Бизнес-колонка: «Горький fest» как трамплин развития нижегородской киноиндустрии


Нам есть чем гордиться

Нижний вообще славен кинорежиссёрами и прочей «киношной» тусовкой — действительно национального, а то и мирового качества. Так, второй фильм Павла Хвалеева (ужастик «III») с успехом прошёл в прокате трёх десятков городов Германии, заглянул в Швейцарию и другие немецкоговорящие страны. После чего фильм купил стриминговый сервис Netflix. В немецкую озвучку фильма европейский дистрибьютор вложил 200 тысяч евро. Последний на сегодняшний момент фильм Хвалеева, «Инволюция», весной прошлого года показали в Каннах на кинорынке Marché du Film.

Есть Евгений Кудельников, снявший за 12 млн фильм «Студия «Нижний», который по сценарию, режиссуре, актёрской, операторской работе, спецэффектам и прочим составляющим на голову выше многих российских фильмов. Деньги на картину собирались через краудфандинг и потребительские кредиты. Фильм, на съёмки которого ушло пять лет, посмотрели в широком прокате порядка 8000 человек.

Короткометражка «Прощание», снятая Андреем Марковым, стала первой в номинации «Лучший сценарий» на международном кинофестивале We are together — 2018.

И нельзя обойти молчанием Арсения Гончукова, получившего репутацию российского Роджера Кормана — то есть человека, снимающего успешные фильмы за малые деньги. В активе Гончукова числится и успешный интернет-сериал.

А еще в Нижнем Новгороде есть актёрские кадры, благо город не обижен количеством и качеством театров и собственным театральным училищем, из стен которого вышли Ирина Пегова, Наталья Бочкарева, Олег Валкман, Павел Поймалов и другие востребованные кино и телевидением актёры. Не стоит забывать про киношколу Никиты Михалкова и детскую театральную студию Константина Хабенского. Найдутся умелые художники и бутафоры, реконструкторы, специалисты-историки, даже каскадёры. Нижегородские писатели не откажутся попробовать свои силы в сценарном искусстве, это не считая наличия драматургов и сценаристов разных поколений, от Нины Прибутковской до Юлии Слапогузовой. Действующие композиторы и студенты консерватории могут писать саундтреки. Словом, в Нижнем Новгороде есть все предпосылки, чтобы стать центром кинопроизводства, пусть не первым, но одним из ведущих.

Немного киноэкономики

Инсайдер, знакомый с кухней телесериалов, рассказал, что средний съёмочный день обходится в один миллион рублей. Оператор-постановщик получает от 300 000 в месяц, режиссёр — в полтора-два раза больше, художник-постановщик стоит меньше оператора. За смену российские звёздные актёры получают до 500 000 рублей, средние порядка 60 000, вовсе неизвестные — от 5 000 рублей за смену. Помнится, массовка на киносъёмках Никиты Михалкова в Нижегородской области зарабатывала 500 рублей в день. Не «Игра престолов», конечно, по расценкам, но жить можно.

Непосредственно в Нижнем Новгороде в постсоветское время сняли более двух десятков фильмов и сериалов, включая культовые «Жмурки» и первый российский киберпанк «На игре». В общем, кино в Нижнем есть и на нем можно зарабатывать деньги, если вести дело грамотно.

А кроме кинодеятелей на киносъёмках может заработать нижегородский бизнес — от размещения гостей до кейтеринга на съёмочной площадке. Можно показывать кинодостопримечательности туристам. Конечно, $300 млн как Новая Зеландия на желающих увидеть места съёмок и декорации трилогии Питера Джексона мы не заработаем, но денежный ручеек может течь регулярно. Не знаю, как в этом году, а в прошлом Светлана Кукина проводила авторскую экскурсию «Кино. НиНо». Турпродукт был разработан для агентства небанальных экскурсий «Нескучный Нижний» по заказу департамента культуры Нижнего Новгорода.


Вызывает оптимизм и рост количества игроков на рынке финансирования кинопроизводства. Если раньше это были только Фонд кино и Министерство культуры, не жаловавшие независимое от мейджоров производство, то теперь есть фонд Романа Абрамовича, инвестирующий в кино, и Александр Мамут. Последний уже выделил средства на съёмку кинофильма/сериала «Бендер», который будет прокатан сначала в сети принадлежащих Мамуту кинотеатров, а потом на сервисе Okko, также принадлежащем олигарху.

В общем, Горький fest — это очередная ступень развития нижегородской киноиндустрии. И тут вполне можно согласиться с Александром Кондратенко (создатель и руководитель студии «Кондор»). «Возможно, в нашем городе как раз и начинает зарождаться хорошее отечественное кино и культура, а город, наконец, станет полноценной производственной кинобазой», — считает он.