Семья Вассы Железновой: Людмила (Анна Энская), Васса (Ирина Страхова), Наталья (Анна Бледникова), Прохор Борисович (Игорь Авров)
Семья Вассы Железновой: Людмила (Анна Энская), Васса (Ирина Страхова), Наталья (Анна Бледникова), Прохор Борисович (Игорь Авров)


О чем спектакль


О внутрисемейных отношениях. О любви и об ее отсутствии. О воспитании. О переломном моменте в жизни страны — революции. Об уходящем в прошлое купеческом быте, о неизбежном увядании класса. О сильной духом женщине.


Васса Железнова — владелица пароходного бизнеса. Она держит под контролем не только свою компанию, но и семью. В силу обстоятельств, все, что имеет для нее ценность, начинает разрушаться.


Кто есть кто?


В спектакле заняты как опытные артисты, так и молодое поколение ТЮЗа. И если в числе первых все без исключения органичны в своих ролях, то некоторым из тех, кто не так давно пришел в театр, нужно время, чтобы вырасти и наполниться. О нескольких персонажах и актерах — ниже.


Васса Борисовна Железнова — Ирина Страхова. Характер главной героини сложен. Она не деспот в юбке, какой ее иногда интерпретируют, а живой человек, со своими слабостями и желаниями. У нее немало социальных ролей, которые ей непросто совмещать: она купчиха (на сегодняшний манер — бизнесвумен), мать, бабушка. Она чувствует ответственность за все и быстро принимает решения. У нее уверенный и жесткий голос, прямая осанка, ее движения точные и цепкие. В начале истории зритель видит ее на пике силы и могущества. В конце — истощенной и ослабленной. Изменения эти происходят незаметно. Будто по полтона режиссер вместе с актрисой спускается вниз по октаве.


Брат Вассы Прохор Борисович Храпов — Игорь Авров. Этого персонажа характеризуют животная сила и страсть, лицемерие и распутство, жизнелюбие и эмоциональность. Артист исполняет роль с драйвом, с наслаждением, и при этом не переходит границ: безмерность героя очерчена рисунком его характера.


Муж Вассы Сергей Петрович Железнов — народный артист РФ Леонид Ремнев. Появляется в одном эпизоде, но запоминается экспрессивным существованием. К супруге он испытывает разноцветные чувства: это и обида, и злость, и негодование, и недоверие, и доверие, и уважение. У него рельефный характер, и физические действия артиста и жизнь его психики также выразительны.


Васса и ее муж Сергей Железнов (народный артист РФ Леонид Ремнев)
Васса и ее муж Сергей Железнов (народный артист РФ Леонид Ремнев)


Секретарша Анна — Надежда Афанасьичева. Лицемерие, сыгранное элегантно и со вкусом. Артистка органична, а характер ее персонажа выдержан, как хорошее вино.


Дочь Вассы Наталья — Анна Бледникова. Очередная удачная роль молодой актрисы ТЮЗа. Героиня — кровь с молоком, жаждущая любви девушка. Но чье внимание ей в первую очередь нужно? Мужчины или матери? Она говорит, что причина недопонимания ее с Вассой в том, что они похожи. И в манере поведения обеих можно рассмотреть сходные черты. Однако Наталья — все-таки ребенок, не теряющий надежды быть обласканной матерью.


Дочь Вассы Людмила — Анна Энская. По сюжету пьесы 16-летняя героиня — не от мира сего. Блаженная. Добрая. Что на уме — то на языке. Режиссер заостряет этот образ. Он дополняет его нюансами: может показаться, что Люда — избалованное дитя, невнимательное к другим и даже к матери, которую любит, зацикленное на себе и своих желаниях.


Васса и Людмила
Васса и Людмила


Сноха Рашель — Дарья Андреева. Стоит особняком среди других родственников Железновой. Они разной крови. У нее другие взгляды, своя философия и позиция. Она не принимает традиций этой семьи и по-другому строит отношения с людьми. Ей не кажутся забавными выходки Прохора Борисовича, и она не собирается соглашаться с хозяйкой дома.


Горничная Лиза — Анастасия Волох. Появляется только в первом действии. Эту роль можно назвать эпизодической, но нельзя назвать проходящей. Суть героини передана точно: ее чувства, желания, жизнь съежились до размеров спичечного коробка. Она боится все и вся, и не видит просвета в своем существовании.


Внимание деталям


Текст Максима Горького можно читать и интерпретировать по-разному. Илья Ротенберг создает режиссерский сценарий, благодаря которому история начинает обретать новые оттенки. Он уделяет внимание психологии персонажей, их внутренней жизни и ее внешнему проявлению. Каждый взгляд, мимическое действие, жест характеризуют и их самих, и их отношение к остальным героям. Появляясь в комнате, они живо реагируют кожей на атмосферу, на слова и импульсы окружающих: они оценивают их и, исходя из этого, поступают тем или иным образом.


Часто режиссер передает конфликты между персонажами с помощью мизансцен. Например, конфликт между Вассой и Рашель в том числе выражается в их положении относительно друг друга во время разговоров. Практически всегда их тела и лица либо перпендикулярны друг другу, либо параллельны, и они друг на друга не смотрят. Эти отношения запечатлены в геометрии наверняка потому, что их разногласия разрешить невозможно.


В постановке используется видеоинсталляция, которая транслируется на стенах комнаты в доме Вассы. Начинается она вступительными титрами. Затем некоторые эпизоды, происходящие в сценическом пространстве, параллельно выводятся на стены. Зритель рассматривает жизнь характеров почти под микроскопом. Артистам не скрыться, не соврать. Этот ход позволяет еще больше проникнуться психологией героев, их физическим и эмоциональным самочувствием. Васса Борисовна практически перед смертью, растрепанная и уставшая, дышит трудно, прерывисто. И публика видит ее в таком состоянии на большом экране.


Эпизоды, связанные со смертью Вассы, в спектакле длятся в реальном времени. Минуты поиска Анной денег после обнаружения тела хозяйки и реакция на трагедию всех жителей дома сильны по эмоциональному накалу. Зритель не видит полностью тела главной героини: из-за двери видны только ноги в сапогах. И эта небольшая деталь вкупе с подробными действиями персонажей создает устрашающую, замогильную атмосферу. Присутствие смерти чувствуется отчетливо, и от того икры ног наливаются тяжестью и потеют руки. Это действительно потрясает. Заканчивается спектакль магически. Каким образом? Узнаете, сходив на него.


Эффектный финал
Эффектный финал


Если говорить о декорациях спектакля, они не только функциональны, но и метафоричны. Например, самовар, стоящий на стеллаже прямо по центру, являет собой символ купечества, некий кубок, достояние.


Слово режиссеру


— Сама пьеса очень непростая, жесткая, болевая, — говорит о своем выборе Илья Ротенберг. — Очень не хочется, чтобы получился отвлеченный спектакль или история про прошлый век от великого автора. Хотелось бы, чтобы наш спектакль был близок зрителю, который, глядя на сцену, не думал бы — классика это или нет, а чтобы смотрел эту историю как реально происходящую здесь и сейчас. Какие-то художественные элементы в спектакле будут хрестоматийными — классические интерьеры, костюмы, мебель, а способ повествования — современный, с использованием необычной видеоинсталляции.


Кому нельзя пропустить


Никому.


Вновь на сцене


В следующий раз спектакль «Васса» можно будет увидеть 21 сентября.


На прошлой неделе в нижегородском театре драмы состоялась премьера спектакля по пьесе «Без вины виноватые» (16+) Александра Островского. Автор постановки — столичный режиссер Кирилл Вытоптов, создающий постановки на сцене «Современника».