Автомобиль в последнее время снова возвращается к статусу предмета роскоши — после того, как многие мировые автоконцерны прекратили поставки машин в Россию и приостановили заводы, а заодно и перестали поставлять запчасти. Цены на новые автомобили выросли в разы — причем это касается не только иномарок, но и отечественных машин. Значит, придется «донашивать» старое? Но как, если и с запчастями тоже возникли проблемы? Мы поговорили с нижегородскими продавцами автозапчастей о том, что сейчас творится на рынке.
Цена может поменяться в любой момент
Беглый взгляд на интернет-магазины автозапчастей подтверждает гипотезу — цены взлетели и ого-го как. К примеру, оригинальный компрессор кондиционера для старенького Hyundai Getz еще несколько месяцев назад можно было купить примерно за 50 тысяч рублей. Сейчас магазины автозапчастей предлагают варианты от 74 до 110 тысяч. Китайскую копию или восстановленный компрессор можно купить за 27–63 тысячи рублей, в зависимости от производителя.
— Цены на масло выросли в два раза, некоторые позиции возросли до 300%. Насчет поставок пока непонятно, все распродают свои остатки, но поставок в ближайшее время не ожидается, поэтому и ценник сейчас растет. На месяц-два запасов хватит, дальше будем смотреть, — поделился с NN.RU наблюдениями независимый продавец автозапчастей Евгений Маслов.
Он также добавил, что запчасти сейчас мало кто рискует заказывать издалека.
— Цена может поменяться в любой момент, поэтому все ориентируются на то, что есть в наличии. Если доставить обещают через 3–4 дня — тут вероятность, что всё сложится, уже не так высока, — подчеркнул Евгений Маслов. — Пока никто не может сказать, что будет дальше. Прорабатываются вопросы поставок через Казахстан, но там тоже есть свои сложности с логистикой, таможней.
— У нас цены на запчасти за последний месяц выросли в среднем на 50% и больше. Проблемы с поставками, конечно, уже чувствуем — импортных предложений почти нет, отечественные производители думают над ценами и тоже отгружают товар нестабильно. В начале спецоперации на Украине спрос на запчасти резко вырос, но в последнее время он уже пошел на спад, — рассказали NN.RU в нижегородской сети магазинов автозапчастей «Командир».
В магазине IXORA нам отказались комментировать ситуацию, сославшись на отсутствие специалиста по связям с общественностью. Однако на сайте размещено объявление для покупателей, предупреждающее об отсутствии гарантий поставок:
— Уважаемые покупатели! В связи с нестабильной ситуацией на валютном рынке, постоянным обновлением ценовой политики наших поставщиков и блокировкой поставок, обусловленной введенными санкциями, мы не можем 100% гарантировать поставку заказанных вами товаров с транзитных складов. Мы предпринимаем все зависящие от нас меры для выполнения условий договора. Но, к сожалению, мы не всегда можем повлиять на ситуацию. Заранее приносим извинения за причиненные неудобства, надеемся на стабилизацию торгового рынка и дальнейшее сотрудничество.
Что будет дальше?
В Министерстве промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области NN.RU сообщили, что региональный УФАС осуществляет контроль по недопущению необоснованного роста цен на запчасти и принятие соответствующих мер. Ведомство уже запустило горячую линию на своем сайте — там граждане могут оставить письменное обращение и сообщить о том, где, на какой товар и на сколько выросла цена (это касается не только запчастей, но и вообще любых товаров).
— Что же касается риска дефицита, то, по словам министра торговли и промышленности Российской Федерации Дениса Мантурова, российская сторона сейчас ведет диалог со всеми автопроизводителями и иностранными брендами. С некоторыми из них у России есть четкое понимание, что они останутся на российском рынке и сохранят производственные мощности и поставки комплектующих. Глава Минпромторга также выразил надежду, что сторонам удастся прийти к общему решению до конца марта — начала апреля, — отметили в региональном Минпромторге.
Между тем некоторые продавцы считают, что рост цен сейчас вряд ли получится остановить — ведь даже если наладить поставки через какие-то третьи страны, перекупщики в любом случае будут хотеть поиметь с этого какую-то свою выгоду.
— Покупатели всё активнее смотрят в сторону авторазборок и б/у запчастей. Ведь многие износившиеся детали можно восстановить и пользоваться ими дальше. В последние годы «в гаражах» чинили в основном старые и недорогие автомобили — теперь, думаю, и владельцы машин подороже тоже опробуют такую практику. Хотя, конечно, может возникнуть встречная проблема — цены на ремонт-то явно тоже будут расти, — считает продавец автозапчастей Андрей Д.
Напомним, ранее мы публиковали материал о том, сколько стоит этой весной переобуть автомобиль в Нижнем Новгороде. Цены на шины сильно выросли — комплект автопокрышек для легковушки обойдется в сумму около 30–40 тысяч рублей, а на внедорожник можно потратить и сотню тысяч.
Что еще почитать по автотеме: