Бизнес История нижегородского бизнеса интервью «Это наш ответ тем, кто говорит, что Нижний — не Москва»: основатель бренда «Родина» — о своем деле

«Это наш ответ тем, кто говорит, что Нижний — не Москва»: основатель бренда «Родина» — о своем деле

Новым героем «Истории нижегородского бизнеса» стал Артём Малышев

Артём Малышев начал с того, что расписывал белые футболки оригинальными принтами

Нижний Новгород нечасто ассоциируется с модой и стилем. И тем не менее один из самых известных брендов одежды в нашей стране — «Родина» — создан именно в нашем городе. Его основатель Артём Малышев гордится корнями и не торопится переезжать в столицу. Каждую новую коллекцию старается наполнить идеями, транслирующими российскую эстетику. Судя по всему, ему это удается. Ведь в его вещах ходит немало звезд, к примеру, Юрий Дудь и Сергей Лазарев.

«Одежда стала одинаковой, серой, безликой»


— Если говорить о начале самого магазина, то это 7 апреля 2014 года. Уже семь лет назад. Но процесс пошел значительно раньше. То, что я пришел в этот бизнес, это, наверно, какой-то божий промысел. У меня никогда не было никакого дизайнерского или профильного образования. Мне просто с детства нравилась одежда: я любил ее подбирать, сочетать, собирать образы. В тот момент только появлялись какие-то крупные торговые центры, и мне нравилось туда ездить и выискивать что-то интересное.

Хорошо помню, я ехал в поезде, и меня посетила идея о том, что в магазинах стало очень много вещей, особенно по сравнению с моим детством. В 90-х маме приходилось покупать мне одежду на рынке или в секонд—хенде — больше просто негде было. Но несмотря на то, что всего много, всё стало каким-то одинаковым, серым и безликими. Все принты на английском языке и зачастую непонятны русским. А я — всегда сторонник того, что слова несут смысл, дают энергию.

«В 90-х маме приходилось покупать мне одежду на рынке или в секонд-хенде — больше просто негде было»

Мне хотелось, чтобы одежда была проводником идей, как холст, на котором художник что-то рисует и отражает свой внутренний мир. А люди, которые это видят, получают эстетическое удовольствие. Я захотел делать такую одежду, глядя на которую, человек вдохновится и будет носить ее, как своеобразный флаг. К примеру, «Жизнь — это путешествие» — это один из наших самых популярных принтов. Получается, что человек транслирует эти ценности другим людям. Получается, что из одной вещи возникает целая комбинация, многоходовка — вовлечение группы. Тем более сейчас на это работают еще и соцсети — масштабы становятся просто безграничными. Я как раз сторонник таких маленьких шажков к большой идее.

Поэтому в 2011 году я просто начал покупать белые футболки и рисовал на них принты. Мне уже тогда хотелось заявить о себе: создать вещи, которые будут нести какой-то посыл и выделят вас из серости масс-маркета. Так что истории моего бренда уже 10 лет.

На первый магазин Малышев взял кредит — 200 тысяч рублей, так как никто не захотел инвестировать в его идею

«Инвесторы считали проект странным»

Я запускал свой проект с футболками, можно сказать, на карманные деньги. Наращивал объемы до 30–50 тысяч рублей. Всё было из заработанных в студенчестве денег. Если же говорить про стартовый капитал первого магазина, то он занимал всего 10 метров и я потратил 250 тысяч рублей, из которых 200 тысяч я взял в кредит в Сбербанке. Но дело пошло быстро. Там надо вроде было платить по 10 тысяч в месяц два года, и это для меня было совсем незаметно.

Перед тем как уже запускать проект, бабушки мне говорили о том, что стабильная работа в найме лучше и надежнее. И вообще как же я буду пенсию получать? Но большинство друзей меня поддерживали. До сих пор мне люди пишут о том, что я их вдохновил, что им приятно наблюдать за моими успехами. Но еще была поддержка отца. Именно не материальная, а отеческая. Он сам как бизнесмен поддерживал мой настрой, мою смелость.

«Я расписывал бизнес-план, но мне все отвечали, что всё это очень сомнительно. Российские бренды? В Нижнем Новгороде?»

Если же говорить о каких-то бизнесменах, то я изначально пытался найти инвесторов. Я понимал, как всё это работает, так как у меня было образование, связанное с этим. Я расписывал бизнес-план, но мне все отвечали, что всё это очень сомнительно. Российские бренды? В Нижнем Новгороде? Теперь забавно, что спустя несколько лет это уже стало хайпом и нормой. Сейчас уже никого не удивишь, что одежда сделана в России.

Название «Родина» всплыло как-то спонтанно, само собой. Не было никакого длительного мозгового штурма или маркетингового исследования, выборки и фокус-групп. Это первое, что пришло мне в голову во время обсуждения с дизайнером, когда мы начали придумывать логотип и рисовать графику. Так как наш концепт — полностью российский бренд одежды, то нам было нужно слово, которое близко и понятно всем.

В своих вещах команда «Родины» пытается передать российскую эстетику

«Складывали деньги в коробку из-под товара»

Начинал я один. Даже в 2014 году открывал магазин один. Нанял только своего друга продавцом. Спустя год мы переехали в это большое помещение на Пискунова. Взяли еще одного продавца — нас стало трое. И вот так постепенно наша команда увеличивалась.

Ключевой рост был в 2017 году, когда мы начали активно масштабироваться, внедрять системы управления, учета. До этого мы первые пару лет работали «на коленке»: у нас даже кассы не было, мы деньги складывали в картонную коробку из-под товара, записывали все продажи в журнал от руки. И вот в 2017-м мы стали больше похожи на команду. Нас стало 10 человек, и мы даже открывали свое производство. Получается, что на пике суммарно 30 человек работали над тем, что называется брендом «Родина».

«Два года у нас был собственный цех, но мы поняли, что это экономически нецелесообразно»

Но сейчас нас вновь меньше — около 17–20 человек. Мы шьем на аутсорсе. Но все вещи отшиваются исключительно в России: частично в Нижнем Новгороде, частично — за его пределами. Это было осознанное решение. Два года у нас был собственный цех, но мы поняли, что это экономически нецелесообразно. В этом есть много подводных камней и проблем. Думаю, что это было очень правильно. Особенно в контексте пандемии, когда было бы очень тяжело иметь нагрузку в качестве большого штата сотрудников и аренды.

Вся наша команда исключительно из России, и те дизайнеры, которые работают на нас, тоже. Многие принты были сделаны с нижегородским художником Сашей Стеном. В принципе, и сам логотип — его рук дело. Что-то придумываю я сам: подбираю цвета, детали, элементы. Фактически всё рождается в очень узком кругу. Да, конечно, мы учитываем западные и мировые тренды, но мы их всегда адаптируем под российские реалии, дизайнерское наследие.

«Нашу одежду носят известные люди, и мы им за это не платим»

По России магазины открыты по франшизе. Кстати, в Казани мы открывали магазин изначально сами, но с течением времени поняли, что контролировать точку в другом городе сложно. Этот магазин не получается сделать на том уровне, на котором мы сделали его в Нижнем Новгороде. Мы решили не распыляться и продали его как готовый бизнес.

Сейчас по России открыты 11 магазинов «Родина». Самое большое их скопление в «Роза—Хуторе» — там они открыты на разных курортах и высотах.

Я однозначно уверен в качестве своих вещей. Всё начинается с того, что мы выбираем сырье, — мы шьем всё только из турецкого полотна премиум-качества. Сейчас это самое высокое качество, доступное на российском рынке. По сути оно соизмеримо с хорошими западными брендами. И это не масс-маркет. Также серьезно мы контролируем всю вышивку и печать. А еще важно то, что у нас нет огромных тиражей вещей, массовки. Так что мы можем тщательнее проводить досмотр — я сам надеваю вещи на себя, проверяю качество изделий вплоть до швов. Понятно, что бывают всякие косяки, но мы точно не идем на это сознательно — ради экономии, чтобы сэкономить и больше заработать. В принципе, цена свитшота или худи около 3–4 тысяч рублей, но это вполне адекватная рыночная стоимость.

«Очень приятно, когда Юрий Дудь или Сергей Лазарев приходят в наш магазин и сами покупают одежду. Они не просят им ничего подарить — берут и покупают»

Мы очень рады, что бренд «Родина» носят многие популярные люди. Особенно приятно, что делают они это без всякой интеграции, как сейчас модно это называть. То есть без всяких этих блогерских сотрудничеств и коопераций. Это всегда личный выбор известного человека. Очень приятно, когда Юрий Дудь или Сергей Лазарев приходят в наш магазин и сами покупают одежду. Они не просят им ничего подарить — берут и покупают. Носят и фактически рекламируют наш бренд. Это я считаю по-настоящему крутым.

В планах основателя бренда сделать «Родину» лучшим брендом одежды в России

«Понимали, что локдаун надо просто переждать»

Если говорить про коронавирус и период апреля — мая 2020 года, то для нас кризис ограничился этими двумя месяцами. У нас не было сильных проблем. Да, возможно, несколько снизилась покупательская способность. Но мы не вышли за пределы нашей нормы. Когда был локдаун, это был трудный момент. Но я не могу сказать, что мы прям голодали и думали, что надо закрываться. Скорее, мы понимали, что надо переждать. У нас давно был интернет-магазин, и мы его просто быстро обновили — сразу же переключились на онлайн-торговлю. Мы просто сказали: «Ребят, магазин закрыт, заказывайте здесь». У нас есть курьер — всё привезем. Таким образом нам удалось пережить всё это без увольнений и сокращений. Зарплаты нам пришлось сократить, исходя из общей динамики, но голодать никого не заставили. У нас сократилась только одна должность, но предпосылки для этого были уже давно.

Как только нам разрешили открыться, к нам сразу пришел большой поток людей. Видно было, что люди соскучились, изголодались по офлайн-взаимодействию, по живым покупкам. У нас сразу вырос спрос — мы сразу вошли в прежнюю колею.

«Хочу, чтобы «Родина» стала классикой для нашей страны»

Я однозначно горжусь тем, что «Родина» — это нижегородский бренд. С первых коллекций я понял, что не хватает «локальных» вещей, которые несут привязку к конкретному месту. По многим брендам российским вообще сложно понять, из какого они города. Вот, к примеру, в Америке очень развита тема с университетами, национальными парками, с достопримечательностями. Почему ничего такого нет в Нижнем? У нас много всего интересного: холмы, реки, машины… Тех элементов, которых у нас много в коллекциях.

Кстати, самую первую нашу коллекцию мы делали с оленем, рекой и принтом Love it or leave it (люби его или покинь. — Прим. ред.). Это наш ответ тем, кто говорит, что Нижний — это не Москва и всё здесь плохо.

«Принты с Горьким, с самолетом, с метеором, канатной дорогой — это хиты продаж, которые не уходят»

До сих пор мы не забываем о своих корнях. Принты с Горьким, с самолетом, с метеором, канатной дорогой — это хиты продаж, которые не уходят. Мы их постоянно дошиваем, так как их покупают и туристы, и местные.

Сейчас мы разрабатываем совместную коллекцию с брендом «Нижний 800». Это тоже наш вклад и отсылка к корням. Мы — не просто какой-то подрядчик, которого попросили сшить к юбилею города. «Родина» ассоциируется с нижегородским, актуальным, модным.

Я бы хотел, чтобы мой проект жил и становился матерым. Мы же видим некоторые бренды, где подписана дата основания. Сейчас многие марки, которые начинали, например, в 70-х, актуализируются, дают отсылку к корням. Ретротема не теряет актуальности. Я всегда видел «Родину» в таком ключе. Чтобы это было что-то типа Nike или Adidas. То, что становится классикой для страны.

Я бы хотел, чтобы «Родина» всплывала в памяти первой, когда речь идет о российской одежде. Не потому, что он хайповый и пропиаренный, а потому что это бренд с историей и он внес вклад в культуру.

«Ищите баланс вдохновения и спроса»

Главный совет, который бы я дал начинающим бизнесменам, — делать то, что нравится. Открывать такой проект, к которому лежит душа, есть прям какая-то тяга, энергия, вдохновение. Тогда вы найдете свою нишу. Не смотрите просто на голую статистику: где больше денег, клиентов, выше спрос. Понятно, что нужно учитывать современные тенденции, понимать, что происходит в мире и стране, чего не хватает людям, а чего, наоборот, слишком много. Но я уверен, что должна быть некая совокупность твердого и мягкого — идеальный баланс всегда будет успешным, в любое время и кризисы. На такие проекты можно брать и миллионные кредиты и не стесняться этого.

Не так давно NN.RU рассказывал вам о том, как «Сладкий Горький» превратился в федеральную сеть кофеен. Кстати, идею для своего дела Сергей Яндыганов почерпнул из детской мечты. А вот Константин Дорохин смог превратить чистку обуви в прибыльный бизнес — сервис ручной чистки обуви «Гуталлини». Хотя до этого все близкие и друзья отговаривали его от этой идеи. Он пошел наперекор им и преуспел.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления