Почти 10 лет назад 20-летний парень, профессиональный спортсмен, заметил, что ему сложно найти подходящее спортивное питание для своих нужд. Так появилась мысль открыть собственную точку. Сегодня в сети Muscle Bar семь офлайн-магазинов и интернет-площадка.
В очередном выпуске «Маленького, но гордого бизнеса» NN.RU рассказывает историю предпринимателя, спортсмена и «Мистера Нижний Новгород» Павла Степанова.
Спортивное детство
Павел с детства профессионально занимался плаванием, стал мастером спорта и призером чемпионата мира по плаванию. Он постоянно сталкивался с тем, что необходимое для спортсмена спортивное питание трудно отыскать: то ассортимент недостаточный, то качество хромает. Из этой потребности и родилась идея открыть собственный магазин.
«Я понял, что нет такого магазина, который обеспечил бы меня спортивным питанием в полной мере. Нужда толкнула в это дело. Так появился Muscle Bar»
Вскоре стало понятно, что спортивное питание пригодится не только профессионалам в мире спорта, но и просто тем, кто ведет здоровый образ жизни, занимается фитнесом и т. д.
— Наши клиенты — на самом деле все люди. Жизнь очень быстротечная: кто-то ведет активный образ жизни в текущий момент, кто-то не ведет. Но через какое-то время даже человек, который никогда не занимался спортом, может решить улучшить свою физическую форму, улучшить состояние тела и в принципе заняться своим здоровьем. Мы открыты для всех, — объясняет предприниматель.
«Почему Muscle Bar? Всю жизнь мечтал о своем заведении общепита»
Muscle Bar — не первый опыт Павла Степанова в предпринимательстве. До сети магазинов он уже пробовал заработать, перепродавая фотоаппараты с EBay, и даже владел собственной кофейней. Но дело не пошло, и заведение пришлось закрыть. Отвечая на вопрос об оригинальном названии сети спортпита, он вспоминает, как креативил с вариантами бренда.
— У меня математический склад ума, и вообще я люблю таблички. Я выписал все слова, которые у меня ассоциировались со спортом, в столбик, — получилось 18 листков. Затем к каждому слову добавлял новые, которые могут с ним сочетаться. Так, путем проб и ошибок выбрал название. Я всю жизнь мечтал и мечтаю до сих пор открыть что-то, связанное с общепитом. Одна попытка уже была — кофейню я закрыл. В кофейне была большая барная стойка. Потому и такое название, — признается Павел.
Вложения
Вложения в открытие первой торговой точки были небольшими, тем более скромными они кажутся по нынешним временам. Обошлось без кредитов: все вложенное — исключительно личные сбережения.
— Знание английского помогало мне покупать и перепродавать технику с EBay, еще я тренировал детей. Деньги понемногу откладывал, и какие-то собственные сбережения были. В первый магазин вложил немного: 250 тыс. рублей — в покупку товара, около 100 тыс. рублей — в витрины, торговое оборудование, освещение и где-то около 50 тыс. — средства на зарплату. В первом магазине работали я, мой партнер и наемный сотрудник, — поделился предприниматель.
От островков в ТЦ к полноценным торговым точкам
Чтобы пройти путь от одной точки до 11 магазинов, понадобилось всего-навсего 4–5 лет. Тогда Muscle Bar выглядели как небольшие островки в торговых центрах. Предпринимателю стало очевидно, что для дальнейшего роста нужны полноценные магазины.
— Спустя четыре года я понял, что мы разрослись до небольших магазинчиков, примерно 11 магазинов было, но они уже не работали как таковые, и мы приняли решение открывать полноценные магазины. Они позволили расти дальше. Только такой формат магазина позволил нам развиваться дальше. С этого момента начался планомерный последовательный рост, — сообщает Павел Степанов.
Демпинг и «самоубийство рынка»
По его мнению, одним из самых сложных для компании был 2014 г., когда произошел кризис. Кроме того, в том году почему-то большинство желающих стать предпринимателями захотели попробовать себя именно в сфере спортивного питания.
— Рынок спортивного питания был перенасыщен. Все, кому хотелось заняться бизнесом, почему-то решили пойти именно в этот сегмент. Отсутствие грамотности у людей привело к демпингу, — считает Павел.— Рынок начал умирать. Произошло такое «самоубийство рынка» изнутри. Люди, которые хотели в этой сфере развиваться, имели только один инструмент конкуренции — демпинг.
В то же время за качество, тем более в такой сложной сфере, как биодобавки и спортивное питание, — все-таки нужно платить.
Второй важной проблемой начинающих бизнесменов Павел называет персонал. Это — один из важнейших факторов именно в этом виде бизнеса.
— Ассортимент спортивного питания очень схож с ассортиментом аптек. И по большому счету мы продаем БАДы, и сотрудник магазина — это не продавец, он консультант в первую очередь. И он должен иметь очень высокий уровень знаний, уметь продавать. Это не просто продавец в магазине одежды, которого можно всему обучить, — отмечает Павел.
Блогерство и титул «Мистер Нижний Новгород»
Кроме бизнеса он также активно развивает свой аккаунт в инстаграм. В нем Павел делится мыслями о развитии сети магазинов спортивного питания и пишет о бизнесе в целом. На страницу предпринимателя подписаны 25,6 тыс. пользователей. А в 2018 г. Павел стал победителем конкурса «Мистер Нижний Новгород».
«Наверное, я не могу себя назвать блогером. Я просто бизнесмен, лидер мнений. В своем аккаунте в инстаграм я рассказываю о том, как я веду свои дела»
— Это ни в коем случае не блогерство, а именно рассказ бизнесмена о том, как он ведет свою деятельность в текущих условиях. Это работа на личный бренд. Мое главное детище — Muscle Bar, — поясняет он.
О работе во время пандемии
— С началом пандемии нашей первостепенной задачей стало продолжение деятельности. Мы этого добились. Это позволило не вникать в серьезную оптимизацию. Сейчас из семи точек работают пять. Так, в фитнес-центре и на фуд-корте пока нет возможности открыться, — объяснил Павел.
С началом ограничений и последующим ажиотажем в продуктовых магазинах ассортимент Muscle Bar пополнили товары первой необходимости:
— Был такой момент, что мы ввели в ассортимент продукты первой необходимости: полба, гречка, рис. Мы сделали это для того, чтобы если дефицит наступит в магазинах, люди могли приобрести это у нас. Потому что наш ассортимент — это ассортимент не только спортивного, но и здорового питания. У нас, например, не так давно были ПП-торты, но Роспотребнадзор сейчас ограничил торговлю такой продукцией. Да, люди покупали гречу и прочее, потому что ценник был достаточно низкий. Приобретали, когда был ажиотаж. А потом мы вывели это из ассортимента, просто в шутку дарили при покупке от 3000 рублей. Сделали такую маркетинговую акцию.
Что будет с бизнесом дальше?
— Единственное изменение, которое я вижу в своем бизнесе, — это дальнейшее развитие, — отвечает предприниматель. — Я планирую укрупняться. Надеюсь, скоро открыть в регионе еще один магазин. Я хочу выйти из этого замкнутого круга: вот пандемия, у меня проблемы, мне сложно. Я уже вышел, когда мы продолжили свою деятельность. Да, я сократил часть собственных расходов, сократил расходы на содержание офиса. Просто я съехал из офиса, посадил своих сотрудников дома, они продолжают свою деятельность. Это помогло, но не так, чтобы я горы денег с этих решений имел. Это была небольшая оптимизация, которая позволила продолжить деятельность.
По его словам, пандемия никак не повлияла на планы по дальнейшему развитию бизнеса. «Если бы эта ситуация не произошла, я бы открыл магазин чуть раньше. Теперь открою чуть позже, ничего страшного», — говорит Павел.
Он пожелал предпринимателям, которые оказались в сложной ситуации, не сдаваться:
— Самое главное сегодня — не опускать руки. У меня тоже была возможность сидеть дома и ничего не делать, но я так не поступил.
«С первого дня, когда стало понятно, что ситуация в стране сложная, я начал работать в четыре раза больше, чем работал раньше»
— Надо посмотреть, во что можно трансформировать бизнес, если он в принципе сейчас не может работать, попытаться все способы применить. Единственное правильное решение — продолжить битву. Потому что бизнес — это борьба за клиента и борьба за продажи.