Для российских автолюбителей понятие «дорога» уже давно и прочно ассоциируется с понятием «беда». Однако есть страны, которые не просто содержат свои дороги в отличном состоянии, но и превращают их в достопримечательности. Речь – о музыкальных дорогах, которые «исполняют» музыку.
На сегодняшний день подобные дороги есть в четырех странах: Дании, Японии, Южной Корее, США. Звук на музыкальных участках появляется при контакте автомобильных шин со специальными выступами или впадинками, нанесенными на дорожное покрытие. Для лучшего аудиоэффекта, как правило, вдоль трассы устанановлены специальные знаки, указывающие рекомендованную скорость езды.
Первая музыкальная дорога – Asphaltophone – была создана в Дании в октябре 1995 года. Авторы проекта - художники Стин Краруп Дженсен (Steen Krarup Jensen) и Джейкоб Фрейд-Магнуса (Jakob Freud-Magnus). Мелодия образуется за счет выступов разной формы, расположенных с определенным интервалом.
В Японии первая Melody Road появилась в 2007 году. Шинзуо Шинода (Shizuo Shinoda), работая на бульдозере, нанес царапины на покрытие дороги. Это натолкнуло его на мысль, что можно создавать различные мелодии в зависимости от глубины и расстояния между канавками. В дальнейшем Национальный институт промышленных исследований Хоккайдо использовал изыскания Шиноды, чтобы создать три Melody Road. Каждая из них имеет длину примерно 250 м. Ширина между канавками колеблется от 5,3 до 10,6 см. Высота звуков меняется в зависимости от расстояния между ними: чем ближе расстояние между канавками, тем выше будет тон звука. А длина канавок регулирует ритм мелодии дороги. Сконструированы музыкальные дороги таким образом, чтобы мелодии звучали разборчиво только тогда, когда машина едет с определенной скоростью. Сделано это для того, чтобы у водителей был стимул соблюдать скоростные ограничения на трассах.
В Южной Корее подобная трасса была создана не для привлечения туристов, а для того, чтобы автомобилисты оставались бодрыми во время поездок. Ведь большая часть аварий в Южной Корее связана именно с невнимательностью или сном водителей за рулем.
В США музыкальная дорога была построена в 2008 году. Civic Musical Road имеет длину 400 метров и располагается в Ланкастере, штат Калифорния. Она «проигрывает» окончание увертюры к опере Джоаккино Россини «Вильгельм Телль».
А как у нас?
На трассе в районе деревни Федяково есть шумовая полоса, смонтированная с той же целью, что музыкальные дороги в Южной Корее, – предотвращать ДТП. А вообще в Нижегородском регионе, учитывая количество ям на дорогах, самое доступное «развлечение» для водителей – возможность «ловить ритм большого города». Главное при этом – суметь справиться с управлением авто, не «улететь» на обочину, уворачиваясь от выбоин. А вот если доведется проехать яму, заполненную водой, не повредив при этом генератор – радоваться своей удаче.