Город Юрий Быков: "Мне неинтересно снимать о любви"

Юрий Быков: "Мне неинтересно снимать о любви"

Режиссер "Дурака", "Майора" и "Метода" провел мастер-класс для всех любителей кино

Впервые в Нижнем Новгороде при поддержке киношколы «КиННо-ed.» известный российский режиссер Юрий Быков провел мастер-класс не только для профессионалов, но и для всех любителей кино.

родился в городе Новомичуринске Рязанской области. Отец — шофер, отчим - оператор крано-перегружательной электростанции, мама когда-то работала в КПД, то есть никакой платформы для выбора режиссерской профессии не было. Приход в специальность был достаточно тривиальным. «Я почувствовал, что мне нравится заниматься искусством. Я рисовал, учился в музыкальной школе, печатался в районной газете со стихами и рассказами, - рассказал о своем творческом пути Юрий Быков.

- После окончания школы пошел работать грузчиком и, благополучно проработав 2 недели, понял, что у меня нет ни работы, ни профессии, ни возможности на тот момент поступить в какое-то серьезное учебное заведение. Потом я проработал 2-3 года в местном клубе культуры оператором дискотеки, машинистом сцены и решил поступать в творческий вуз в Москве. Поступал не на режиссера, а на актера. И это моя вечная драма. Выбор между актерством и режиссерством для меня и на сегодняшний день остается проблемой. Я не режиссер в чистом виде. Поехал поступать во ВГИК, Щепкинское училище, Театральный институт имени Щукина. Никуда не поступил. И тут в Новомичуринск приезжает народный артист России Борис Георгиевич Невзоров. И ему меня показали - вот парень, может работать. Он пригласил меня в Москву, и я приехал, поступил на его дочерний курс при ГИТИСе и через полгода сбежал. ВГИК — это единственное место, куда я прошел без конкурса. У них освободилось место, и я перевелся с ГИТИСа во ВГИК на это место и проучился там 4 года.

ВГИК — уникальное место,

пока я учился, там не происходило ничего, с моей точки зрения. Это я подталкиваю вас к тому, что

творчество — это фрилансерство в чистом виде, даже в смысле обучения. Я себя считаю примером самоучки. Это сейчас повсеместное явление. Например, Звягинцев, Кричман, Хлебников, Попогребский и многие другие.

И в 2007-2008 гг я понял, что пора объединить все те навыки, которые у меня были, развить их и попытаться рискнуть. Я поступил к В.Ю.Абдрашитову на режиссерский факультет на первый курс. И у меня был выбор - снять короткометражку, к которой я уже был готов (у меня были накоплены деньги, был написан сценарий, была проведена внутренняя творческая подготовка), или заплатить деньги за обучение во ВГИКе, по крайней мере, за первый курс. И я выбрал снять коротметражку.

Черно-белый "Сын". Нижегородец Арсений Гончуков завоевал главный приз российского кинофестиваля

Короткометражка называется «Начальник»,

она в итоге победила на «Кинотавре». С этого момента и начался мой творческий путь. На «Кинотавре» вторую премию взял человек, который закончил режиссуру у Абдрашитова. Это навело меня на мысль, что каноны - как профессиональные, так и тематические - перестали быть движущей силой искусства современности. Любое ограничение в творчестве влечет за собой создание той системы рамок, которая непозволительна в мире огромного контента, сравнений, возможностей. ВГИК, к сожалению, не сформулировал ещё новую программу. Поэтому ее формулируют другие молодые ребята. Такие как Сигарев, Сегал, Хлебников, Звягинцев. Это те люди, которые не имеют отношения ко ВГИКу.

Именно короткометражки и становятся обычно для молодого режиссера трамплином в большое кино. Если дебют успешен, то тут в дело вступает продюсер, и это уже отдельный разговор. Продюсер привлекает молодой талант, использует свои связи, находит деньги, и в красивых беседах об искусстве создается впечатление, что вот он – твой звездный час, ты наконец-то скажешь свое слово в кино. Однако институт продюсерства в нашей стране — вещь уникально неотработанная и несформированная с точки зрения рентабельности в искусстве. Но мне повезло:

меня взял на дебют продюсер, который сам является режиссером - Алексей Учитель.

Первая картина «Жить»

была написана на случай, если придется снимать за свои деньги. Поэтому она была о двух людях в поле, днем... Заключив союз с Алексеем Учителем, я попал в большое кино. И именно тогда все мои иллюзии о том, что такое кино, прошли серьезную проверку. Дело в том, что кино — это производство. Это деньги. Расставаться с деньгами российскому продюсеру очень тяжело. Все экономится, все режется, все ограничивается. Есть один-единственный человек в нашей стране, который может позволить остановить съемку, сделать паузу и сделать лучше, чем это получается. Это — Андрей Звягинцев. Он заслужил это право, и его продюсер Роднянский знает на что идет.

Авторское кино в России

— это альтруизм режиссера и его компромисс с собственной творческой совестью. Никогда не несите сценарий продюсеру, пока не поймете: как будете это снимать технологически. Вы лично обязаны быть менеджером, производственником и идейным вдохновителем. Как только продюсер получает сценарий и соглашается сотрудничать, вы попадаете в ситуацию, когда все ваши задумки будут только урезаться, только купироваться.

Кино - это творчество или кино — это бизнес?

Если кино — это творчество, то оно не имеет права быть ограниченным. Не получится высокого произведения искусства, если нет ощущения воздуха, пространства, возможности переделать, передумать, остановиться... Поэтому, я считаю,

российское кино — в массе своей несовершенно прежде всего потому, что не может достойно решить главный вопрос о соединении денег и творчества.

И поверьте мне, художник не всегда или практически всегда не отвечает за конечный результат. Я очень недоволен своей картиной «Жить». Недоволен, прежде всего, потому, что она снята в голове совершенно по-другому. Ощущение, что ты мог бы сделать гораздо больше, не покидает меня. Я не могу, к сожалению, нести ответственности за конечный результат. А вот на уровне сценария и задумки, обсуждения с оператором и актерами могу. Хотя мой педагог однажды сказал, что если вы думаете, что могло бы получиться что-то другое, то знайте, что получилось ровно то, что могло получиться в этих обстоятельствах. Это помогает не сойти с ума.

Картина «Жить» была показана на «Кинотавре». Продюсеры, которые хотели со мной работать, когда посмотрели «Начальника», вдруг расхотели со мной работать. Попытка сделать жанровое кино не получилась. Оказалось, что кино — это сегмент. Вы должны понимать для чего вы делаете кино: для фестиваля, для коммерческого проката, для телевизионного показа. Мне казалось, что я сделал кино для всех. Колоссальная юношеская ошибка. Кино для всех не бывает. Потому что не понимать, для какого сегмента ты делаешь кино, нельзя категорически. Например, Завягинцев понимает, что он целится на большой западный фестиваль.

После картины «Жить» в моей жизни наступил следующий этап — приспособление. Это такой момент, когда у тебя есть навыки, тебя знают, ты уже умеешь говорить «стоп-мотор», ругаться с режиссером, рвать на себе волосы. То есть ты недорогой, не спившийся режиссер и тебя можно поставить на достаточно дешевый и относительно не рисковый сериал.

Ирина Малышева
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления