Культура Летающие блины на Щелчке Масленица-2019 мнение Ученый рассказал, что стоит за «блинным скандалом» на Щелоковском хуторе

Ученый рассказал, что стоит за «блинным скандалом» на Щелоковском хуторе

Нижегородцы, не разобравшись, попытались словить хайп

Скандал с блинами был высосан из пальца, считает ученый

Научный сотрудник Лаборатории теоретической фольклористики Школы актуальных гуманитарных исследований Института общественных наук РАНХиГС при Президенте РФ Дмитрий Доронин высказался о «блинном скандале» на Щелоковском хуторе, где из окна дома кидали блины в толпу. Ученый призвал нижегородцев правильно выбирать площадки для развлечений и не позорить себя ханжеством.

С большим удовольствием, традиционно для себя побывал я в этом году на «Щёлоковской Масленице» в Нижнем Новгороде. Рекламу хуторским праздникам делать излишне — настолько профессионально каждый раз самоорганизуется здесь команда из этнографов, фольклористов, режиссёров, ведущих, исполнителей, исторических реконструкторов и широкого слоя любителей родной нам нижегородской традиции во всём многообразии её локальных вариантов. За долгие годы проводимых праздников (Святки, Масленица, Красная Горка, Троица, Покров и др.) у Щёлоковского хутора сложилась большая аудитория их ценителей, почитателей и фанатов.

Тем печальнее мне было открыть соцсети и увидеть скандал, буквально высосанный из пальца какими-то страждущими хайпа невеждами. Пишут, мол, «время лопат прошло», «нижегородцы возмущены», «швыряли блины людям, как скотине» и всякое такое. Хочется не просто посмотреть в глаза этим вот «возмущённым нижегородцам» (кто это вообще?), но и спросить их: а туда ли вы пришли, друзья?

В Нижнем Новгороде, как известно, Масленица проходит одновременно на нескольких площадках, и на каждой площадке — свой подход, есть из чего, прямо скажем, выбрать. Тут и парк «Швейцария», и парк 1-го Мая, и НГИАМЗ, и Сормовский парк, и другие прекрасные места. Где-то праздник делается, например, больше по-современному, с аниматорами и аттракционами, где-то, например, больше представлена детская программа. Если вы — городской человек, не очень интересующийся деревенскими традициями праздника, — пожалуйста, в вашем распоряжении много хороших городских площадок.

Но вот площадка Щёлоковского хутора, разумеется, это — совсем другое, здесь работают фольклористы и этнографы, здесь собираются ценители этнографии, живой и реконструируемой народной традиции, а не любители чинных променадов, аниматоров или парковых лавочек. Поэтому здесь — и настоящие кулачные бои, и летящие в толпу блины, и штурм снежной крепости, всё по-настоящему!

И только вот не надо, друзья, путать унылые «блины с лопаты» в руках очередного политика со старым масленичным весельем. Политик ищет хайпа, пытаясь использовать, интерпретируя на свой лад, яркие элементы традиционной культуры. Но традиция масленичного разгула, карнавального (не всегда приличного при том) веселья, скоморошьего балагурства — это всё-таки совсем другое.

На русских деревенских праздниках (например, согласно нашим экспедициям, в некоторых деревнях Кулебакского района на юго-западе Нижегородской области) блины летели не только в костёр (ритуальное уничтожение скоромной пищи перед постом), но и в народ, и был в этом, конечно же, и определённый ритуальный смысл, напоминающий по функциям практики потлача и другие обряды с семантикой сверхизобилия. Блины могли оставляться на высоких местах, развешиваться на деревьях.

С детства нас учили: «Не играй с едой! Не кидайся хлебом!» Но здесь, дорогие друзья, — совсем другой случай. Кажущееся хулиганство имело глубокий обрядовый смысл: масленичные обжорства, еда, отдаваемая, швыряемая в пляске карнавала, словно из рога изобилия, направо и налево, всем вокруг (людям, ряженым, птицам, всей природе) — всё это дОлжно происходить в этот день, чтобы обеспечить достаток, плодородие, урожай грядущего года. Во всех этих действиях — старый, ещё дохристианский магический смысл. Отдаваемая или уничтожаемая так (швыряемая в костёр) еда — это и своего рода жертва, и просто часть всеобщего веселья. Позже, в христианское время, всё это стало органичной частью локальных форм вернакулярной традиции «народного православия».

Ритуальное швыряние, подкидывание хлебных продуктов известно и в других календарных праздниках — например, почти как блины, с ритуально-магическими целями кидаются на 9 (22) марта «жаворонки», выпекаемые на «Сороки» (день памяти «Сорока мучеников Севастийских»). До наших дней дошли и ритуальные практики швыряния пасхальных яиц (так, например, согласно народным поверьям, можно остановить пожар деревенского дома). Тему ритуального швыряния/разбрасывания/уничтожения еды можно было бы продолжать и дальше, летящие масленичные блины — вовсе не уникальный случай.

Не нравится вам такое, дорогие друзья, — посещайте другие городские площадки Масленицы или кушайте благовоспитанно блины за домашним столом, но не будьте невеждами, не судите, если не разбираетесь, не позорьте себя ханжеством! Ну, нельзя быть экспертами абсолютно во всём, только потому, что вдруг Вам что-то не нравится, кажется вызывающим или необычным. Ну, сделайте труд разобраться или не портите труд и веселье других людей.

В музее «Щёлоковский хутор» — не просто городские праздники, а прежде всего — фольклорно-этнографические праздники, созданные учёными и любителями традиционной культуры, чтобы мы имели возможность прикоснуться к тому, что уже ушло из городской культуры. И летающие блины, и кулачные бои, и разгульное народное веселье здесь будут всегда.

Если нужно, делайте «унылые праздники по правилам», пожалуйста, у себя дома. А здесь — не «правила», а — живая и реконструируемая традиция. Нижегородцам очень повезло, что у них есть такая уникальная этнографическая площадка, и попытаться её «причесать под мещанские приличия» — позор и преступление!

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления