Пешком через реку. 
Пешком через реку. 


Город и область 1930-х годов представлены в работах знаменитого фотомастера Нисона Капелюша. Здесь кадры со строительства автозавода, колонны первых автомобилей, произведенных на ГАЗе, первая переправа через Оку и другие уникальные снимки.


Аэросани – КНИГУ В МАССЫ. 
Аэросани – КНИГУ В МАССЫ. 


Нисон Капелюш (1910—1973) — заслуженный работник культуры РСФСР, фотожурналист. Родился в Нижнем Новгороде в семье портного. Его будущее определил подаренный ему на 13-летие фотоаппарат Kodak. Еще в школьные годы Нисон Капелюш стал штатным корреспондентом газеты «Молодая рать». В 1937 году на Всесоюзной выставке фотоискусства был награжден дипломом второй степени. В 1928—1929, 1934—1942, 1946—1970 годах — фотокорреспондент, заведующий иллюстративным отделом, старший корреспондент «Горьковской коммуны» («Горьковской правды»). В 1932—1934 годах работал в редакции «Горьковского рабочего», областном отделении «Союзфото». В годы Великой Отечественной войны служил в газете войск ПВО, отделе архивов УНКВД по Горьковской области.


Строительство Автозавода. 
Строительство Автозавода. 


Нисон Капелюш водил крепкую дружбу с Валерием Чкаловым. Известный телерадиожурналист и писатель Александр Цирульников, не единожды общавшийся с Капелюшем и выпустивший несколько альбомов с воспоминаниями о нем, рассказывает:


- Однажды Чкалов предложил Капелюшу: «Ты меня научи фотографировать, а я тебя научу летать». Благодаря этой дружбе получился знаменитый снимок 1936 года: товарищ Иосиф Сталин и товарищ Ворошилов крупным планом. А дело было так: Капелюш подошел к Сталину чуть ли не вплотную! Как это было возможно в то время? Чкалов помог. «Это мой друг из газеты!» — сказал он товарищу Сталину, и тот уже не возражал против съемки.


Автозаводстрой. Комсомольская дорога имени 3-й роты 4-го
полка. 
Автозаводстрой. Комсомольская дорога имени 3-й роты 4-го полка. 

Также Капелюш фотографировал Владимира Маяковского, Игоря Ильинского, Владимира Самойлова, Ван Клиберна и многих других.


Автозаводстрой. Палатки бригады Виктора Сорокина. 
Автозаводстрой. Палатки бригады Виктора Сорокина. 


Газета «Нижегородский рабочий» (в советские годы — "Горьковский рабочий") существует с 1932 года. Решение об издании городской газеты было принято 20 марта 1932 года, название утвердили 19 апреля, а 1 мая вышел первый номер издания. Через три месяца главная городская газета стала ежедневной. Все время своего существования газета была «передовиком производства», выражаясь языком советских передовиц. Так, в 50-е годы прошлого столетия «Горьковский рабочий» служил рупором Горьковского горкома КПСС и городского совета депутатов трудящихся и считался самым ярким городским изданием. В 70-80-е годы подписка на «Рабочий», выходивший тиражом более 200 тысяч экземпляров, была желанным дефицитом, и в киосках за газетой выстраивались очереди.

Считается, что именно «Рабочий» стала первой нестоличной «вечёркой» и в течение многих десятилетий был единственной ежедневной газетой Горького, которая выходила по вечерам, а не утром. В 1999 году «Нижегородский рабочий» стал выходить в полном цвете первым в Нижнем Новгороде. С января 2014 года издание становится еженедельником. С января 2016 года «Нижегородский рабочий» выходит еженедельно на 24 страницах, а с июня 2016-го охватывает тиражом не только Нижний Новгород, но и всю область.


Андрей Александрович Жданов заливает первый цемент в
закладной камень Горьковского автозавода. 1932-1934 гг.
Андрей Александрович Жданов заливает первый цемент в закладной камень Горьковского автозавода. 1932-1934 гг.
Автозавод. Первые ГАЗ-АА.
Автозавод. Первые ГАЗ-АА.


Строится стационарный Канавинский мост через Оку. Слева
виден плашкоутный мост. 
Строится стационарный Канавинский мост через Оку. Слева виден плашкоутный мост. 


Парад автомобилей ГАЗ.
Парад автомобилей ГАЗ.


Первые грузовики ГАЗ-АА и легковые ГАЗ-А (форды). 
Первые грузовики ГАЗ-АА и легковые ГАЗ-А (форды). 


С работами других фотомастеров «Нижегородского рабочего» мы познакомим вас в следующих публикациях на NN.RU.