Страна и мир Поездами по памятникам

Поездами по памятникам

В Нижнем Новгороде презентовали проект высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва – Казань – Екатеринбург с предварительной оценкой воздействия на окружающую среду. В нынешнем варианте высокоскоростные поезда будут пролетать по памятникам природы.

Через Нижний или покороче

В проекте, опубликованном на сайте заказчика (ОАО «Скоростные магистрали», входящего в структуру ОАО «РЖД»), представлены два варианта прохождения высокоскоростной трассы по территории Нижегородской области.

Согласно первому варианту (на схеме обозначен красной линией), магистраль будет пролегать на территории Володарского, Богородского, Кстовского, Лысковского, Спасского и Воротынского районов и, соответственно, Дзержинска и Нижнего Новгорода. Этот вариант считается предпочтительным и предусматривает строительство двух железнодорожных станций в Нижнем Новгороде (на Московском вокзале и в районе аэропорта «Стригино») и одной – в Дзержинске.

Согласно второму варианту (на схеме обозначен зеленой линией), ВСМ будет построена в Павловском, Богородском, Лысковском, Спасском и Воротынском районе, севернее Богородска и южнее Нижнего Новгорода, с которым она будет соединена железнодорожной веткой. В таком случае длина магистрали, по предварительным подсчетам, составит около 208, 4 км, что почти на 18 км меньше длины трассы в первом варианте.

Сэкономить на ущербе

Разница в сумме ущерба экологии региона составляет миллионы рублей – в зависимости от выбранного варианта (важным фактором является как раз длина трассы). Однако в настоящее время оба проекта нарушают действующее законодательство, поскольку ими предусматривается строительство железной дороги на территории памятников природы регионального значения.

В первом случае железная дорога пройдет по памятникам природы «Болото Шава» (Кстовский район), «Железнодорожные дачи» (Нижний Новгород, Канавинский район), «Болото Пырское с озером Пырским» (Володарский район), а также «Пойма реки Урги между селами Покров-Майдан и Антоново» (Спасский район). Во втором случае ветка будет проложена по «Болоту Шава», пойме реки Урги и вблизи границы Тумботинкого заказника (Павловский район).

Кроме того, в коридоре прохождения ВСМ-2 находится около 490 объектов археологического наследия. Магистраль может пересекать ещё не выявленные памятники. Целенаправленные исследования в этой области ещё не проводились, сообщили разработчики проекта.

Великое переселение и новый шум

Снижения шума в процессе эксплуатации ВСМ планируется достичь за счет установки шумозащитных объектов (зданий, заборов) и специальных акустических экранов. Воздействие электромагнитного поля и излучений эксперты, составлявшие проект, охарактеризовали как «несущественное». При строительстве железной дороги по первому варианту будет затронуто меньшее количество населенных пунктов.

Одной из проблем, связанных со строительством ВСМ, является, очевидно, процедура изъятия земель, снос жилья и переселение людей из мест, где планируется строительство трассы. Вопрос о порядке изъятия, выкупа имущества людей и компенсаций за переезд ещё не решен. Хотя, скорее всего, будет создана упрощенная схема «освобождения» территорий под строительство, как это делалось в Сочи.

По информации местных СМИ, на общественных слушаниях присутствовало около 100 человек, и проект они одобрили. На вопросы, возникшие у

представителей районных администраций, авторы презентации отвечали не очень конкретно. Нижегородцев заверили, что когда речь зайдет о сносе того или иного дома, будут проводиться общественные слушания, а изъятие земель будет производиться «в соответствии с законодательством».

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Асхат Каюмов, руководитель экологического центра «Дронт»:

«В настоящее время документация, связанная со строительством высокоскоростной магистрали, находится в стадии предпроектной разработки. Авторам одобрили дальнейшее проектирование с условием, что будут устранены все нарушения действующего законодательства.

То, что трасса пересекает природоохранные территории, незаконно: их нужно будет «обойти». Насколько мне известно, уже придумали, как не пересекать Пыру, Болото Шава, но пока не знают, что делать с памятником «Железнодорожные дачи».

У меня были замечания по памятникам, по животному и растительному миру. К примеру, по животному миру ущерб подсчитан только по охотничьим таксам, но не по редким и другим видам, а также без учета их миграции. Очень абстрактно подсчитан ущерб растительному миру, поскольку не проводилось полевых, реальных исследований.

Кроме того, проектом предусматривается складирование отходов, а в области нормальных полигонов промотходов нет. Значит, нужно продумать, как они будут вывозиться, какие для этого потребуются затраты.

Посмотрим через год, что будет сделано. К концу 2014-го нужно выйти на реальные цифры»

В ДЕТАЛЯХ

По информации ОАО «РЖД», схема финансирования проекта высокоскоростной железнодорожной магистрали «Москва – Казань» предусматривает привлечение 649 млрд. руб. государственных средств (из них150 млрд. руб. - средства Фонда национального благосостояния, 81 млрд. руб. — бюджетный грант, 139 — млрд. руб.- средства в виде облигационных займов и предполагаемых средств пенсионных накоплений на срок 30 лет) и 288 млрд. руб. частных инвестиций.

В ТЕМУ

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления