С 23 по 25 сентября в Нижнем Новгороде проходит конференция «Цифровая индустрия промышленности России». Здесь свои проекты представляют крупные российские компании. Свое инновационное решение презентовал и Горьковский автомобильный завод — предсерийные образцы первого российского коммерческого электромобиля GAZelle e—NN.
Электромобиль — это автомобиль, который приводится в движение не с помощью двигателя внутреннего сгорания (ДВС), а с помощью электродвигателя с питанием от независимого источника электроэнергии.
Батарейка вместо двигателя
ГАЗ показал на конференции три модификации новой модели:
— представительский микроавтобус;
— маршрутный микроавтобус;
— грузопассажирский фургон-комби.
Это уже не опытные образцы, а предсерийная партия, собранная на конвейере автозавода. Их можно использовать в тех же целях, что и стандартные «Газели»: для грузоперевозок и пассажирского транспорта.
— Электромобиль — абсолютно чистый вид транспорта. Сейчас наблюдается мировая тенденция ухода от обычных автомобилей, и по общим прогнозам к 2030 году объем выпускаемой продукции электромобилей в мире достигнет 25–30%. Так что наш проект соответствует перспективным требованиям автомобилестроения и увеличит конкурентоспособность ГАЗа на мировых рынках, — рассказал конструктор Объединенного инженерного центра «Группы ГАЗ» Алексей Тарасов.
Дешевле в использовании
Как и в случае с любой новой технологией, электрические компоненты стоят пока довольно дорого. Однако по мере увеличения объёмов выпуска цена будет снижаться. Зато в эксплуатации электромобили намного дешевле. Например, батарея электрической «Газели» позволяет проехать 120 км, потратив всего 40 кВт при стоимости 1 кВт в 5 рублей.
Техническое обслуживание также дешевле. По подсчётам специалистов, стоимость его будет почти в два раза ниже, так как нет необходимости обслуживать двигатель и многие привычные элементы трансмиссии, например, коробки передач. Кроме того, у электромобиля есть функция рекуперации: при торможении энергия не тратится, а накапливается и потом используется для движения.
Заряжается, как телефон
Конструкция GAZelle e-NN допускает три вида подзарядки:
1. Быструю, от специальной зарядной станции (30 мин);
2. Среднюю, от промышленной электросети напряжением 380 В (3 часа);
3. Медленную, от обычной бытовой сети 220 В (6 часов).
— В России еще нет достаточной инфраструктуры для электромобилей, поэтому у наших моделей есть несколько вариантов подзарядки. Но мы сейчас работаем с разными производителями зарядных станций, чтобы предлагать пользователям комплексное решение, — подчеркнул Алексей Тарасов.
Разъем для зарядного провода располагается на капоте электромобиля под логотипом ГАЗа. На комбинации приборов есть экран, который показывает запас энергии в процентах и километрах.
Нижний Новгород — флагман новых технологий
Горьковский автомобильный завод ведет подготовку к запуску серийного производства электромобилей. Управляющий директор ГАЗа Андрей Софонов рассказал о планах:
— С 2018 года «Группа ГАЗ» выпускает большие городские электробусы. Сегодня мы готовимся к запуску в производство лёгких коммерческих электромобилей. Машины, которые представлены на форуме, уже скоро отправятся в опытную эксплуатацию. Наши дальнейшие планы — запуск электробусов малого класса на базе автобуса «Вектор NEXT», а затем — среднетоннажных грузовиков. Отрадно, что очень интересный цифровой форум происходит в нашем городе. Мы показали свои наработки и познакомились с опытом других российских компаний в сфере цифровизации и автоматизации, — отметил Андрей Софонов.
Губернатор Нижегородской области Глеб Никитин подчеркнул важность направлений развития электромобилей:
— Постепенная электрификация транспорта является сегодня одним из основных направлений развития глобальной автомобильной отрасли. Для России крайне важно быть в числе участников этого процесса, осваивать технологии и компетенции, которые будут определять развитие отрасли в течение ближайших десятилетий. Приятно, что именно Нижегородская область благодаря работе «Группы ГАЗ» становится одним из флагманов этого движения в нашей стране.
Полная масса автомобиля — 4,6 т, грузоподъемность — до 2,5 т (бортовые модификации). Электродвигатель — синхронный на постоянных магнитах, пиковая мощность — 100 кВт, максимальный крутящий момент — 310 Н·м. Энергоемкость аккумуляторных батарей — 48 кВт*ч. Максимальная скорость — 100 км/ч, а запас хода на одной зарядке — 120 км. По желанию заказчика запас хода может быть увеличен до 200 км за счет установки дополнительных батарей. Предусмотрена возможность быстрой зарядки до 80% емкости за 30 минут.