Альберт Мардашев — член союза кинематографистов Поволжья
Альберт Мардашев — член союза кинематографистов Поволжья

— Я пришел на телевидение в марте 1978 года. В прошлом веке.  А привело меня сюда желание творческой работы, рассказывает Альберт Мардашев. — Отдыхал на юге и увидел, как там работал звукорежиссер документального фильма. Он записывал шумы на море. Мне так понравилось, как он творчески подходил к работе — каждый шумочек отдельно писал — прибой, крики чаек. А еще он рассказал, что будет работать над фильмом полгода, а потом полгода будет жить на заработанные деньги, — смеется Альберт.


— Значит, ты за длинным рублем решил пойти?


— Да нет, конечно. Больше привлекало именно творчество. Но сначала я даже не на телевидение хотел идти, мне хотелось стать звукорежиссером, работать в вокально-инструментальных ансамблях. Но там нужно было иметь музыкальное образование, а у меня его не было.


Тогда на телевидении был бешеный конкурс на каждое место — от администратора до режиссера. Но у моего друга была знакомая — родственница Мирославы Абрамовны Свердловой (известная телеведущая, журналист и режиссер Горьковского телевидения. — Прим. ред.). Меня с ней познакомили, и я месяца полтора ходил тут — обивал пороги.


В результате она меня устроила в кинокомплекс администратором. Потом я стал звукооператором и так я попал в кинопроизводство. Долго проработал с Юрием Беспаловым и Владимиром Гладышевым (журналисты и режиссеры, мэтры Горьковского ТВ. — Прим. ред.). И я им очень благодарен. Может быть, тогда я это не осознавал, но они заложили во мне что-то важное.


Учиться мастерству начинал у Юрия Беспалова — мэтра нижегородского телевидения
Учиться мастерству начинал у Юрия Беспалова — мэтра нижегородского телевидения


— Это ведь было время замечательное, снималось очень хорошее документальное кино в Горьком, ты работал с такими мастерами. А как же ты сам пришел в телевизионную режиссуру?


— Ну, я думал, что Советский Союз будет вечен, что я до пенсии буду звукорежиссером и в мир иной уйду из этой профессии. Правда, не оставляла мысль переехать в Москву, даже ездил туда на собеседования на «Мосфильм». Но тогда было сложнее, чем сейчас с жильем, да и зарплаты не те были. В общем, не удалось.


А когда случилась перестройка, и Горьковское телевидение развалилось на две части (ГТРК и ННТВ. — Прим. ред.) нужно было как-то жить…  Мне казалось, что я понимал что-то в режиссуре уже, знал, что передвинуть и как склеить.


И надо отдать должное Ольге Носковой, которая тогда возглавила ННТВ. Она видела людей. Она дала мне «зеленый свет». И я постепенно, с мелких пятиминуток, потом сюжетов побольше, программ — начал работу в режиссуре. Что я только не переделал, в каких только программах не участвовал!


Сейчас на монтажном столе — цикл, в котором нижегородские актеры читают стихи
Сейчас на монтажном столе — цикл, в котором нижегородские актеры читают стихи



— При том количестве программ и фильмов, которые ты сделал, есть те, которыми можешь особо гордиться, которыми доволен?


— Знаешь,  «Нет предела совершенству». И даже когда ты закончил, и программа или фильм вышел в эфир, все равно видишь, что бы надо было сделать по-другому. Я на каждой своей работе учусь. Начиная с нуля каждый проект, черпаю новое у тех людей, с кем начинаю работать.


А самой, наверное, серьезной и любимой работой могу назвать фильм «Братья до крови». Он — об истории татаро-монгольского ига на Руси.



Фильм «Братья до крови» стал лауреатом конкурса «ТЭФИ-Регион» в номинациях «Лучшая просветительская программа» и «Лучшая режиссерская работа»; финалист национальной премии «ТЭФИ» в номинации «Режиссёр документального фильма»; а также победитель национальной премии «Страна»).

 

Телевизионный фильм «Братья до крови»


Отдельно был снят и промо-фильм о том, как делали эту картину.



Снял режиссер Альберт Мардашев и фильм, в котором рассказывается о трагических событиях, происходивших в послереволюционном Нижнем Новгороде.


Телевизионный фильм «Остров Мочальный»


— Ты где-то учился профессиональной режиссуре или это личностный рост?


— Это личностный рост, и еще была Школа Владимира Познера. После первого ТЭФИ я получил приглашение пройти там курс обучения.


Честно говоря, когда  я туда приехал, думал — ну что нового они мне могут рассказать?! Но уже через неделю понял, как много интересного еще не знал. Особенно по части построения драматургии передач, фильмов.


Одно из важных умений — «куда засунуть мульку» и как продать кино за первые 30 секунд. Потому, что если ты этого не сделал, зритель уйдет.


«Вообще я очень тихий»
«Вообще я очень тихий»


— А забавные случаи там были?


— Скорее не забавное вспоминается, а поучительное. На экзаменационной работе я курировал нескольких журналистов со всей России. Они должны были записывать новости и итоговые программы. Нам выделили комнатку, в которой только  какая-то тряпочка вместо экрана висела. Никаких декораций.


Оператор  начал расспрашивать меня, что бы я хотел видеть в студии для записи разных программ. Я ему рассказал, что бы хотел. А он мне говорит: «Господин режиссер, мы можете 45 минут погулять, поесть. А еще лучше мне коньячка принесите!». Я подумал, что он или издевается, или шутит. Ну, ушел. Через положенное время прихожу — студия! А он мне говорит: «Ваше дело — снимать. А мое дело — выслушать поставленную задачу и сделать это».


Когда дело дошло до следующего журналиста, я его спросил: «Так мне за коньячком?» Но он отказался — журналистов много, можно было не дожить до конца съемок, — смеется Альберт.


Любимое выражение режиссера: «Впереди
много еще историй»
Любимое выражение режиссера: «Впереди много еще историй»


— У тебя в команде есть такие профессионалы?


— Есть, например, Володя Иванов, мы с ним очень хорошо работали на фильме «Братья до крови». Да и другие ребята меня понимают, когда я ставлю им задачу.


Что входит в мои обязанности? Для моих подчиненных главное, что я подписываю в конце месяца ведомости на постановочные гонорары. Ну и оформление канала, контроль  за работой операторов, звукорежиссеров, монтажеров и режиссеров. 


«Коллеги поздравили и заказали мне коньяк. Но праздновать будем, когда получу награду в руки»
«Коллеги поздравили и заказали мне коньяк. Но праздновать будем, когда получу награду в руки»



— Главный режиссер на телевидении — ключевая фигура. Он может, как дать свободно творить, так и «перекрыть кислород». И относятся к нему сотрудники по-разному. А как к тебе относятся коллеги — можешь сказать?


— Не могу сказать, — смеется Альберт Мардашев. — В глаза все говорят: «Респект и уважуха!»… А что на самом деле произносится, когда я поворачиваюсь к ним спиной, не знаю. Бывает, я голос повышаю, но по делу. Так-то я тихий. Но дружба и работа, как говорит Владимир Владимирович: «Мухи отдельно, котлеты — отдельно».


«Я до сих пор на каждый фильм рисую раскадровки. Молодые режиссеры это практически не делают»
«Я до сих пор на каждый фильм рисую раскадровки. Молодые режиссеры это практически не делают»



— И о награде — твои ощущения от этой новости?

 

—  Сначала, конечно, было волнение. Награда высокая, надо же теперь ей соответствать. Спрос, как мне кажется, будет другой. Сейчас надо будет засучить рукава и работать еще усерднее.


Телепрограмма «Было так. Письма и песни Великой войны. «Темная ночь»


Программа «Почти серьезно. Сергей Ястржембский»


Ранее NN.RU рассказал, какой была первая радиовещательная станция в Нижнем Новгороде.