В редакцию NN.RU обратилась курсант одной из нижегородских автошкол по имени Екатерина. Она пожаловалась, что после сдачи внутренних экзаменов она не может пройти испытания в экзаменационном отделе ГИБДД. По ее словам, очередь растягивается на несколько месяцев, аналогичная ситуация и у ее однокурсников. Корреспондент NN.RU Егор Герасимов выяснил, из-за чего процедура растягивается на столь долгий срок.
Как девушка рассказала корреспонденту NN.RU, сдать внутренний экзамен у нее получилось еще в конце июля, а вот экзамен в ГИБДД ей назначили только на середину осени. В это время девушке придется брать отдельные занятия с инструктором, чтобы не потерять навыки и адаптироваться к осенним дорогам, естественно, за дополнительную плату. Это также увеличит нагрузку на инструкторов, ведь поток новых курсантов не останавливается.
Что говорят в автошколах?
Заместитель директора другой нижегородской автошколы рассказала корреспонденту, что эта ситуация наблюдается во многих городах. По ее мнению, причины две: нехватка кадров в ГИБДД и последние изменения регламента, проведенные минувшей весной. Дело в том, что на сдачу экзамена сейчас отводится по 30–40 минут на каждого курсанта — против 20 ранее. Соответственно, пропускная способность экзаменаторов сократилась в два раза, а их самих больше не стало.
— В этой ситуации вины автошкол нет. По крайней мере, у нас все документы оформляются вовремя. А вот сколько временных промежутков на экзамены нам дают в ГИБДД — уже их зона ответственности.
Женщина отмечает, что в их автошколе такая ситуация сложилась с теми, кто сдает экзамены повторно. Те, кто пытаются сделать это впервые, направляются в ГИБДД в нормальные сроки.
При этом курсантов не стало больше или меньше. Поток примерно равен тому, который был до появления проблемы. Процент сдачи с первого раза зависит от разных факторов, но примерно равен половине от общего числа претендентов на получение удостоверений.
Позиция ГИБДД
С мнением автошкол не согласны в нижегородском управлении ГИБДД. Они также ссылаются на изменения в регламенте, проблему признают, но не считают себя виноватыми в сложившейся ситуации.
— Главным нововведением [в регламенте] стал отказ от одного из этапов экзамена, а именно проверки первоначальных навыков водителя, который называют закрытой площадкой или автодромом. Выполнение упражнений проверяется сотрудником Госавтоинспекции в условиях города. К сожалению, не все образовательные организации, осуществляющие подготовку водителей транспортных средств, учли данные изменения при обучении вождению курсантов. Многие прошедшие обучение в автошколах кандидаты в водители, имея низкий уровень подготовки, просто не могут сдать практический этап экзамена.
В ГИБДД отмечают, что качество подготовки водителей вызывает необходимость проводить повторные экзамены. Это требует дополнительного времени работы сотрудников. Кроме того, в ведомстве утверждают, что, несмотря на складывающуюся ситуацию, требования Постановления правительства от 24 октября 2014 г. № 1097 «О допуске к управлению транспортными средствами» в части сроков назначения повторных экзаменов не нарушаются.
Также было принято решение о выделении дополнительного дня для приема практического этапа экзамена. Еженедельно, по понедельникам, сотрудниками экзаменационного отделения МРЭО ГИБДД ГУ МВД России по Нижегородской области осуществляется прием экзаменов у кандидатов в водители, не сдавших его с первого раза. По желанию кандидата транспортное средство может быть предоставлено как автошколой, в которой он проходил обучение, так и экзаменационным подразделением.
Как по закону?
Всё в том же регламенте, вступившем в силу 1 апреля этого года, про первичный экзамен говорится следующее:
— Срок предоставления государственной услуги со дня приема к рассмотрению документов, необходимых для предоставления государственной услуги, независимо от способа подачи заявления, до выдачи водительского удостоверения при условии последовательного и успешного выполнения заявителем всех процедур, установленных административным регламентом, не должен превышать в случае выдачи российского национального водительского удостоверения на право управления транспортными средствами категорий «B», «C», «D», «BE», «CE» и «DE» и подкатегорий «C1», «D1», «C1E» и «D1E» — 30 рабочих дней.
Что касается повторных экзаменов, то для кандидата в водители, не сдавшего теоретический экзамен, назначается повторный теоретический экзамен, который проводится не ранее чем через семь и не позднее 30 календарных дней со дня проведения предыдущего несданного теоретического экзамена, а для кандидата в водители, не сдавшего теоретический экзамен с третьей и последующих попыток, — не ранее чем через один и не позднее трех месяцев со дня проведения предыдущего несданного теоретического экзамена.
Для кандидата в водители, не сдавшего практический экзамен, назначается повторный практический экзамен, который проводится не ранее чем через семь и не позднее 60 календарных дней со дня проведения предыдущего несданного практического экзамена, а для кандидата в водители, не сдавшего практический экзамен с третьей и последующих попыток, — не ранее чем через один и не позднее трех месяцев со дня проведения предыдущего несданного практического экзамена.
Таким образом, срок от подачи документов до получения водительских прав при сдаче экзамена с первого раза не должен превышать 30 дней. Пересдачи для заваливших испытания назначаются не ранее чем через семь дней, но не позднее чем через 30. Если не сдать с трех попыток, пересдачу придется ждать от месяца до трех.
Свои опасения российские автошколы начали высказывать еще раньше, чем регламент вступил в силу. Принимали его тяжело, а сам текст до последнего держали в секрете. Курсанты и автошколы старались успеть сдать экзамен до введения новых норм.