Станислав Швецов несколько лет работал в Институте химии, а потом встретился с будущей супругой, и вместе они открыли школу танцев Social Dance Studio. Он признается, что никогда всерьез не планировал заниматься танцами. Сегодня школа под его руководством — крупнейшая в городе. В новом выпуске «Маленького, но гордого бизнеса» — о том, в какой момент танцы становятся бизнесом, почему на Покровке нельзя танцевать, и об особенностях преподавания.
«Однажды понял, что танцы приносят больше удовольствия, чем работа»
Будущий руководитель SDS поступил на химфак, окончил магистратуру, аспирантуру и более 15 лет проработал в Институте химии. В 2005 году он познакомился с будущей женой, которая увлекалась танцами.
«Сначала я снял небольшой зал для нее, потом учеников стало больше, мы сняли что-то еще, потом появились новые направления, некоторые из них я стал вести. Мне это понравилось. Однажды я обнаружил, что руководство школой танцев и собственно преподавание танцев приносят мне гораздо больше денег и удовольствия, чем если бы я работал на основной работе», — рассказал Станислав.
Моментом открытия Social Dance Studio можно считать конец января 2007 года. Само направление социальных танцев в России на тот момент вообще не было развито. В России до сих пор парные танцы ассоциируются исключительно со спортом, хотя это не так. «У нас мужчина не то что в паре не танцует, он не танцует вообще. У нас почему-то проблемы с координацией считаются каким-то достоинством: "Ну раз у меня нет координации — значит, я нормальный мужик"», — объясняет руководитель Social Dance Studio.
Первое время танцоры собирались на улице — например, танцевали возле Драмтеатра, пока Большую Покровскую не закрыли для танцев вообще.
«Сначала нас обязали получать разрешения, не просто приехать и потанцевать, а уведомлять об этом администрацию города. Мы ходили за этими разрешениями, это было не очень удобно, но тем не менее, мы это делали. Самое обидное, когда получаешь разрешение, а в этот день дождь. А потом нас и вовсе попросили искать другое место», — рассказал танцор.
Профессиональные танцоры ничего не знают о том, как учить взрослых людей
Поскольку в России культура парных танцев не развита, от преподавателей требуется особенный подход к ученикам — недостаточно просто встать и показывать движения.
«Если вы профессиональный танцор, то вы знаете много о теле, много знаете о том, как воспитывать спортсменов, но вы ничего не знаете о том, как учить взрослых людей, которые пришли к вам. А это именно основной наш контингент. И эти методики, которые применяются в спорте, нам не подходят. В России пришлось эту профессию создавать с нуля», — подчеркивает Станислав.
Значительная часть работы преподавателя танцев — работать со страхами и комплексами людей, особенно в нашей зажатой стране.
«Вы можете здесь увидеть студентов, врачей, банкиров. В Москве некоторые ребята, которые занимаются очень серьезным бизнесом, свои машины оставляют за пару кварталов, чтобы никто не видел, на чем они приезжают. В общем, личности очень разные. И это проблема для преподавателя, потому что всех их по идее нужно учить по-разному. У них у всех разные цели. Нельзя написать единые методику и стандарты. Преподаватель у нас должен быть хорошим психологом, аниматором, знать технические нюансы, еще и танцевать хорошо», — рассказал руководитель SDS.
По его словам, также важно соблюсти баланс: не уйти в спорт, когда преподаватель заставляет ученика делать всё идеально, и тот в итоге теряет интерес к танцам. С другой стороны, нельзя уйти и в чистое аниматорство, когда преподаватель говорит: «Всё круто, давайте танцевать, больше энергии», — и в итоге ученики плюют на технику. «Школы, которые не смогли найти этот баланс, через какое-то время обычно закрываются», — подчеркнул Станислав.
В Social Dance Studio сейчас 25 преподавателей, большинство из которых — бывшие ученики.
«Сложно относиться к этому как к бизнесу»
Как рассказал Станислав Швецов, у него не всегда получается относиться к Social Dance Studio именно как к бизнесу.
«Это жуткая проблема. Но мне кажется, что любой руководитель, который начинает развивать свое дело только потому, что ему это нравится, не будет относиться к нему как к бизнесу. Но когда это дело начинает достигать определенных масштабов, не относиться к нему как к бизнесу уже нельзя. А всё равно сложно, потому что ты воспринимаешь близко к сердцу какие-то моменты, на что-то готов плюнуть и так далее. Выходом для нас я вижу наём стороннего управленца, который будет заниматься организационными вопросами бизнеса. Управлять бизнесом может просто грамотный управленец, необязательно быть лучшим на свете. А чтобы поддерживать саму идею — таких людей на бирже труда не найти», — объясняет он.
«Когда у вас 100 учеников, схема перестает работать»
На первоначальном этапе во всех танцевальных школах во всем мире преподаватели и ученики — это друзья. Но вскоре людей становится больше, а отношения сложнее.
«К вам приходят люди, вы вместе танцуете, проводите вечеринки. Вас немного: 20–50 человек. Вы бываете друг у друга в гостях. То есть по факту — друганы, — объясняет Станислав. — Денежные отношения очень сложно решать, никаких администраторов нет. Когда у вас 100 человек, эта схема перестает работать, вам нужны управленцы. Потому что к вам приходят люди, которых вы не знаете. И у вас есть люди, которых вы знаете. И люди, которых вы знаете, всегда считают, что они имеют больше прав на ваше благоприятное отношение. Тогда необходимы договоры, должностные инструкции. Без этого уже невозможно», — отмечает руководитель SDS.
Первым делом Social Dance Studio наняли бухгалтера, затем появился юрист и несколько сотрудников, занятых продвижением. «Директорский пост я до последнего держал за собой. Не мог смириться с мыслью, что дам кому-то распоряжаться здесь. Но недавно пришел к мысли, что пора», — рассказал Станислав Швецов.
О работе во время пандемии
«Пандемия и ограничительные меры свалились на нас внезапно. Сегодня всё хорошо, завтра — вы не можете работать. Если бы было заранее известно о такой вероятности, вообще таких проблем бы не было. Сначала вышел указ, что первыми закроются все фитнес-центры, а через пять дней закрыли и танцшколы», — вспоминает руководитель SDS.
Ему удалось буквально за пару дней урегулировать вопросы с арендодателем, учениками и преподавателями.
«Мы запустили онлайн-занятия — как в самой школе, плюс все преподаватели ведут какие-то свои вещи, с которыми им удобно работать. За этот период было сделано много такого, к чему невозможно было подступиться. Мы долгое время не рассматривали саму возможность онлайн-обучения в нашей конкретно отрасли, где живое общение людей — это краеугольный камень», — рассказал Станислав Швецов.
Но свои плюсы нашлись и в онлайне. Так, SDS провела соревнования по сальсе, которые ранее не проводились: «Сложно проводить из-за географической удаленности. Федераций и спонсоров тоже нет. Все попытки провести соревнования по социальным танцам заканчивались ничем. А вот уход на карантин позволил нам провести такие соревнования: были все известные судьи из России, судьи из Европы».
В будущем Social Dance Studio продолжит развиваться с использованием онлайн-обучения. «Это хорошее подспорье для учеников, которые хотят быстро прогрессировать», — подытожил Станислав.