Александр не собирался покупать машину, а в итоге стал несчастным обладателем авто
Александр не собирался покупать машину, а в итоге стал несчастным обладателем авто


Нижегородец Александр Мартынов заметил в интернете объявление о продаже нового автомобиля LADA X-RAY за 540 000 рублей. Цена такого автомобиля у официального дилера — от 690 000 рублей. Мужчина зашёл на сайт автоцентра «Вега» и увидел, что эту машину можно взять в кредит под 5,9%. Александр не собирался покупать автомобиль, он лишь хотел узнать, одобрят ли ему кредит. Нижегородец оставил заявку и вскоре представители автосалона связались с ним, сообщив, что эта машина есть в наличии и её можно взять в кредит без первоначального взноса.


Менеджеры радушно встретили посетителя, попросили документы для оформления заявки на кредит (паспорт, водительские права и СНИЛС) и сказали поставить подпись на листе с названием «Согласие на обработку персональных данных». Весь лист был исписан мелким шрифтом. Александр пытался прочитать объемный документ, но его все время отвлекали и торопили, чтобы успеть получить ответ от банка по кредиту. Он подписал согласие. 


Александр Мартынов честно предупредил сотрудников автоцентра, что он безработный, но имеет неофициальный заработок, а его кредитная история настолько плоха, что в возможность одобрения кредита он попросту не верит. Несколько часов нижегородца пересылали от одного менеджера к другому, где он заполнял различные «предварительные» анкеты. Ему сообщили, что найден банк, который, скорее всего, одобрит кредит. Затем последовала другая новость — нужной Александру машины нет в наличии, но есть такая же, только в люксовой комплектации и на 40 000 рублей дороже. Автомобилист напомнил, что хочет лишь узнать, одобрят ли ему кредит и потянет ли он ежемесячный взнос. После этих слов менеджеры автоцентра отвели его в отдельную комнату якобы для подписания заявки на кредит. Они постоянно торопили его, поскольку нужный сотрудник собирался уходить и он мог не успеть согласовать кредит! Пока Александр ждал ответа из банка, ему принесли кофе, выпив который, он понял, что что-то изменилось.


Спустя время в комнату зашёл другой сотрудник с кипой бумаг и, не выпуская их из рук, указал, где нужно расписаться. Мартынов хотел прочитать документы, но менеджер грубо указал, что времени нет и надо срочно все подписывать. Он подчеркнул, что если кредит не успеют одобрить и Александр не купит авто, Мартынову предстоит заплатить 60 000 рублей неустойки. Александр опешил и попытался узнать, о какой неустойке идет речь. Менеджер сказал, что соглашение Александр подписал ещё на входе в салон, и теперь ему надо подписать все документы заявки, чтобы получить одобрение на кредит. 


Автомобиль справа, к сожалению Александра, теперь принадлежит ему
Автомобиль справа, к сожалению Александра, теперь принадлежит ему


В подавленном состоянии Александр подписал более 10 листов. Позже в комнату зашли два менеджера и поздравили нижегородца с покупкой автомобиля.


— Какая машина? Какая покупка? — не понял он. 


В папке с бумагами лежал договор купли-продажи автомобиля LADA X-RAY за 1 031 000 рублей и кредитный договор на 866 490 рублей. Нижегородец не знал, что и сказать. А сотрудник автоцентра спокойно протянул ему ключи. Мартынов попытался возмутиться, но менеджеры объяснили, что отказаться от сделки он не может. Александр даже не вспомнил, что приехал в салон на автомобиле жены, что паспорт и документы все ещё находятся у сотрудников автоцентра. Когда он забрал свои документы и вышел на улицу, было уже темно.


Супруга потерпевшего Маргарита рассказала нам некоторые подробности этого случая.


— Машину покупать мой муж не собирался, — отметила нижегородка. — Прежде чем поехать, мы созвонились с автосалоном несколько раз — узнали, что автомобиль 2017 года. Он приехал домой очень поздно. У нас сложная ситуация: умер дедушка, финансовое положение просто ужас. И тут он (муж. — Прим.ред.) заходит радостный и говорит, что купил машину. Я как увидела эти суммы бешеные в договорах… «Жигули» за миллион рублей, а вместе с кредитом — полтора миллиона! Он попросту начал мямлить и никак не объяснил свой поступок. Я по образованию медик, к тому же мы живём с этим человеком давно — я его знаю. Тут же стала спрашивать, пил ли он там хоть что-нибудь. Он признался, что пил кофе — не из автомата, а уже готовый, и воду, потому что провёл в салоне много часов. Ясная картина, что вообще произошло, до него дошла лишь на вторые сутки к вечеру. Он с высшим образованием, работал в банке кредитным специалистом — разобрался в документах и заплакал, прося прощения, поскольку не помнит, как он это сделал.


Мы писали большой материал, посвященный подозрительным автодилерам в Нижнем Новгороде — мы разобрались, как отличить настоящий автосалон от липового.


Случай свёл Мартыновых с другими людьми, которые также пострадали в этом автосалоне. Полную картину восстанавливали по словам каждого потерпевшего, вспомнила Маргарита. Всего известно о семи людях, оказавшихся в такой же проблемной ситуации.


— Не так давно у нас нашёлся ещё один пострадавший. Он сказал «а меня ещё заставляли подписывать бумагу, что всё это происходит без насилия».


На автофоруме NN.ru есть тема, на которой активно обсуждаются похожие случаи обмана — причём речь также об автоцентре «Вега».


Маргарита рассказала нам, что не всех потерпевших чем-то опаивали. Других просто запугивали физической расправой, угрожали и пугали. Люди находились в непонятном состоянии и подписывали всё, что подсовывали под руку.


— Они рассказали нам, что оставляли деньги, которые были на руках, оставляли машины в трейд-ин за маленькие суммы, — поведала женщина. — В автосалоне сотрудники вымогали деньги, тыкая в лицо бумажки, которые люди подписали за неустойку — она где-то 10–20% от стоимости машины! Люди не понимают, как это произошло, а ведь все нормальные. Все изначально приходили за другими машинами, а уезжали на том, что дали.


Жена пострадавшего сообщила, что у них есть фотографии бумаги, на которой много одной и той же подписи.


— Как будто руку набивали, — отметила она. — В банке нам сказали, что есть расписка, мол, он получил первоначальный взнос назад. Хотя муж такой расписки не писал! Кто её написал, мы не в курсе…


Маргарита сказала, что в салоне с ней никто не стал разговаривать — просто посмеялись в лицо.


— 25 октября мы поехали сдать им автомобиль на ответственное хранение, — сообщила Мартынова. — Там встретили двух таких же пострадавших. На нас вызвали наряд полиции — якобы мы мешаем работе автосалона. Мы тоже вызвали полицию, причём на час раньше — но они не приехали, а по вызову салона явились тут же! Сотрудница полиции сказала, что машины остаются под её ответственностью — мы проехали в отдел. Там с нами стали вести самые настоящие торги! Моему супругу тыкали в договор и спрашивали, какая сумма его устроит. В итоге мы ушли ни с чем...


Сейчас пострадавшие коллективно отнесли комплект документов в прокуратуру, где пообещали заняться их делом. Официальный ответ от полиции на заявления потерпевших пока не получен.


Семья Мартыновых, как и другие пострадавшие, надеются добиться справедливости и вернуть машины, проданные им обманным путем
Семья Мартыновых, как и другие пострадавшие, надеются добиться справедливости и вернуть машины, проданные им обманным путем


Мы связались с официальным представителем автомобильного центра «Вега» Александром Александровым. Он рассказал, что в курсе этой ситуации и поведал совершенно иную версию. 


— Я не впервые слышу о подобных способах, когда кого-то заставляют что-то подписать — это очень напоминает случаи, которые были в 1990-х годах, — отметил представитель автоцентра. — Эти люди изложили именно ту информацию, которая ничего общего с нашим автосалоном не имеет. Если вы взрослый человек, то вы не будете что-то покупать, если не хотите. По меньшей мере, нужно чем-то накачать человека. У нас люди подписывают как минимум три документа — на них нет мелкого шрифта. Свои подписи они ставят на всех страницах — договор у нас на 4–5 листах. Покупатели своей рукой пишут документ на пол-листа А4 — о том, что информация до них доведена. Даже если он не читал все бумажки, которые ему давали, то как он своей рукой пишет, что покупает машину, где уже указан ежемесячный платеж? Это его обманули или его рукой написали?


Потерпевшие заявили, что их именно заставили подписать документы на покупку машины: кого-то опоили, кого-то запугали.


— Бред! Если они в этом уверены, то пусть сдадут кровь, — парировал Александров. — Они говорят, что их чем-то накачали. Предположим. Если человек выпивает алкоголь, то его косит, а здесь тем более — они не попали бы на линеечки. Их текст был бы довольно косой, что легко разглядеть.


Официальный представитель автоцентра «Вега» озвучил свою версию такого поведения этих семерых нижегородцев.


— С 2012 года Верховный суд постановил, что если выигрывается дело о защите прав потребителей, то потерпевшему начисляется штраф 50% от суммы, — рассказал Александр. — Тогда возникло понятие «потребительский терроризм». Полагаю, что все эти люди замыслили одно — они надеются выгадать на этом деле. Я в курсе этой ситуации. У них у всех один юрист — они работают коллективом. Если они считают, что их права нарушены, то у меня один вопрос — почему же они не идут в суд?


Эта ситуация не прошла мимо «Центра помощи автомобилистам». Организация встала на сторону потерпевших.


— Люди остались со своими проблемами один на один: их судьба, их кредитное бремя не интересуют ни сотрудников автосалона, ни банки, ни полицию, — отметил руководитель центра Сергей Кузин. — Оспорить в суде законность данных кредитных договоров и сделок купли-продажи автомобилей может быть достаточно проблематично, так как потерпевшие сами подписали все документы, хоть и под действием обмана. Однако, если жертвы автоцентра объединятся и будут действовать коллективно, шанс расторгнуть кабальные сделки и привлечь мошенников к уголовной ответственности есть. 


Эксперт дал простой совет, как уберечь себя при покупке автомобиля. 


— Если вас заставляют подписать непонятный документ, скажите, что хотите сфотографировать его и посоветоваться со своим юристом — в большинстве случаев мошенникам такого ответа будет достаточно для того, чтобы они не захотели больше с вами работать, — рассказал Сергей Кузин. — Если вам дают сделать фотокопию сомнительного документа, отправьте ее «Центр помощи автомобилистам»: мы сможем проверить его на наличие скрытых условий и поможем вам не стать жертвами мошенников. Мы просим нижегородцев обходить этот автосалон стороной.


Мы рассказывали про другую крайне неприятную ситуацию: нижегородец ехал, соблюдая ПДД, но водитель BMW X5 решил иначе. Потерпевший заявил, что тот специально подрезал его. Затем оказалось, что у водителя кроссовера нет ОСАГО, к тому же он отказался возмещать ущерб. Теперь пострадавшему придётся обращаться в суд, чтобы получить деньги на ремонт. Проблема в том, что такая ситуация может произойти с любым добропорядочным водителем.