Наконец, я узнал и мелодию осьмого гласа...
Тем временем, мы прикладывались к иконам. Нужно сказать, что на месте праздничной иконы (у нас) на аналое покоилась храмовая икона Свт. Николая. Иконы Воскресения я вообще не нашел. Мы приложились к Страстной иконе Прсвт. Богородицы и Прсвт. Троицы (не рублевской). Я окинул взором убранство храма: по бокам стояло около 5 стасидий на каждой стороне: стулья с высокими подлокотниками. На стенах в несколько рядов висели иконы местных и неместных святых (прп. Сергий Радонежский в том числе), в богатых киотах иконы Прсвт. Богородицы (по-моему Страстной) и главного черногорского святого свт. Василия Острожского. Сзади справа стояла небольшая свечная и иконная лавка без какого либо сотрудника. На полках были написаны цены, стоял ящик с деньгами: каждый кто хотел что-то купить сам себя обслуживал, беря сдачу из того, что уже было в ящике. Среди икон лежали брояницы (местные четки), масло с Афона, брошюрки с поучениями святых, среди которых Иван тут же показал мне поучения Свт. Тихона Задонского. Рядом же стоял стол для записок. Фиксированной цены указано не было - просто рядом стояла чашка для пожертвований.
Сзади, но с другой стороны от входа, стоял единственный подсвечник в виде ящика с песком, в который налита водичка на 1 см над песком, в который втыкают свечи. Ящик поделен на две половины: За Живе и Мртве. Иван взял охапку свечей, бросил за них деньги в ящик рядом и протянул мне две свечи.
Тем временем запели "Слава Тебе, показавшему нам Свет" и "Слава в вышних Богу". После чего почти мгновенно началась литургия привычным возгласом "Благословенно Царство...". Несмотря на то, что песнопения пелись на около-церковнославянском языке, ектинии произносились по-сербски: "Миром Господу се помолимо". Только однажды один из батюшек возглашал просительную ектению, привычно проговаривая "помолимсья". Тем временем пришёл третий священник в греческой скуфье (единственный головной убор, который я увидел сегодня) и пошел облачаться в алтарь, сняв скуфью. Напомню, что все служащии были без наперсных крестов, без каких-либо камилавок и скуфеек, у одного была палица. Хотя по жаре и понятно - лучше без головных уборов. Фелони похожи на наши.
Почти одновременно пришли сестры из соседнего монастыря Рустово. Все приложились к иконам и тихо встали на женской стороне.
Итак, литургия продолжалась и запели первый антифон. Второй я не заметил! после первого сразу запели "Единородный Сыне", а потом "Блаженны...". Блаженны со стихами пели попеременно хористы и все служащие священники. Вход с Евангелием как обычно. Тропарей пели очень много, из них опять же я узнал только воскресный, свт. Николаю и какой-то Прп. Жены. Чтение Апостола с прокимнами как обычно, но я понял лишь пару слов (читали по-сербски). А вот чтение Евангелия происходило на аналое (читал священник) лицом к народу! Из Евангелия я разобрал гораздо больше. В остальном к возгласам и ектениям я начал привыкать. Пение перестало резать слух. Озираясь по сторонам я отметил, что здесь женщины строго стоят на левой стороне. Кто в платках, кто без. Мужчины на правой. На стасидиях сидел, кто хотел.
Иван в какой-то момент отлучился ко входу и зазвонили колокола. Звоница располагалась над храмом, веревки крепились не к языкам, а к специальным ручкам у основания колоколов. Так во время службы Иван отлучался несколько раз.
Херувимская прошла вполне привычно, а Великий Вход удивил поминовением имен (немногих правда), кроме привычных митрополитов, архиепископов и епископов.
Я ждал Символа Веры и дождался: весь храм речетативом скандировал слова Символа по-сербски. Я жалел, что не могу присоединиться. Также скандировали и Отче наш.
Вот текст на сербском: "Веру?ем у ?едног Бога, Оца, Сведржите?а, Творца неба и зем?е и свега вид?ивог и невид?ивог.
И у ?едног Господа Исуса Христа, Сина Бож?ег, ?единородног, од Оца ро?еног пре свих векова; Светлост од Светлости, Бога истинитог од Бога истинитог, ро?еног, не створеног, ?едносушног са Оцем, кроз кога ?е све постало;
Ко?и ?е ради нас ?уди и нашега спасе?а сишао с небеса, и оваплотио се од Духа Светога и Мари?е Д?еве и постао човек;
И Ко?и ?е распет за нас у време Понти?а Пилата, и страдао и погребен;
И Ко?и ?е васкрсао у тре?и дан по Писму;
И Ко?и се узнео на небеса и седи с десне стране Оца;
И Ко?и ?е опет до?и са славом, да суди живима и мртвима, ?еговом Царству не?е бити кра?а.
И у Духа Светог, Господа, животворног, Ко?и од Оца исходи, Ко?и се са Оцем и Сином за?едно пошту?е и за?едно слави, Ко?и ?е говорио кроз пророке.
У ?едну, свету, саборну и апостолску Цркву.
Исповедам ?едно крште?е за опроште?е грехова.
Чекам васкрсе?е мртвих.
И живот буду?ег века. Амин.
"
Это было нечто невероятное и незабываемое.
Во время Евхаристического канона тайные молитвы читались священником громко и не в параллели с хором. Настало время Анафоры, и Иван дернул меня за руку: хочешь позвонить в колокола? Конечно, хочу! Мы отошли ко входу, он дал мне одну веревку, сам взял другую, третью взял другой мужчина. Иван предупредил, что скомандует когда (он ждал Преложения Даров). Наконец, он махнул рукой и стал звонить. Я сначала звонил в унисон с ним, пока не догадался, что нужно дергать веревку в разнобой. Душу охватило какое-то детское чувство безмерной радости и теплоты. Отзвонившись, мы вернулись на места.
"Отче наш" прошел так же, в скандировании текста. Во время причастия священники ходили вокруг алтаря, вкушая Тело Христово. В скором времени вынесли Чашу и стали причащаться сестры и прихожане. Заамвонная молитва на сербском, и вынесли Крест. Рядом с батюшкой поставили чашу на подставке с антидором. Каждый, прикладывавшийся ко Кресту получал в утешение и антидор. Во время отпуста батюшка помянул не только сегодняшних святых, но и, похоже, всех святых которых знал и почитал.
После службы я набросился на содержимое лавки, раскупая артифакты и масла. Затем спросил позволения пофотографировать.
Иван опять позвал меня куда-то. Оказалось, что мы идем на кладбище. Мой друг показал мне свою! могилу, в которой уже покоились сестра, отец и тетка, а также было выбито имя его ныне живущей матери с открытой датой смерти.
Мы дошли до древней церкви в честь Прсвт. Троицы. Я пофотографировал окрестности, и мы поехали назад, захватив еще трех прихожанок, две из которых оказались русскими. Под веселый разговор мы поехали развозить их по домам, а я от них узнал о монастыре Рустово. Но о нем другая история.
Ajax
06.08.2017
Фото выложу, как появится нормальный интернет.
bkl
09.08.2017
Спасибо, очень интересно.
Ajax
09.08.2017
Не за что!
Присоединяюсь к благодарности Леночки.
Спасибо, дорогой! Интересно всё очень!
Ajax
09.08.2017
Иконостас
Ajax
09.08.2017
Подсвечник
Свечи ставятся во влажный песок? (я так поняла)
А интересно как: и за живых и за мертвых свечи рядом, вплотную, не надо ходить по храму, удобно. Меньше "движухи", меньше отвлекаются молящиеся. Ну. уж как у кого заведено.
Ajax
17.08.2017
Да, свечи во влажный песочек. Плюс над песком еще уровень воды. Там ведь жарко - я думаю, было бы много подсвечников - все поплыло бы.
Ajax
09.08.2017
Стасидии
Ух ты! Давно хотела увидеть, как выглядят эти самые "стасидии", примерно так их и представляла, впервые прочитав о них у Бориса Зайцева в его "Афоне".
Иконы над стасидиями - софринские.
У нас тоже иногда встречаются... Видел в Муроме, не помню храм какой и в Ворсме, в монастыре на острове...
Инициируй в Святогорском! )
Для монастырских длинных служб очень гоже.
Ajax
09.08.2017
Кладбище и церковь Прсвт. Троицы
Ajax
09.08.2017
Еще кладбище
На переднем плане, кмк, две "заготовки" для будущих захоронений - видны монтажные кольца на простых бетонных плитах, наверное после их заменят на постоянные, обработанные.
Ajax
16.08.2017
Я кстати там этого не заметил). Похоже на то.
Ajax
17.08.2017
Лестница на кладбище
Благодать)))))
Ajax
16.08.2017
Св. Василий - один из наиболее почитаемых черногорских святых. Кстати деньги с пожертвованиями там кладут прямо около икон.
Ajax
16.08.2017
Еще иконы
Ajax
16.08.2017
Звоница
Ajax
17.08.2017
Виноградник
Спасибо.
Виноградник маленький)
Ajax
17.08.2017
Тем же днем мы съездили в женский монастырь Рустово. Он находится в 2.5 вверх по горе от Прасквицы. Этих сестер я видел с утра на службе.
Монастырь встречает воротами с колоколом, похожим на морскую рынду, для того чтобы вызвать дежурную сестру. От ворот почти прозрачный сетчатый забор, за которым мельтешат куры, при этом конца и края их загону не видно: в загоне растут деревья - куры живут в саду. На вратах надпись (буквально): звонить сильно и долго, чтобы вышла сестра и провела экскурсию. Мы позвонили, вероятно, не очень сильно, так как ждали долго :). Наконец, вышла сестра и извинилась за долгое ожидание. Узнав, что "ми смо из Русиje", она обрадовалась и сказала, что у них здесь храм в честь наших царственных мучеников!
После ворот открывается вид на какой-то сказочный маленький городок. Все почти игрушечно-миниатюрное: храмы, кельи. Возле трапезной на нас уставился павлин, замер на секунду и отправился по своим делам. Сестра, тем временем, спросила понимаем ли мы по-сербски, так как по-русски она не говорит. Мы ее успокоили, и она повела нас в храм Успения Пресвятой Богородицы. В ней она рассказала про Иверскую икону, образок которой мы потом купили, и еще про один образ Богородицы, который сам обновился - к сожалению, я не понял, как он называется. Храм очень маленький, вместимостью человек на 10.
Храм в честь нашей царской семьи был чуть больше. Сестра поинтересовалась, в честь какого Николая мы назвали сына. Затем рассказала о храме и предложила написать записки о поминовении. Затем мы пошли в помещение, где можно было купить иконы, разные масла и сувениры (посуда, колокольчики, брояницы - повязки в виде четок на руку и прочие), изготавливаемые сестрами.
После этого она пригласила нас в трапезную, где другая сестра спросила, что мы будем пить, и удалилась готовить. Пока мы ожидали, она принесла бокал (по-сербски бокал означает кувшин) холодной воды, чтобы было весьма кстати, и такой же бокал ягодного сока.
Трапезная представляла из себя несколько столов, на которых стояли перевернутые стаканы. Все двери и окна были открыты, ветер приятно продувал насквозь из сада с одной стороны в сад с курами на другой. Рядом с трапезной через окно мы увидели ткацкий станок. Павлин опять удостоил нас своим присутствием, но сбежал, как только мы вышли. Наконец, сестра принесла мне кофе, жене и дочке травяной чай, тарелку с печеньями, достойными лучших ресторанов. Коле ничего, кроме мамы, не досталось :)
Все было очень вкусно. Фоном играли песнопения на греческом.
Зазвонил колокол и скоро в трапезной появились новые посетители: муж и жена, которые начали писать записки, ожидая угощения.
После трапезной дочь заявила, что станет монахиней и будет здесь жить рядом с павлином.
Уезжать не хотелось, но Коля устал, тем более становилось очень очень жарко. По пути в монастырь мы заприметили отличную смотровую площадку и отправились туда.
Площадка была двойной достопримечательностью: источником воды с памятником воинам, павшим в ВОВ, и лестницей из камней от моря, которую 10 лет своими руками (вернее одной рукой, так как вторую он потерял в прошлом на дуэли) строил русский монах Егор Строганов. Историю о нем и его дочери можно легко найти в интернете ( auto-travel.me/blog/2011/11/15/podvig-stroganova/).
Налюбовавшись видами, мы, наконец, вернулись домой.
Ajax
17.08.2017
Врата. Фотки с телефона, к сожалению, все в перевернутом виде :(
Клик на оригинал открывает фото в нормальном, неперевернутом, виде.
Приличное качество снимков, как у зеркалки )
Ajax
17.08.2017
Это с телефона супруги, который она не любит и ругает. Скажу, что зеркалка)
Ajax
17.08.2017
Ajax
17.08.2017
кондиционер детектед )
Ajax
17.08.2017
Да, маленькая церковь, уютно.
Мне нравится традиция полочек для пожертвований непосредственно под ликами, внизу икон. Такие полочки сделаны.
Ajax
17.08.2017
Иногда купюры за иконы прямо суют. По 10, 20 евро. Но вообще, был не много в шоке-с.
За всю службу я не слышал разговоров... Никому никто не интересен во время службы, редко кто ходит. Все обнимаются после. Причем там искренне. Кто-то по жаре сидит в тени и слушает службу вне храма. Но, это статистика очень небольшого прихода.
Вот к чему я не могу привыкнуть, это к разговорам( и обниманиям, поклонам (друг другу) во время службы. Еще раз: спаси Господи!
Ajax
17.08.2017
Ajax
17.08.2017
Ткацкий станок
Ajax
17.08.2017
Обзорная площадка
Ajax
17.08.2017
Остров Свети Стефан
волшебное местечко
спасибо, алексей
как будто побывала в тех местах )
никогда не привыкнуть... защитники своей земли погибли во цвете лет... 20-30 лет и жизнь оборвалась
Ajax
17.08.2017
Главное там 2 семьи: Миковичи и Митровичи. Две семьи пошли бить фашистов и сколько из них погибло.
Спасибо, Алексей. Тоже хочу жить рядом с этим павлином)
У меня вопрос: монастырь в каком веке был построен? Просто так же представляла себе наши нижегородские старые храмы и монастыри веков 13-15. Как-то пыталась мысленно втиснуть все монастыри, которые когда-то стояли на небольшом пространстве в Кремле. Получалось примерно, как на твоей картинке, храм на 10 человек) и все остальное соответствовало)
Фреска на вратах очень понравилась.
Ajax
18.08.2017
Прасквица пятнадцатого века, но постройки от 50-х годов девятнатцатого, ибо в 1812 году наполеоновские войска разрушили храмы. При восстановлении использовали остатки стен. Иван говорил про церковь Пресвятой Троицы, что она еще древнее храма свт. Николая, но даты я плохо разобрал. Хотя выходило тоже что-то про пятнадцатый век.
Рустово в начале 2000 годов. Церковь Успения из 14го века, но была несколько раз обновлена после землетрясений в семнадцатом веке и после последнего в 1979.
Новая тема
Вы не можете создавать новые темы.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Пожалуйста назовите себя или зарегистрируйтесь.
Список тем
Последние темы форумов
Форум Тема (Автор) Последний ответ Ответов