Новая квитанция придет в следующем году, но избавит ли она от бардака с платежками?
Новая квитанция придет в следующем году, но избавит ли она от бардака с платежками?


Сдаем макулатуру


За первые месяцы 2019 года коммунальный долг россиян перевалил за 564,5 миллиарда рублей, из этой суммы 300 миллиардов задолжали собственники, которые платят за воду, газ, свет и отопление ресурсникам напрямую. Переход на прямые договоры с поставщиками узаконили в прошлом году: жильцы сами решают, отдавать деньги за «коммуналку» своей УК или рассчитываться за всё самим. Плюс от прямых договоров — вы знаете, на что и в каком количестве уходят ваши деньги, минус — вы каждый месяц получаете по несколько платежек.


— Когда стали приходить по несколько квитанций, жители стали оплачивать их избирательно: отопление или электричество — в первую очередь, а услуги управляющей компании — уже потом, — объясняет директор «Лиги ЖКХ» Илья Сотонин.


Бардак с квитанциями стал одной из причин внесения в Госдуму законопроекта о едином платежном документе. Авторы — группа депутатов-единороссов — предложили собрать платежи ресурсникам и обслуживающим организациям воедино. По логике законодателей единый документ заставит собственников платить исправно. Еще один плюс — единый документ сэкономит не только время на платежи, но и стоимость самих квитанций.


Жильцы получают по одной квитанции от каждого поставщика, а вместе с этим — платежки от мошенников
Жильцы получают по одной квитанции от каждого поставщика, а вместе с этим — платежки от мошенников


— Стоимость выпуска одного платежного документа может достигать 10–15 рублей. При этом доставка каждого также составляет 6–8 рублей. В таком случае при получении десяти платежных документов стоимость только выпуска и доставки потребителю за один месяц может достигать 120 рублей, — говорится в пояснительной записке.


Еще один аргумент в пользу единых квитанций — борьба с мошенниками.


— Когда вам приходит десять квитанций, сложно убедиться, какая из них верная, какая — ложная, — рассуждает Илья Осипов, депутат Госдумы и один из авторов законопроекта. — Зачастую люди начинают просто саботировать оплату. Это приводит к тому, что страдают вообще все жильцы дома, страдает бизнес, который не может оказывать качественную услугу, сама система начинает рушиться. Поэтому в глобальном смысле задача одна: добиться оплаты, близкой к 100%, защитить интересы гражданина, сделать, чтобы это было удобно и доступно.


Как будет выглядеть единая квитанция


Закон вводит два новых определения: единый платежный документ (сама квитанция) и расчетный центр (компания, через которую будут проходить начисления). В платежном документе напротив каждой строки появится QR-код с информацией о расчетном счете поставщика. В новую квитанцию планируется включить оплату за все коммунальные услуги, в том числе вывоз мусора, а также за управление, содержание и текущий ремонт дома, взнос за капремонт.


Универсальная квитанция еще не разработана, но уже известно, какие строчки в ней будут
Универсальная квитанция еще не разработана, но уже известно, какие строчки в ней будут


Если с услугами всё понятно, то кто будет играть роль расчетного центра — большой вопрос. Ни в тексте законопроекта, ни в пояснительных документах к нему ничего об этой организации не сказано. Отсутствие информации порождает у участников рынка опасения: если РЦ станет новой федеральной структурой, она, по сути, станет монополистом. И сможет установить за свои услуги такой процент, который значительно повысит итоговую сумму в квитанции.


— За прием платежей всегда платят потребители, вопрос в проценте. Если появится монополия — только один расчетный центр — появится возможность манипуляции, — рассуждает Сотонин. — Другое дело — придумать структуру, которая будет собирать в единый реестр не платежи, а все расчеты и там у себя формировать единую квитанцию. А через кого и как платить — пусть собственники решают сами.


С директором «Лиги ЖКХ» согласен депутат Госдумы Дмитрий Ионин, который не сомневается, что расчетные центры превратятся в монополистов — при этом неважно, на каком уровне они будут организованы: федеральным центром или на местах.


— Единая квитанция — это очень удобно для потребителя, но посмотрите: в Свердловской области, например, есть расчетный центр, который представляет интересы газовиков, есть расчетный центр энергетиков. Если решат, что квитанцию будет выставлять кто-то из них, начнется вечная история: монополисты будут получать весомую часть денег, а остальные предприятия коммунального сектора — копить долги. Есть реальная угроза, что на местах будут договариваться, кто сильнее и влиятельнее, тот и будет собирать платежи. Это может сказаться на стабильности других предприятий, — отмечает депутат. — Пока что механика сбора платежей в законе не прописана. Квитанцию кто-то будет выставлять, определяться это будет на месте, а вот дальше, я думаю, все выстроятся в очередь. Потому что это бизнес достаточно прибыльный и это возможность манипулирования денежными потоками между контрагентами.


Новый расчетный центр будет посредником между жильцами и поставщиками. Но сколько он возьмет за свои услуги — не знают даже те, кто его придумал
Новый расчетный центр будет посредником между жильцами и поставщиками. Но сколько он возьмет за свои услуги — не знают даже те, кто его придумал


Сейчас законопроект обсуждают в профильном комитете думы. Депутатам нужно определиться со статусом расчетных центров, а также с тем, что будет с традиционными квитанциями — желание перейти на прямые договоры никто не отменит, поэтому у собственника должен оставаться выбор, кому и как платить. Закон о едином платежном документе между тем уже получил положительный отзыв Правительства РФ и будет принят депутатами до конца осенней сессии.


А вы как хотите получать квитанции за «коммуналку»?

Авторизируйтесь, чтобы проголосоватьОпрос завершенВы успешно проголосовали! Результаты будут опубликованы по завершении опроса.
  • Одну за всё
  • От каждого поставщика
К сожалению, ваш браузер сильно устарел и не поддерживает технологию голосования


Одним из главных вопросов ЖКХ в уходящем году остается повышение коммунальных тарифов — практика последних лет показывает, что цены на газ, воду, свет и прочие блага человечества будут расти, вопрос лишь в том, сколько раз и на сколько? В 2019 году, напомним, тарифы ЖКУ поднимали дважды: внепланово 1 января и традиционно 1 июля. В среднем по стране стоимость услуг выросла на 4,1 процента. В 2020-м двухэтапного повышения не будет — по крайней мере, ресурсники о ней не просят, а депутаты не планируют поднимать этот вопрос на своих заседаниях. Почему — мы подробно разбирались в этой истории.