Страна и мир путеводитель Мир глазами нижегородцев: старинный паровоз и легендарный мост-призрак в Чувашии

Мир глазами нижегородцев: старинный паровоз и легендарный мост-призрак в Чувашии

Отправляемся в виртуальный трип к историческим памятникам XIX — ХХ веков

Мокринский мост входит в районный список памятников истории и культуры

Джипер, диджей, поисковик-доброволец Павел Деньжонков в свободное от работы время путешествует по дальним уголкам нашей и соседних областей в поисках необычных достопримечательностей. Сегодня публикуем его рассказ про путешествие по Чувашской Республике и югу Нижегородской области.

Мокринский ж.-д. мост


Под мостом протекает река Утка

Высота сооружения 34 метра, длина — 360 метров, ширина — 4 метра. Мост стоит на 16 бетонных столбах, образующих 15 арочных пролетов.

В годы ВОВ мост был одной из целей для вражеской авиации — по нему шли эшелоны с боевыми припасами, производственным оборудованием

Основные даты строительства моста в источниках разнятся. Вот одна из основных версий: строительство моста началось в 1914 году, работы проходили под руководством и контролем немецкого инженера-проектировщика Гехарда Шумахера. Возводили мост силами строителей из русских и татар. В 1918 году был сдан в эксплуатацию железнодорожный участок Арзамас — Канаш, соединивший Москву и Казань.

По другой версии, строительство моста началось в 1913 году, одновременно со строительством железной дороги Арзамас — Шихраны, и завершилось в 1917-м. Автор проекта — русский инженер Григорий Петрович Передерия (по данным Ru.wikipedia.org. — Прим. ред.).

Так или иначе, к моменту завершения строительства Мокринский мост был вторым по величине в Европе железобетонным сооружением.

Сейчас это точка притяжения для туристов, любителей роупджампинга и эффектных снимков
Отара овец — нередкая картина в Чувашии
Местные мальчуганы удят рыбу
Остается только догадываться, кто такие русские алгаши... Но «алга» по-татарски значит «вперед»

Город Канаш


Железнодорожный центр Чувашии — это город Канаш. В 1986 году общая протяженность электрифицированных дорог СССР достигла 50 тысяч километров. В память об этой величине и был установлен памятный знак на станции Канаш-1.

Но на следующий знаковый рубеж — 60 тысяч километров — Советский Союз так и не вышел

После распада СССР значительная часть электрифицированных железных дорог оказалась за рубежом. Так что суммарная длина ж.-д. дорог России оказалась снова меньше 50 тысяч километров.

Сердцем транспортного узла является, конечно, локомотивное депо. Здесь, помимо различных ангаров, электричек и локомотивов, есть паровоз ЭР 796-34 — памятник паровозным бригадам колонн особого резерва НКПС СССР 1941–1945 гг.

О старинном паровозе знают все местные, найти к нему дорогу не составит труда
В кабину паровоза можно подняться и даже заглянуть в топку
Чистенько

Летопись локомотивного депо на станции Канаш исчисляется с 1893 года, тогда оно было на два стойла. Паровозное депо принимало паровозы для мелкого ремонта и для отстоя пассажирских и товарных паровозов в суровые зимние времена, чтобы не заморозить машины.

Депо

При ремонте паровозов пользовались свечами и факелами, инструмент применялся самый незатейливый: кувалда, лом, ключи, лапа для небольшого перемещения паровоза.

Вход на территорию депо свободен. Достаточно подойти к весьма дружелюбному и разговорчивому охраннику и спросить про старинный паровоз.

Богатиловка


Это село в Сеченовском районе Нижегородской области. Согласно сведениям, предоставленным краеведом Владимиром Бакуниным, первоначальное название Богатиловки — Митуралиха, в честь голландца, занимавшегося в этих местах заготовкой леса при Петре I.

Нынешнее название возникло из-за зажиточности местных крестьян

Деревянный трехпрестольный храм был построен в 1900 году. По легенде, раньше в селе жили 7 братьев, и одному слышалось пение херувимов каждый раз, когда он проходил мимо пруда. Местная помещица Мария Пашкова узнала про этот удивительный случай и построила здесь храм.

Сейчас постройке 120 лет
Редкий образец действующего деревянного храма, сохранившегося до наших дней

Нутренка


Урочище легко заметить с дороги

Возвращаясь в Нижний Новгород по шоссе из Сергача в сторону Княгинино, если приглядеться, можно заметить мрачную громадину православного храма, одиноко стоящего среди полей.

Крыша поросла травой и кустами

Топокарты нам сообщают, что здесь находилась деревня со странным названием Нутренка.

Прежде всего в глаза бросается необычная архитектура храма, более подходящая для крупного города, нежели для деревенской церкви.

Здание в аварийном состоянии, будьте аккуратны

В недрах интернета об этой церкви нашлось лишь несколько скупых строк: храм был воздвигнут примерно в 1862 году.

Вид изнутри

Однако в архивных фондах Нижегородской духовной консистории есть упоминание о прошении отставного штык-юнкера Ю. Ю. Моисеева, помещика с. Нутренки, о разрешении построить церковь, датированное 21 марта 1777 года. Вполне логично, что ранее здесь находилась другая, скорее всего, деревянная церковь, которая либо со временем, либо вследствие пожара была разрушена, а на её месте воздвигнут каменный храм.

Даже сегодня храм поражает своим величием и красотой. Сколько он еще простоит? 10, 20, а, может, 100 лет? Пусть память о нем хранится хотя бы в фотографиях
Старинных домов с подобным оформлением крыши на юге региона немало. К сожалению, многие из них заброшены

Также читайте рассказ Павла о поездках по берегам Горьковского моря и костромским лесам.

Дорожные зарисовки
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления