Дороги и транспорт мнение Бизнес-колонка: легко ли быть таксистом в Нижнем Новгороде

Бизнес-колонка: легко ли быть таксистом в Нижнем Новгороде

Заработок таксиста — выше среднерегионального, но и рабочий день длится 10–12 часов

А вы часто пользуетесь такси?

С чем в Нижнем точно недурно, так это с такси. Недавно, например, к нам «зашла» диспетчерская служба такси «Ситимобил», и ей предстоит буквально зубами выгрызать собственную нишу на довольно тесном рынке нижегородских таксомоторных перевозок. Ведь здесь работают порядка дюжины компаний, пассажиров обслуживают порядка 10 тысяч машин. Почему «порядка», а не точные цифры? Потому что точно сказать сложно: компании приходят на рынок и уходят с него, а водители, как правило, просто подрабатывают таксистами, кроме того — сотрудничают сразу с несколькими диспетчерскими службами.

Борьба за место под солнцем

Город не зря принято называть «каменными джунглями» — здесь постоянно идёт скрытая от глаз борьба за выживание. В нижегородских таксомоторных перевозках, например, уже несколько лет продолжается противостояние «настоящих таксистов» с «ненастоящими», инициированная первыми. «Настоящие» считают, что диспетчерские службы, агрегаторы и сотрудничающие с ними водители, подрабатывающие извозом, виноваты в падении стоимости перевозок и доходов. Несколько мэров назад «настоящие таксисты» пытались заручиться поддержкой городских властей, прошло несколько встреч и круглых столов, но ситуация не изменилась.

Дело совсем не в диспетчерских службах и агрегаторах, а в том, что таксомоторные перевозки, бывшие в СССР, 90-е и двухтысячные «рынком продавца» навсегда стали «рынком покупателя». То есть, коротко говоря, теперь ситуацию диктует потребитель, которому всё равно, кому заплатить за проезд, лишь бы доехать быстро и с комфортом.

Впрочем, «настоящие таксисты» не сдаются — так, скоро в Нижнем Новгороде откроется представительство Общественного совета по развитию такси в регионах РФ при содействии Ассоциации таксомоторных перевозчиков Нижегородской области. В планах — проведение круглого стола по актуальным проблемам таксомоторной отрасли и создание межведомственной комиссии, которая будет бороться с «нелегальными перевозчиками». Весьма вероятно проведение регионального этапа II Всероссийского конкурса «Лучший водитель такси в России — 2019» именно в Нижегородской области. Под нелегальными перевозчиками тут имеются в виду агрегаторы и диспетчерские службы, а вовсе не «бомбилы», которые практически исчезли с нижегородских улиц. Открытие представительств призвано усилить лоббистские возможности «настоящих таксистов».

Справедливости ради, «ненастоящие таксисты», работающие на диспетчерские службы и агрегаторы на собственных авто, тоже недовольны падением тарифов, вызванных жёсткой конкуренцией, заставляющих менеджмент снижать расценки. Так, водители, сотрудничающие с диспетчерской службой «Везёт», несколько раз устраивали забастовки, когда на линию не выходило 200–300 машин. И… никто этого не заметил, при парке-то в несколько тысяч такси. Разве что дополнительные деньги заработали другие водители, вышедшие на работу.

Поездка «по цене общественного транспорта»

Ситуацию с ценами усугубили агрегаторы типа «Яндекс.Такси» и Uber, которые возят пассажиров в 2–3 раза дешевле даже диспетчерских служб. Стоимость таксоперевозок в России ниже, чем в Европе и США, поясняет Алексей Маркин, директор по региональному развитию сервиса «Максим». Форма расчёта стоимости поездки разная — где-то пассажиру фиксированную цену заранее объявляет диспетчер, где-то («Сатурн» и «Нижегородец», например) в машине есть счётчик. Как показывает практика, по счётчику выходит дороже на 20%–30%. Зато при «фиксе» в стоимость поездки «зашивается» порядка 60 рублей «за посадку», о чём пассажиру не сообщается. Кроме того, в часы пик (07:00–09:00 утра и 17:00–19:00 вечера в будни, и с 16:00 по пятницам) наценка составляет 50 рублей. Работающие на агрегаторы водители получают от них доплату, позволяющую держать низкую стоимость поездки, хотя малый тариф приводит часто к тому, что водители отказываются ехать и потребитель либо вынужден долго ждать машину, либо вызывает её через другую службу. Среднее время подачи такси в Нижнем Новгороде — 5–15 минут.

Какие-то службы такси дают возможность расплатиться безналично, списав сумму со смартфона или карты (в этом числе — через устройство оплаты, предоставляемое пассажиру водителем), другие предпочитают наличные. При наличной оплате таксисты смело оставляют себе сдачу до 25 рублей, вроде как «на чай». С другой стороны, с недавних пор «Яндекс.Такси» также предлагает при расчёте дать чаевые.

Как стать таксистом

По действующему с сентября 2011 года закону «Об условиях осуществления деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси на территории Нижегородской области» необходимо маркировать такси шашечками (400 рублей) и специальной крышной конструкцией (200 рублей) но далеко не все таксомоторы соответствуют требованиям. Те водители, для кого работа таксиста — основная, маркируют машину, остальные предпочитают не делать этого. Равно как и закон предписывает, чтобы каждый водитель такси, работающий на диспетчерскую службу или агрегатор, был ИП. Это тоже выполняется не в 100% случаев, как и необходимость проходить ежедневное медицинское обследование и проводить проверку авто. Открытие ИП обойдётся порядка 1000 рублей, хотя банки охотно предоставляют эту услугу бесплатно при условии обслуживания именно у них.

Ресурс Avito в 2018 году проанализировал стоимость аренды автомобилей и подключения к службам такси в крупнейших городах России. Нижний Новгород расположился на третьем месте по цене аренды машин для работы в такси среди крупных городов страны: 1,4 тыс./сутки, что на 13,1% выше, чем в 2017 году. На первом месте — Москва, где аналогичная услуга обойдётся в 1,6 тыс./сутки. В Санкт-Петербурге аренда равна нижегородской. Окончательно формируют топ-5 Иркутск с 1,3 тысячи рублей аренды авто в сутки и Саратов, где аренда обойдётся на 100 рублей дешевле.

Два города с самой дешёвой арендой находятся в ПФО: Ульяновск (642 руб. в сутки, цена за год упала на 7,9%) и Тольятти (864 руб./ сутки, здесь, наоборот, рост — на 3,1%). В других исследованных Avito крупных городах стоимость аренды выше 900 руб./сутки.

Судя по количеству объявлений на Auto.ru, самая меньшая из проблем - приобретение машины. Тут вам могут пригодится автокредиты, ставка по которым в городе — от 6,5% годовых, действует 94 кредитные программы.

Заработок таксиста — выше среднерегионального, но и рабочий день длится по 10–12 часов. Есть своего рода сезонность. Например, первые три-четыре дня после Нового года бесперспективны с точки зрения заработка. Само 31 декабря и утро 1 января — по разному, иногда таксисты зарабатывают хорошие деньги, иногда ничего. Пуск 4 ноября 2012 года станции метро «Горьковская» привёл к падению пассажиропотока у таксистов, а значит, и заработков — практически на порядок.

Как организовать диспетчерскую службу

Один диспетчер обслуживает порядка 10–12 водителей. И для бесперебойной работы и чтобы не потерять ни одного клиента работа диспетчерской службы строится на высокотехнологичном ПО, которое предлагает немало разработчиков, чьи сайты содержат всю необходимую информацию. Если ПО арендуется, то подключение стоит в зависимости от количества операторов: 10 операторов и 120 водителей на линии— порядка 25 000 рублей за месяц аренды. Для вновь открывающихся служб аренда — не менее трёх месяцев. Купить ПО в собственность: 90 000–100 000 рублей за программный комплекс, 10 000 руб. за рабочее место диспетчера и лицензия водителя 900–1000 рублей.

Диспетчеры сидят, как правило, в одном помещении — это ещё затраты на ежемесячную аренду. Сейчас один квадрат стоит 450–700 рублей в месяц.

На что пока не предвидятся расходы — это на обязательное страхование пассажиров такси. Законопроект об обязательном страховании ответственности перевозчиков, осуществляющих деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси, в Госдуме обсуждается с осени 2017 года. В первом чтении принят в октябре 2018 года, сейчас собирают предложения и замечания. Предполагается, что юрлицо или ИП будут обязаны оформлять страховку как минимум на 2 млн рублей на каждого пассажира. Без страховки разрешение на управление такси не будет получено. Депутаты уверены, что рост затрат таксистов приведёт к несущественному удорожанию поездки — от 50 копеек до 1,5 рубля.

Когда законопроект пройдёт оставшиеся чтения и станет законом — неизвестно.

Текст: Константин Барановский
Фото: Наталья Бурухина

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления