--}}

Что необходимо знать, приступая к дрессировке собаки

OFF. Флуд.
165
1
С друзьями на NN.RU
В социальных сетях
Поделиться
В процессе общей дрессировки отрабатываются приемы, подчиняющие собаку дрессировщику.

Общая дрессировка - основа для последующей подготовке собаки по той или иной специальной службе, т.к. большинство навыков, выработанных в ходе общей дрессировки, являются базой для выработки специальной дрессировки.

Выработка навыков, входящих в общую дрессировку, основана как на процессах возбуждения нервной системы, так и на процессах торможения. Комплекс всех приемов общей дрессировки устанавливает в нервной системе собаки необходимые соотношения между процессами возбуждения и торможения, что обеспечивает безотказность и четкость в работе собаки. Вот почему дрессировка собак всегда начинается с выработки навыков общей дрессировки.

Приемы общей и специальной дрессировки собак должны отрабатываться в такой последовательности, которая наилучшим образом обеспечивает, достижение конечной цели дрессировки. Эту определенную последовательность в отработке приемов, способ выработки навыков принято называть методикой дрессировки.

Методика дрессировки собак основывается на ряде принципов:
- Еще до начала дрессировки следует создать нормальные взаимоотношения дрессировщика и собаки. Нормальными взаимоотношения считаются такие, когда дрессировщик не боится собаки, устраивает с ней игры и прогулки, наблюдает и анализирует ее характер, а собака привыкает к нему и относится с полным доверием.
- Первые занятия следует проводить так, чтобы добиться быстрого установления правильных взаимоотношений дрессировщика с собакой. Для этого нужно больше гулять и играть с нею.
- Отработка приемов и упражнений должна исходить из принципа - от простого к сложному, от легкому к трудному. Занятия следует начинать в таких условиях, чтобы было меньше отвлекающих раздражителей.
- Дрессировщик должен постоянно учитывать как внешние (местность, наличие животных или людей, погода и т.п.), так и внутренние (голод, сытость) факторы, влияющие на собаку во время дрессировки, и умело использовать их.
- Необходимо соблюдать строгую последовательность в выработке навыков, т.к. появление у собаки одних навыков служит основой для выработки следующих.
- Приемы нужно отрабатывать в то же время комплексно, т.е. одновременно и параллельно несколько приемов. При этом навыки должны быть на разных стадиях их образования. Комплексный метод значительно ускоряет дрессировку и повышает ее качество, т.к. собака меньше утомляется, а навыки у нее вырабатываются быстрее и бывают более стойкими.
- Отработку нового приема следует начинать в первой половине занятия, но не в самом его начале, когда собака еще не достаточно послушна. Не следует этого делать и в конце занятия, когда нервная система собаки уже утомлена.
- Заниматься дрессировкой собаки желательно дважды в день - утром и вечером, обязательно до кормления или спустя 3-4 часа после него. Продолжительность занятий следует наращивать постепенно.
- Занятия не следует перегружать одновременной отработкой многих приемов. В течение часа их допустимо отрабатывать поочередно не более 3-4. Не следует повторять один и тот же прием много раз подряд, т.к. это быстро утомит собаку. Обычно это делают 3-5 раз в зависимости от сложности приема, стадии на которой находится выработка навыка, и индивидуальных особенностей собаки.
- Иногда пятнадцать минут хорошо организованных занятий будут полезнее, чем час скучных и непродуманных занятий. “Приятные” и “неприятные” упражнения нужно чередовать. Если интерес к работе у собаки пропадает, то занятия нужно прекратить, стремясь к тому, чтобы к их окончанию собака сохраняла прежнюю заинтересованность в достижении результата.
- Принцип постоянства. Занятия с собакой необходимо организовывать таким образом, чтобы периоды дрессировки, отдыха и прогулок не были четко разграничены, иначе собака может выбрать себе излюбленный вид деятельности и отказываться от других. Но время от времени нужно менять место и время занятий.
- Повышать требования следует постепенно, чтобы у ученика всегда была реальная возможность получить подкрепление. Практически это означает пределы доступные ученику в данный момент. То насколько быстро вы увеличиваете критерий, не зависит от фактических возможностей животного, нынешних или будущих. Скорость повышения требований определяется тем, насколько хорошо вы взаимодействуете с учеником в процессе выработки навыка, каковы ваши правила подачи подкрепления (их меняют каждый раз, как перед учеником ставится новая, более высокая задача). Если вы повышаете критерий так сильно, что ученику надо совершить усилие значительно большее, чем предлагалось ранее на занятиях, вы немало рискуете. Поведение может быть сорвано. Непрерывный прогресс, пусть и минимальный приведет вас к поставленной цели быстрее, чем попытки форсировать быстрые успехи с риском потерять все выработанное поведение.
- Отрабатывайте что-нибудь одно в конкретный промежуток времени. Не пытайтесь формировать поведение по двум критериям одновременно. Под этим не подразумевается, что вы не можете работать над многими различными типами поведения в один и тот же урок. Во время любого занятия вы можете сначала немного поработать над качеством, затем над скоростью. Это избавляет от монотонности. - -- Меняйте работу, оставляя данную задачу, как только в ней достигните успеха, и переходите к другой.
- По возможности расчленяйте задачи, которые ставите перед собакой, и одну за другой решайте их.
- Правильная выработка - это серия чуть заметных переходов между непрерывным подкреплением (когда только что достигните нового уровня выполнения) и вареабельным (когда достижение закрепилось, и создалась возможность избирательного подкрепления еще больших результатов). Как только поведение усвоено, начинайте подкреплять его не каждый раз, чтобы оно сохранилось на данном уровне. Когда вы сможете позволить себе подкреплять данный уровень поведения лишь время от времени, случайным образом, получать возможность использовать подкрепление только за лучшие результаты. Такое избирательное подкрепление “сдвинет” нормальное или среднее поведение в сторону улучшения, которое вам желательно.
- Вводя новый критерий (ставя новую задачу, цель), понизьте временно старые.
- Будьте впереди обучаемого: полностью планируйте свою программу выработки навыка так, чтобы в случае внезапного, быстрого успеха вы знали, что следует подкреплять далее. Животное, испытывая удовольствие от выполнения задания, часто впадает в состояние восторга. Старайтесь поддерживать это состояние.
- Следует помнить, что во всех случаях в качестве условного раздражителя применяется не один изолированный жест дрессировщика, не одно звуковое сочетание (команда), а сложный (синтетический) раздражитель: команда + жест + поза + выражение лица + интонация. В силу этого дрессировщик при общении с собакой должен быть особенно внимательным к своему поведению.
- Если один метод выработки навыка не приносит успеха, найдите другой.
- Не кончайте тренировку, не дав положительного подкрепления, по возможности заканчивайте каждую тренировку на высокой ноте.
- Произвольного ухода собаки во время выполнения навыка быть не должно. Выполнение команды должно всегда отменяться дрессировщиком какой-либо другой командой.
- Необходимо избегать перегрузки собак работой. От утомления собака теряет интерес к работе, этот главнейший фактор дрессировки. При таких обстоятельствах следует давать отдых собаке, периодически прерывая занятия на 3-4 дня, устраивая в эти дни купание, прогулки и игры. Практики-дрессировщики прекрасно знают это, отводя один день в неделю на отдых, чтобы не допустить перегрузки в занятиях. Опытные дрессировщики перед испытанием собак 1-2 дня совершенно не ведут занятий и получают в подавляющем большинстве случаев превосходные результаты: собака четко и с охотой исполняет требуемые приемы.
- При дрессировке собак приходится наблюдать чрезвычайно интересный момент так называемого перелома в работе, т.е. период падения общей активности собаки и ее заинтересованности в работе.
- Это объясняется тем, что прием перестал быть новым для собаки, “приелся” ей и потерял свою остроту (новизну раздражителя). С другой стороны прием еще не “механизирован”, т.е. безотказность его выполнения недостаточно выработана. При переломе действия собаки внешне похожи на действия передрессированной собаки. При наступлении перелома (он почти неизбежен) дрессировщик не должен теряться. Нужен небольшой перерыв в занятиях по этим приемам (3-4 дня), перенесение занятий в другую обстановку, активизация даваемых раздражителей. Все это поднимает угасающую заинтересованность, а повышение требований (усиленные интонации) и последовательность в работе создадут, в конце концов, нужный автоматизм и безотказность в выполнении заданий. После этого период перелома можно считать оконченным.
- Если навык теряется, быстро повторите весь процесс выработки с серией легких подкреплений. Это самый быстрый способ исправить ухудшение.
- Дрессировка и тренировка представляют собой непрерывный процесс, который продолжается всю жизнь собаки.
- Линия наименьшего сопротивления является громадной опасностью для дела, что выражается обычно в ежедневных повторениях легких задач.
- Команды произносить надо четко и уверенно. Необходимо исключить многословие.
- Дрессировщику нельзя терять самообладания в случаях, когда собака совершит действия, неприятные для него. Нельзя кричать на собаку, размахивать руками, угрожая ей. Лучше устройте небольшой перерыв в занятии и поиграйте с собакой, разрядив этим атмосферу.
- Чтобы овладеть техникой дрессировки, рекомендуется потренироваться в выполнении упражнений без собаки. Это предупредит возможные ошибки. Затем несколько раз выполните упражнение с собакой в замедленном темпе. И только по мере овладения техникой постепенно ускоряйте темп работы, доводя ее до нормативных требований.
- Как при дрессировке собаки, так и в повседневном общении с ней запрещается: наносить удары (бить) рукой, ногой, поводком и другими предметами; натравливать на других собак, домашних животных и посторонних людей ради развлечения.
- Прежде чем приступать к занятиям, дрессировщик должен твердо решить, чего он хочет достигнуть и какими путями будет добиваться поставленных задач, т.е. должен разработать подробный методический план дрессировки. Перед выработкой каждого навыка нужно ясно представить себе элементы и стадии его отработки по следующей схеме:
1. назначение навыка;
2. условные и безусловные раздражители, применяемые при его выработке;
3. методика и техника выработки навыка по стадиям;
4. норматив выработанного навыка (что должна выполнять собака);
5. основные возможные ошибки при выработке навыка.
- Дрессировщик должен не только продумывать все свои действия по отношению к собаке, но и уметь их контролировать, вовремя замечать допущенные ошибки и своевременно их устранять.
- Успех дрессировки, т.е. качество и быстрота, зависит не только от дрессировщика, но и от дрессируемой собаки - ее физического развития и состояния здоровья, типа поведения и определенных врожденных склонностей к дрессировке.
- Возраст, в котором начинают дрессировать собаку, зависит от породы собаки, пола и высшей нервной деятельности. Обычно начинают заниматься дрессировкой с 10-месячного возраста, но ряд общедисциплинарных навыков вырабатывают у собак гораздо раньше, со щенячьего возраста.
- Продолжительность общей дрессировки собаки зависит от многих факторов и колеблется от 3 до 6 месяцев.
Источники
Абсолютно все о Вашей собаке, состав. В.Н.Зубко. М.:Арнадия, 1996
Основы служебного собаководства. Составитель В.В.Московкин. Чебоксары, Руссика, 1993
Дрессировка собак. Справочник. Составитель Г.В.Крузерманн
Последние темы форумов
Форум Тема (Автор) Последний ответ Ответов