Страна и мир лонгрид История жизни Козьмы Минина, поднявшего страну против интервентов

История жизни Козьмы Минина, поднявшего страну против интервентов

Как неизвестный нижегородский купец спасал Россию от поляков

Часть жителей России до сих пор не знает, чему посвящен День народного единства и какое отношение к нему имеет Нижний Новгород

Сегодня, 4 ноября, граждане России отмечают День народного единства. Праздник этот относительно новый — появился он в 2005 году. Его придумали, чтобы заменить советский праздник 7 ноября — День Октябрьской революции. Власти хотели преодолеть раскол российского общества на красных и белых, продлившийся почти век, поэтому первоначально переименовали 7 ноября в День согласия и примирения, а потом вспомнили про другую дату. Выбор пал на 4 ноября, день, который уходит в историю страны гораздо глубже, чем события начала ХХ века. День, который не настал бы без незнатного нижегородского купца Козьмы Минина — человека, который вернул России независимость.

На Руси о Минине узнали после его успешного Второго народного ополчения, которое в 1612 году освободило Москву от польских интервентов. При этом о жизни нижегородского купца известно немногое. Лидер русского ополчения оставил после себя только небольшое количество подлинных документов и огромное количество легенд. Летописцы фиксируют его жизнь в период с 1611-го до смерти в 1616-м. Но этих пяти лет ему хватило, чтобы остаться в национальной памяти.

Редакция NN.RU поздравляет своих читателей с праздником и публикует историю нижегородца, который спас Россию.

«Известен честностью и храбростью»


Один из источников жизни Минина — Никоновская летопись — утверждает, что полное имя нижегородца — Кузьма Минич Минин по прозвищу Сухорук. Он родился во второй половине XVI века, предположительно в 1570-е годы, по одной версии — в Нижнем Новгороде, по другой — в Балахне Нижегородского уезда Русского царства. Историки полагают, что отец Минина был состоятельным солеваром по имени Мина Анкудинов. Есть версия, что солеварня отца Минина в Балахне стояла рядом с солеварней князей Пожарских — два героя могли быть знакомы еще задолго до событий 1612 года, но официального подтверждения этой легенде нет.

Памятники и бюсты Козьмы Минина до сих пор стоят по всей России

До знаменитого воззвания к нижегородцам Минин не был известен: он был посадским человеком (сословие городских ремесленников и торговцев в средневековой Руси. — Прим. ред.) и торговал мясом. Жил, по некоторым данным, в районе Благовещенской слободы (где находится церковь Рождества Иоанна Предтечи). До похода на Москву, предположительно, уже имел воинский опыт.

«Был известен своим соотчичам своею честностью и храбростью. Первую он оказывал по делам городовым, а вторую во время походов Алябьева и Репина»


Первые его битвы случились в 1608–1609 годах, когда нижегородцам во главе с воеводой Андреем Алябьевым пришлось сражаться против «воровских» отрядов из Балахны, которые поддерживали Лжедмитрия II против царя Василия Шуйского (последнего представителя Рюриковичей на престоле). По легенде, именно во время этих походов Минин прославился как храбрый воин, чем заслужил уважение нижегородцев.

«Такова воля Божия — помиловать православных христиан и от шумного мятежа привести к тишине»


Есть несколько легенд, почему Козьма Минин выступил со своим воззванием к нижегородцам. Одна из легенд была описана монахом Троице-Сергиевой Лавры Симоном Азарьиным спустя примерно 20 лет после смерти самого Минина. Согласно ей, поднять народ на борьбу он решил после того, как во сне ему явился преподобный Сергий Радонежский (почитается православными как духовный собиратель русского народа. — Прим. ред.).

Симон Азарьин описал Минина как «мужа благочестивого», который проводил свою жизнь в целомудрии. Из текста священника следует, что купец любил безмолвие и якобы часто удалялся от жены в особую молельную комнату, где проводил много времени. Когда Минин заснул в этой комнате, пишет Азарьин, к нему во сне пришел Сергий Радонежский, попросивший его собрать казну и нанимать воинов для освобождения Москвы. Сам будущий предводитель ополчения, как утверждает автор летописи, дважды игнорировал видения, пока преподобный не обратился к нему гневно:

— И вот спустя некоторое время снова явился ему преподобный Сергий и сказал с укором: «Разве я не говорил тебе? Такова воля Божия — помиловать православных христиан и от шумного мятежа привести к тишине, потому-то я и велел тебе собрать казну и нанять ратных людей, чтобы они, с Божией помощью, очистили Московское государство от безбожных поляков и прогнали еретиков». И еще сказал ему преподобный: «Старшие не возьмутся за такое дело, но младшие начнут его, начинание их будет делом благим и придет к доброму завершению». И как бы дав ему наказ, отошел и стал невидим.

Подтвердить легенду про сон Минина невозможно, однако у историков есть основания полагать, что купец, как и другие люди того времени, был человеком богобоязненным.

Одна из самых известных картин о Смуте — «Воззвание Минина к нижегородцам» (1896). Это вторая по величине картина в России

«Призовем себе в Нижнем Новгороде храбрых»


История Козьмы Минина как героя народного ополчения начинается осенью 1611 года. В это время в Нижний Новгород приходит письмо от находящегося в заключении патриарха Гермогена, который просит поднять сопротивление польским интервентам, захватившим Москву. Местный священник зачитал послание Гермогена горожанам, среди которых был недавно избранный посадским старостой Минин.

По мнению неизвестного автора «Нового летописца», письмо патриарха настолько впечатлило мужчину, что он поднялся на возвышенность и произнес свое воззвание к нижегородцам с призывом помочь государству, защитить православную веру и собрать деньги на ополчение. Точные его слова не сохранились, но авторы летописей приводят следующий вариант:

— О, братия и друзья, весь нижегородский народ! Что сотворим ныне, видя Московское государство в великом разорении? Призовём себе в Нижнем Нове граде храбрых и мужественных воинов Московскаго государства, достоверных дворян града Смоленска, ибо ныне они близ града нашего, в Арзамасских местах. Если мы хотим помочь Московскому государству, то нам не пожалеть имущества своего, да не только имущества своего, но и не пожалеть дворы свои продавать и жен и детей закладывать, и бить челом, кто бы вступился за истинную православную веру и был бы у нас начальником.

Историки нередко пытаются воссоздать облики Минина и Пожарского

Людей за войском было решено послать к князю Дмитрию Пожарскому. Тот в это время находился в своем уезде недалеко от Нижнего Новгорода и лечился от ран после поражения в первой попытке похода на Москву. Пожарский поддержал инициативу нижегородцев, пусть и не сразу, поскольку считал, что жители города своенравны и скорее пойдут за Мининым, чем за неизвестным для них воеводой.

Минин первоначально отказывался от того, чтобы встать во главе ополчения и заниматься его организацией, но нижегородцы настояли, пообещали подчиняться и давать деньги на содержание рати. За короткое время Минину удалось собрать войско. В летописях пишут, что на это каждый состоятельный нижегородец дал треть своего имущества, бедняки — пятую часть. Минин действовал жестко: всех, кто отказывался отдавать деньги, он лишал имущества и обращал в холопов.

Картину «Воззвание Минина к Нижегородцам» Маковский писал в съемной студии в Париже. На работу ушло почти 20 лет

Ополчение, собранное Козьмой Мининым, — это не толпа крестьян и горожан, вооруженных вилами и топорами. Оно в основном состояло из опытных ратников, в том числе включало войска князя Пожарского, казаков и воинов из Арзамаса и Смоленска, Рязани и Коломны, не поддержавших интервенцию. За короткий срок под знамена Второго ополчения встали почти 3 тысяч человек — все они получали за службу хорошее жалование.

«Он жаждущие сердца ратных утолял и наготу их прикрывал и во всем их покоил и сими делами собрал немалое воинство»

Мотив воззвания Минина к нижегородцам вдохновлял многих художников

«Минин смел дерзновением»


Русское ополчение выступило на Москву из Нижнего Новгорода в конце февраля — начале марта 1612 года. Перед штурмом Москвы войско остановилось на четыре месяца в Ярославле для сбора дополнительных сил.

Там же окончательно определился состав нового правительства страны — «Совета всея земли». В него вошли представители княжеских родов. Возглавили его Пожарский и Минин.

За время «стояния» в Ярославле к ополчению примкнуло большое число понизовых и подмосковных городов с уездами, Поморье и Сибирь. Большая территория Русского царства в этот момент переходит под контроль «Совета всея земли».

Войска Минина и Пожарского подошли к столице 22 августа 1612 года.

Минин не только руководил ополчением, но и лично участвовал в сражении с войском гетмана Ходкевича. С небольшим отрядом конных ополченцев и перешедших на их сторону поляков Козьма Минин неожиданно напал на передовые отряды гетмана и обратил их в бегство. Простояв всю ночь около Донского монастыря, остатки войск Речи Посполитой утром 25 августа покинули Москву.

«Минин, не искусен воинским стремлением, но смел дерзновением»

Остатки интервентов и бояре-изменники оставались в Московском Кремле — крепости, которая и сейчас выглядит неприступной. Народное войско осадило кремль до глубокой осени. Ополченцы несколько раз призывали осажденных сдаться, но те отказывались. К концу ноября в кремле начался страшный голод — остававшиеся там люди перешли на человечину. К 4 ноября (25 октября по старому стилю) они согласились сложить оружие и открыть крепость. Днем позже войско Минина и Пожарского вошло в крепость со знаменами и хоругвями. Воеводы приняли капитуляцию интервентов.

Купец во главе средневековой Руси


«Совет всея земли», который возглавлял Минин, оставался главным органом государственной власти еще целый год. Вместе с Пожарским нижегородец продолжал управлять страной, хотя все документы за него подписывал князь. Купца Минина называли человеком, который «мог изыскать средства на любые вопросы».

После Земского собора (съезд представителей русских земель и знатных родов. — Прим. ред.) в 1613-м на престол был избран молодой Михаил Федорович, сын митрополита Филарета и первый из царей династии Романовых, наиболее компромиссная фигура для всех. Минин и Пожарский перестали руководить страной. Нижегородскому купцу государь пожаловал чин думного дворянина с денежным окладом и земельные вотчины.

Среди прочего он получил двор в Нижегородском кремле, село Богородское и при нем еще девять деревень. Сам он остался жить в Москве и постоянно заседал при думе, занимаясь в основном финансами разоренного Смутой государства.

О последних годах Минина писал Пушкин, который был хорошо знаком с событиями 1612 года:

— Кстати: недавно в одной исторической статье сказано было, что Минину дали дворянство и боярство, но что спесивые вельможи не допустили его в думу и принудили в 1617 году удалиться в Нижний Новгород — сколько несообразностей! Минин никогда не бывал боярином; он в думе заседал, как думный дворянин; в 1616 их было всего два: он и Гаврило Пушкин. Они получали по 300 рублей окладу. О годе его смерти нет нигде никакого известия; полагают, что Минин умер в Нижнем Новгороде, потому что он там похоронен, и что в последний раз упомянуто о нем в списке дворцовым чинам в 1616», — писал поэт, изучавший Смуту для работы над «Борисом Годуновым».

Изображение Минина — думского дворянина

Смерть Минина


Козьма Минин скончался в 1616 году при загадочных обстоятельствах. Зимой его отправили в Казанский уезд для розыска подозреваемых в восстании татар и черемисов. На обратном пути, как сообщают документы, «Минина на дороге не стало». Как именно он умер — неизвестно.

Его похоронили в Нижнем Новгороде. Сначала на территории Похвалинской церкви, а позже перенесли его останки в Спасо-Преображенский собор на территории Нижегородского кремля. В 1930 году, после разрушения собора большевиками, прах был передан на хранение в историко-архитектурный музей-заповедник, а затем перенесен в Михайло-Архангельский собор. Некоторые нижегородские исследователи уверены, что в соборе лежит вовсе не его прах, а сам Минин покоится на месте, где стоял Спасо-Преображенский собор.

Его дело в некотором смысле продолжил сын Нефёд Кузьмич, который служил при дворе царя Михаила Федоровича чиновником-стряпчим. У него была жена Анна Михайлова, однако супруги были бездетны. Нефёд умер в конце осени 1632 года, род Мининых прервался.

Известно, что у Минина осталась вдова — Татьяна Семеновна, но историки знают о ней мало. Она пережила мужа и сына — после смерти Нефёда она удалилась в монастырь под именем Таисия и скончалась приблизительно в 1636 году.

Праздник — не новодел

Часть жителей России уверена, что День народного единства — новодел, праздник, придуманный для мифологии постсоветской России. Но появился он гораздо раньше, хотя и не совсем в том виде, в котором он проходит сейчас: это был церковный праздник Казанской иконы Божией Матери — с этой иконой 4 ноября 1612 года князь Пожарский и купец Минин вошли в Китай-город, освободив Москву от захватчиков. В 1649 году царь Алексей Михайлович указом сделал этот праздник государственным, и с того дня ежегодно отмечался День освобождения Москвы.

Советские власти боролись с религиозным прошлым страны, поэтому церковный праздник был забыт. Традицию возобновили в 2005 году. Нижний Новгород стал центром празднования, а на том самом месте, где в 1611 году говорил свою речь Козьма Минин, открыли памятник нижегородским героям — точную копию того, что стоит на Красной площади в Москве, где фигуры купца и князя символизируют народное единство.

Нижегородцы особенно любят этот праздник
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления