Город Картины, которые вы никогда не видели. Экскурсия по стрит-арту

Картины, которые вы никогда не видели. Экскурсия по стрит-арту

Уличное искусство города разнообразно и имеет свою историю

«Точка притяжения». Автор — Никита Nomerz, 2016 год.

Стены умеют говорить. Во дворах и переулках есть картины, которых вы никогда не видели. Как узнать, что скрывается за яркими шрифтами и необычными рисунками? Совершить прогулку вместе с уличным художником.

У нижегородского граффити и стрит-арта уже есть своя, довольно продолжительная и интересная история. Карта объектов, созданных местными и приезжими художниками за десяток лет, весьма обширна, а сами работы — очень разные. На прошлой неделе экскурсию нижегородец Никита Кузнецов, более известный как Никита Nomerz, провёл для горожан экскурсию по стрит-арту.

Экскурсия по стрит-арту — одно из мероприятий в рамках ежегодного фестиваля паблик-арта «Новый город: Древний», посвящённого уличному искусству и истории, сохранению старого города. Организатор фестиваля — нижегородец Артём Филатов. Около десяти лет назад он начал заниматься граффити. А сегодня приобщает к стрит-арту рядовых горожан.

Корреспондент NN.RU приглашает «прогуляться» по Нижнему Новгороду вместе с Никитой, увидеть уличные картины, о существовании которых многие, вероятно, не знают, и «послушать» рассказ нижегородца о том, как появились уличные картины, и людях, которые взаимодействуют с городом посредством стен. «Граффити и стрит-артом занимаются разные люди, хотя у них много точек соприкосновения. Эта экскурсия — для тех, кто не очень знаком с этими направлениями, но интересуется ими», — объясняет Никита.

Карта уличного искусства Нижнего Новгорода.

На экскурсию по стрит-арту пришли около сотни человек.

Прогулка по городу стартует в парке имени Свердлова. На встречу с уличным художником приходит около ста человек. Это и молодёжь (школьники, студенты и старше), и люди более зрелого возраста. Никита использует микрофон, чтобы его рассказ было слышно всем. Перемещаясь от объекта к объекту, толпа растягивается и нередко занимает всю ширину улицы. Со стороны это выглядит как шествие (за стрит-арт).

Это одно из первых граффити, созданных в Нижнем Новгороде.

Первый объект — стена пристроя к дому №3 на улице Большой Печёрской. Здесь сохранился один из первых граффити-рисунков, которые появились в Нижнем Новгороде. «Это было в конце 1990-х, — рассказывает Nomerz. — Я точно не знаю, кто был автором. Судя по подписям, его звали Вжик. Этот автор рисовал кистями, что в граффити не принято (рисунки создаются баллонами). Но тогда о граффити было существенно меньше информации. Не было интернета, такого количества журналов, как сейчас».

По словам нижегородца, в конце 1990-х местные художники ещё не понимали сути субкультуры. «Граффити обычном понимании — это, в первую очередь, никнеймы авторов. Вжик обычно писал не свой ник, а слова: «боль», «вода» и так далее. Рядом он обычно добавлял небольшие стихи или подписи, связанные с этим словом. Остальные работы Вжика уже не существуют.», — отмечает Никита.

По словам художника, граффити и стрит-арт отличаются техникой создания объектов. Граффити — это, в основном, баллоны с краской. А вот в уличном искусстве используются самые разные материалы: кисти, валики, скульптурные композиции, скотч, бетон и так далее. «Уличное искусство, в отличие от граффити, не имеет установленных правил, границ, — отмечает художник. — Правда, сейчас граффити тоже трансформируется. Многие начинают делать не шрифты с персонажами, а более абстрактные композиции. Появляется много терминов, обозначающих эти изменения: «постграффити», «графутуризм» и так далее».

Маршрут экскурсии по Нижнему Новгороду выстроен в направлении от классического граффити к стрит-арту. Граффити Вжика — это уже old school, «старая школа».

Электроподстанция на улице Большой Печёрской — один из первых «залов славы» нижегородских граффитчиков.

Одним из мест, популярных среди первых нижегородских граффитчиков, была электроподстанция на улице Большой Печёрской. Она представляла собой так называемый hall of fame, «зал славы». В 2005–2006 годах здесь активно рисовали. «Обычно граффитчики пишут свои имена. В погоне на славой «нелегалы» выбирают более проходимые, публичные места. Но всегда были участки, в которых можно было порисовать свободно», — поясняет Никита.

Стремление никому не мешать, не конфликтовать с местными жителями — одна из причин, почему граффити появляются в полузаброшенных, безлюдных местах. «Со временем в hall of fame образуется много слоёв. Мы начинали рисовать вместе с Артёмом Филатовым. Электроподстанция была местом, где появилась одна из наших первых полноценных работ, writing», — добавляет уличный художник.

Для многих занятие граффити было частью хип-хоп культуры: рэп, брейк-данс, диджеинг. Со временем, взрослея, граффити-художники трансформируют свой стиль, подход: они взрослеют и хотят сказать нечто большее, чем просто шрифт. Так появляются делать сюжетные, идейные рисунки. «Мы тоже начинали как граффити-художники и постепенно ушли в сторону стрит-арта: экспериментировали с разными техниками, стилями и так далее», — поясняет Никита.

Дом на улице Нестерова, 35 покрывают кружева памяти.

Новая остановка — старый дом на улице Нестерова, 35. В прошлом году в рамках фестиваля уличного искусства «Новый город: Древний» на нём появилось «полотно» под названием «Кружева». Его создали уличные художники Стас Добрый (Москва) и Тимофей Радя (Екатеринбург). Стас Добрый рисовал персонажей и узоры, которые напоминают старинные кружева. Тимофей, который много работает с текстом, нанёс цитаты трудов церковника Августина Блаженного. «Этот текст связан с памятью, воспоминаниями. Главная идея фестиваля — в том, что мы должны помнить старую архитектуру, старый город, потому что он постепенно исчезает.

Большинство объектов фестиваля — старые деревянные дома, — рассказывает Nomerz. — Все объекты, участвующие в фестивале, оформляются по заявкам самих жителей. Артём общается с ними, записывает интервью, узнаёт историю дома, семей, которые в них живут».

Скала. Автор — Артём Филатов (2011).

По соседству с домом в кружевах — одна из работ, созданных Артёмом Филатовым в 2011 году (серия изображений скал, камней). «Для Артёма это был переходный период, когда он начал отходить от классического граффити. Он любит деревянные поверхности», — отмечает Никита.

«Рыбу» художники Фёдор Махлаюк и Андрей Оленев рисовали несколько дней.

Если перейти через улицу, можно увидеть картину, сделанную во всю стену двухэтажного деревянного дома по улице Ковалихинской, 16. Эта «картина» называется «Рыба» и была создана в 2013 году Андреем Оленевым и Фёдором Махлаюком. «Андрей и Фёдор — участники творческого объединения Muddlehood, в которое также входят Яков Хорев и Антон Мороков. «Рыба» создана по инициативе художников. Они тоже общались с местными жителями», — отметил Никита Nomerz.

«Первый крупный стрит-арт проект был реализован в 2010 году в Нижегородском выставочном комплексе. Он назывался Crosspoint, — рассказывает Никита. — Участвовало множество молодых художников, дизайнеров, фотографов. Мы поделились на несколько групп, каждая из которых по-своему оформила отдельный зал. После этого проекта мы создали несколько совместных работ».

Огромный рисунок на стене многоквартирного дома создавался силами коллектива художников.

В их числе — огромное изображение на стене дома по улице Ковалихинской, 28. В его создании участвовали Артём Филатов, Вова Чернышёв, Даша Крючочек, Фёдор Махлаюк, Антон Мороков, Максим Тролов и Ваня Серый. «Мы не спрашивали разрешения у жильцов. Но до нас стена уже была изрисована. Думаю, мы сделали лучше — поэтому никто не возмущался», — поясняет Никита.

«Доска объявлений» — памятник утраченному средству коммуникации.

Экскурсионная группа спускается к инсталляции Артёма Филатова «Доска объявлений» (напротив дома №33 по улице Ковалихинской). «В конце концов, он ушёл от рисования на стенах. «Доска объявлений» — своеобразный монумент средству коммуникации, которое уходит в прошлое. Это не готовое сооружение: Артём собирал доски в разных местах. Он установил сооружение там, где были когда-то деревянные дома», — рассказывает Nomerz.

По мнению художника, за последние годы в Нижнем Новгороде сформировалось некое сообщество, которое некоторые называют нижегородской школой стрит-арта. Её отличие от других городов — в том, что чаще всего объектом рисования становятся деревянные поверхности. «С одной стороны, эти поверхности интересны в плане фактуры. С другой — у нас, объективно, много заброшенных деревянных домов. Когда уличный художник выбирает, где рисовать, ему интересны атмосфера и место. Но не хочется и иметь проблем с жителями», — говорит Никита.

Андрей Оленев (весна 2016 года). «Вёдра». Рисунок созвучен пустому, заброшенному дому по улице Ковалихинской, 12.
Команда «Той». «Туз в рукаве».

Иногда уличные художники также трудятся в студиях, мастерских. Одна из них — ремесленное пространство «Артель» в «Нижполиграфе» (улица Варварская, 32). «Это очень комфортное, большое пространство. Там мы создали серию панно для фестиваля WAFEst на Горьковском море. Мне хотелось подчеркнуть связь с природой: фестиваль проходит на открытом воздухе, в окружении леса, вблизи водохранилища. Мои персонажи создают гнездо. Пространство WAFest тоже создаётся очень кропотливо», — отмечает нижегородец.

Работа Никиты Nomerz в мастерской «Артель».

Следующая «остановка» — стадион «Водник». «Это ещё один старый hall of fame в Нижнем Новгороде, — рассказывает художник. — Здесь рисовали почти легально. На стенах вблизи футбольной площадки много шрифтовых композиций одного из первых нижегородских уличных художников Александра Stan. Он занимается каллиграфией и любил рисовать здесь. В последние лет пять здесь практически ничего не обновляется — разве что новички, дети что-то пробуют. Полноценных, хороших работ здесь уже нет», — поясняет Никита.

В своё время стадион «Водник» был популярным «залом славы».

Самые первые граффити появились на стене гаража, расположенного ближе к улице Звездинке. «Сейчас это «каша»: очень много слоёв. Интересно было бы «разложить» их. Изначально здесь рисовали полноценные, качественные рисунки. Когда я начинал, мне было интересно прийти сюда и посмотреть, что нового появилось», — добавляет «гид».

«Убежище» (2016). Автор — Александр Блот.

Экскурсионная группа перемещается во двор дома №9А по улице Ошарской. По мнению художника, он сам по себе очень колоритный: жители всячески украшают это место. «Здесь несколько часов назад было создано «Убежище». Автор — пензенский художник Саша Блот.

«Когда мы рисовали, у нас был очень интересный разговор с жителями. Подъехала машина, вышел мужчина: мол, чё это вы тут рисуете? Мы насторожились, — рассказывает Никита Nomerz. — А он продолжает: «А чё тут-то? Давайте там, там виднее! У меня тут ворота гаража разрисуйте!». Вышли другие жители — предложили использовать фасад своего дома. В общем, отреагировали очень позитивно. Очень удивила женщина в возрасте: «Вот тут на Октябрьской «Узник» нарисован. Классный», — говорит. Я ответил, что это я рисовал. Она похвалила и добавила: «Респект!». Я удивился, насколько город хорошо знает стрит-арт».

Весной ветки дерева, нарисованного не стене дома, зацвели.

Это — стена дома №21 по улице Октябрьской, яркий пример сотрудничества разных художников. «Обычно Андрей Дружаев рисует веточки без листьев и цветочков. Возможно, кто-то видел: он их вписывает в проёмы и так далее. Эта работа появилась в начале весны. Когда стало теплее, кто-то другой нарисовал листочки и цветы. Это отображает суть стрит-арта: максимальная коммуникация с жителями, другими художниками. А ещё — постоянное видоизменение. Изображения, инсталляции появляются, изменяются, исчезают. Многие пропадают: их сносят вместе с домами», — отмечает «гид».

Никита Nomerz. «Узник» (2013).

«Это одна из последних работ в серии «Живые стены», которые я сделал в Нижнем Новгороде (до неё была башня на Нижне-Волжской набережной и другие). Я хотел оживить некоторые места, придать им лица, максимально взаимодействуя с объектами, обыгрывая их особенности. Когда я увидел этот сарай, он напомнил мне решётку. Для меня этот сюжет был вдвойне символичен: в тот момент я должен был уйти в армию и тоже лишиться свободы, на целый год», — поясняет Никита Nomerz.

Постепенно экскурсия близится к концу. Переместившись от улицы Октябрьской на улицу Рождественскую, группа заходит на территорию бывшего виноводочного завода «Почайна» (улица Почаинская). «Теперь это творческое пространство: здесь есть студия звукозаписи, галерея, мастерские по керамике, тату-салон и так далее, — рассказывает Никита.

Рисунок команды «Той» напротив Нижегородского кремля.

На торцевой стене дома, обращённого к Зеленскому съезду, виден рисунок команды «Той». По словам художника, отображение творческого союза его участников: Егора и Севы.

Никита Nomerz

«С противоположной стороны — моя «Точка притяжения». Летом здесь проводили уличный музыкальный фестиваль. Меня пригласили поучаствовать. Мне кажется, это место стало точкой притяжения молодёжи», — отмечает Никита Nomerz.

Заключительная точка прогулки по городу — Почаинский овраг. В 2012 году вблизи него случился оползень. Потом сделали подпорную стенку. Пустынное место, где летом жарят шашлыки, превратилось в новый «зал славы».

Почаинский овраг — новый «зал славы».

Сегодня, 24 сентября, в 13.00 на площади Максима Горького стартует последняя в этом году экскурсия по уличному искусству. Её проведёт художник Яков Хорев. Не упустите возможность услышать, о чём говорят стены. Участие в прогулке — бесплатное.

В ТЕМУ: Карта стрит-арта: чем красива «изнанка» Нижнего Новгорода

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления