Нижегородские предприниматели рассматривают для себя новый вариант развития бизнеса. Речь идет о покупке франшизы известного ритейлера. Те из них, кто решит взять на себя роль франчайзи, в будущем будут определять сценарий развития розничной торговли в регионе. К такому выводу пришли на бизнес-завтраке, который провела в Нижнем Новгороде федеральная торговая сеть. Какие условия предлагают, что требуют взамен и как работает модель обратной франшизы?
Франшиза — бизнес-модель, при которой известная компания продает право работать под ее брендом и предоставляет наработки для запуска.
По модели прямой франшизы, которая наиболее часто встречается на рынке, предприниматель ежемесячно платит роялти и сам решает многие вопросы по ассортименту, ценовой политике, маркетингу.
При обратной франшизе головная компания оставляет за собой большую часть вопросов бизнеса, а партнеру нужно позаботиться только о помещении, персонале и операционном управлении точкой.
Кто стоит за франшизой
Один из главных страхов предпринимателей, которые только задумываются о покупке франшизы, касается самой схемы сотрудничества. Франшиза в ритейле может быть как прямой, так и обратной. По последней, например, работает торговая сеть «Пятёрочка», и такой подход существенно отличается от привычных предложений.
При обратном франчайзинге все заботы об ассортименте ложатся на плечи головной компании, она же занимается и логистикой, и ценами, и маркетингом. Партнеру не нужно платить роялти, вместо этого он ежемесячно получает агентское вознаграждение. Все рабочие процессы регламентированы, что, с одной стороны, накладывает ограничения на свободу построения бизнеса, с другой — защищает предпринимателя от рисков, что его бизнес-идея или подходы к управлению компанией окажутся неэффективными.
В случае с той же «Пятёрочкой» бизнес давно проверен — компании 25 лет, у нее крупнейшая в России сеть магазинов «у дома».
— Из почти 22 000 магазинов ритейлера в стране на сегодня 333 уже работают по франшизе. Сеть активно ищет партнеров, в этом году планируем увеличить её до 700 франчайзинговых точек в разных регионах, в том числе в Нижегородской области, — прокомментировал директор по развитию территории «Волга» торговой сети «Пятёрочка» Леонид Дубман.
Другой важный для предпринимателей вопрос — инвестиции: сколько нужно денег для открытия своей «Пятёрочки»? По средним оценкам, на ремонт помещения потребуется 8 миллионов рублей, еще 11 миллионов — на закупку оборудования. По данным ритейлера, окупится проект в среднем за 2 года и 8 месяцев, а чистая прибыль составит от 600 тысяч рублей в месяц в зависимости от площади и локации.
Суммы и сроки подтверждает и предприниматель Рамзес Магомедэминов — он сотрудничает с торговой сетью с 2015-го года и за это время запустил по франшизе много точек.
— В прошлом году я открыл 18 магазинов, в этом планируем еще 20–30 магазинов. Всего у меня уже 45 магазинов в Москве и области. Когда только начали работать, первые четыре помещения были собственными. Теперь стараемся арендовать. С арендой мы более гибкие. Это просто вопрос скорости — на покупку требуется больше средств, — рассказал партнер ритейлера.
Почему именно франшиза
«Пятёрочка» развивает модель обратной франшизы с 2010-х и особенно активно привлекает партнеров в последние два года. При этом у многих предпринимателей, присутствовавших на бизнес-завтраке, возник вопрос — зачем такому крупному бренду «распылять» свои силы вне своих собственных магазинов? Руководитель направления привлечения франчайзи торговой сети «Пятёрочка» Валерия Осташева подробнее рассказала о подходах.
— Магазины под вашим брендом есть везде — и в больших городах, и в маленьких селах. По какому принципу вы выбираете, где открыть собственный магазин, а где — франшизу?
— У нас в принципе нет ограничений, что мы в каком-то регионе открываем только франшизу, а в каком-то — только собственный магазин. Если мы можем развивать сеть по обеим моделям и увеличивать число точек, почему бы этим не воспользоваться? Мы ждем в качестве партнеров нижегородских предпринимателей с желанием развиваться в продуктовом ритейле и первоначальными инвестициями — как с опытом в торговле, так и без него. В целом предприниматели в регионах хорошо знают свой рынок, могут подстроиться и успешно развивать бизнес.
— Собирается ли сеть параллельно наращивать сотрудничество с местными производителями?
— На полках сети всегда представлена продукция локальных производителей, на нее может приходиться до 30% ассортимента в зависимости от категории. Мы заинтересованы в том, чтобы выбор был широким, а качество высоким. Есть множество инструментов, как даже небольшие производители могут начать сотрудничество с нами. Самое простое — ежегодные региональные торгово-закупочные сессии, где можно представить свою продукцию и прямо там получить предложение стать партнером.
— Всегда ли франчайзи становятся уже опытные предприниматели? Может ли им стать рядовой сотрудник сети?
— Бывает по-разному, но в целом в компании очень сильный блок обучения и мы заинтересованы в том, чтобы наши сотрудники получали дополнительные навыки, компетенции. Это касается и горизонтального роста, когда, скажем, кассиры становятся директорами магазинов, и выхода в свободное плавание, когда директор магазина может стать франчайзи. А еще перед запуском франчайзинговой точки мы берем на себя обучение персонала, проводим стажировки.
По словам представителей торговой сети, в 2024 году в Нижегородской области появятся новые точки ритейлера — как собственные, так и франчайзинговые. Обычный покупатель разницы между ними не заметит — в сети приняты единые стандарты качества для всех магазинов.