Криминал инструкция «Заплатил — продавец перестал отвечать». Как обманывают покупателей в Instagram и как вернуть деньги?

«Заплатил — продавец перестал отвечать». Как обманывают покупателей в Instagram и как вернуть деньги?

Поучительная история для тех, кто заказывает товары в соцсети

Покупки через соцсети не так безопасны, как через онлайн-магазины

Instagram многим заменил магазины. Заказывают совершенно разные товары: от одежды и украшений до предметов интерьера, мебели и автомобилей. В конце прошлого года житель подмосковного города Химки заказал у нижегородского производителя мебель. Он не догадывался, что заказ придется отвоевывать через полицию, юристов и суд. Своей поучительной историей он поделился с NN.RU.

В ноябре 2020 года Эдуард Хорошевский увидел в соцсети аккаунт нижегородского производителя мебели ручной работы по индивидуальному дизайну. Списался, заказал, внес предоплату, и продавец перестал выходить на связь. В такую историю частенько попадают те, кто делают покупки в интернете, но мы решили пойти до конца.

— Я сделал заказ в октябре 2020 года, заключил договор с ИП и вносил предоплату несколько раз. Всего перечислил 32 400 руб. Деньги переводил на карту его жены. Запросил расписку, что продавец получил переводы. Он всё подтвердил и… перестал выходить на связь. Но на своей странице в Instagram продолжал выкладывать посты, собирать деньги и заказы. Выдавал это за свои образцы, — вспоминает Хорошевский.

Ситуация крайне неприятная, сумма немаленькая. Мужчина заподозрил неладное и в январе этого года написал на продавца заявление в ОВД Нижегородского района.

Совет:

Как мне объяснили в городской полиции, вы можете обратиться в любой РОВД полиции, даже по месту жительства. Обязательно к заявлению приложите все документы и сканы переписок с продавцом. По итогам проверки и выяснения всех обстоятельств правоохранители примут процессуальное решение, и вас обязаны уведомить. Можно также написать заявление на сайте ГУ МВД по Нижегородской области.

Заявление Эдуарда достаточно быстро рассмотрели, полицейский связался с продавцом (уже не первое такое заявление на него было, поэтому номер телефона в РОВД сохранился), тот уверял, что всё сделает, сейчас форс-мажоры и задержки вынужденные. Поэтому в полиции отказали в возбуждении уголовного дела о мошенничестве и посоветовали обратиться в суд, раз есть договор и продавец не скрывается.

Обращение к правоохранителям дало эффект — продавец спустя какое-то время вдруг взял трубку и тоже обещал всё сделать. Разумеется, предоплату возвращать не собирался. Кстати, у продавца ИП было только на словах. Он был исключен из Реестра малого и среднего предпринимательства ещё 9 августа 2019 года. И с тех пор собирает заказы под видом фирмы. Получается, Эдуард заключил договор как физическое лицо с другим физлицом.

Как быть в такой ситуации, когда в возбуждении уголовного дела отказано, и нет ни денег, ни мебели? Известный нижегородский юрист Елена Никоненкова советует обращаться сначала с претензией о расторжении договора, а затем идти в суд. Если месяцами продавец не выходит на связь, есть подозрение, что он и не собирался делать эту мебель.

— К сожалению, мошенничество здесь недоказуемо, а жаль… Согласно предоставленных документов, возможно подтвердить прохождение денежных переводов, договор в сканах может быть принят судом в качестве доказательства. Как вариант, можно попробовать признать этот документ договором, направленным на оказание услуг потребителю, и предъявить претензии к ИП. Сам договор, очевидно, коммерческий, не рассчитанный на физлиц. Это позволит применить санкции по закону «О защите прав потребителей». При неудачном раскладе возможно будет только взыскать деньги и небольшие проценты за пользование чужими средствами, — объяснила юрист.

Главный вопрос — реально ли получить деньги с такого должника. Сложно, считает эксперт. У мебельщика, к которому обратился Эдуард Хорошевский, уже было одно исполнительное производство и готовилось еще одно. Не только житель Химок пытался вернуть деньги через суд.

Совет:

В такой ситуации придется обращаться к юристу. Но будьте осторожны — в поисках правды и пытаясь отстоять свои права, вы можете попасть к мошенникам, которые обещают оказать вам всяческую поддержу и представительство в суде, а по факту берут деньги за бумажку. Обращайтесь только к проверенным юристам, по рекомендации.

Пять рекомендаций от юриста Елены Никоненковой:

  1. Если заказываете дорогостоящие вещи, тем более требующие изготовления, убедитесь, что у продавца есть производство. В этом может помочь открытая информация в Сети — юридический адрес для юрлица, фотографии работ и так далее. Если снимки изделий принадлежат кому-то другому, это можно найти в интернете.

  2. Читайте отзывы о работе этого мастера или компании, комментарии и тому подобное. Отсутствие отзывов должно насторожить не меньше, чем отрицательные оценки заказчиков. Мастера/компании, которые пекутся о репутации, не удаляют отрицательные отзывы, а отвечают на них и работают с негативом. Информацию надо тщательно фильтровать, чтобы сделать выводы. Например, на горе-производителя, на которого попал Эдуард, есть отзывы не только от покупателей, но и от работника, на которого тот оформил договор аренды и оставил с долгом.

  3. Добросовестный продавец/исполнитель никогда не прячется — его соцсети наполнены жизнью, причем с реальной историей.

  4. Внимательно читайте документы по сделке, которые вам присылают, прежде чем подписать и отправить деньги — что за договор вы подписываете.

  5. Не гонитесь за дешевизной — ничем хорошим это не оборачивается. Как правило, если цена значительно ниже рыночной, это либо мошенники, либо недобросовестные продавцы, работающие в ущерб качеству.

— Я понимаю, что без покупок в соцсетях уже никуда. Но если я не могу «пощупать» продукцию, а продавец работает исключительно виртуально и под конкретного клиента, я всегда допускаю мысль, что с другой стороны мошенник, а значит, трачу авансом только ту сумму, с потерей которой могу смириться. Вот такая философия принятия рисков, — резюмирует юрист.

Кстати, Хорошевский все-таки получил свою мебель. Спустя полгода. После звонков из полиции, угроз юристом, судом и взысканиями. Сделал тяп-ляп и на претензии по качеству уже не отвечал. Вы готовы столько сил, терпения и времени потратить на покупки в соцсетях?

А вы сталкивались с недобросовестными продавцами в Instagram?

Нет, не покупаю в интернете
Нет, покупаю только в проверенных онлайн-магазинах
Нет, заказывал и в соцсетях, но с мошенниками не сталкивался
Сталкивался — прислали некачественный товар
Было. Не прислали заказ
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления