Неочевидная достопримечательность Нижнего Новгорода – историческая территория Соцгорода в Автозаводском районе, которую застраивали в 30-е годы возле ГАЗа. Архитекторы и градостроители хотели сделать город будущего, город социалистической мечты. Достоянием эпохи стали для нас памятники в стиле конструктивизма.
Как нижегородцы воспринимают это явление и какова его ценность? Как появилась концепция района, каким был здешний дух в середине XX века? На эти и другие темы размышляют кураторы проекта «Соцгород. пробелы» Ира Маслова и Анна Медведева.
Он посвящен исследованию исторической памяти Соцгорода и фактически завершится выставкой, на которой будут представлены работы художников, визуально осмысливших истории старожилов.
Ира Маслова в интервью NN.RU рассказывает о сути проекта и о том, как к нему можно присоединиться.
— Ира, расскажи, пожалуйста, чем примечательна история Соцгорода Автозавода? Что нужно знать о нем?
— Мы можем прочитать в книгах, что Соцгород задумывался как большое поселение для работников автозавода, как город будущего, город-коммуна с некоей идеей. При этом, если углубиться, то окажется, что эта идея не была четкой. Партия объявила конкурс на градостроительную концепцию, появились архитекторы, которые захотели сделать что-то прогрессивное, и один из проектов был одобрен.
Это удивительное совпадение: в один день, 16 мая 1930 года, был заложен первый камень дома-коммуны и вышло постановление о перестройке быта, осуждавшее строительство домов-коммун. Соцгород рождался из противоречия. По эволюции домов, если идти от площади Киселева к улице Плотникова, можно отследить связанные с этим изменения. Сначала дом-коммуна; потом дома с двумя входами и с коридорной системой; дома с тремя подъездами, где явно индивидуальные квартиры; желтые бусыгинские дома с полузакрытым двором; и затем, как торжество элитарности, — серый бусыгинский дом (дом-крепость, дом-квартал).
Видно, что с начала строительства Соцгорода до условного завершения партия неуклонно стремилась сделать застройку как можно более индивидуальной, то есть все дальше и дальше уходила от идеи социалистического расселения, от домов-коммун для равноправных жителей. Я хочу подчеркнуть стремление партии забыть об идее Соцгорода. Мне кажется важным понять, почему от этой идеи так осознанно бежали.
Индустриализация начиналась во время закручивания гаек, во время сворачивания НЭПа, во время, когда еще не все творческие течения были свернуты и запрещены, а заканчивалась, когда уже развернулся сталинский режим со сталинской архитектурой и развитием пространств. И строительство Соцгорода застало именно этот поворотный момент, переход от одного типа культуры к другому. Как люди жили в 30-е годы, как они себя ощущали в эпоху перемен? Я решила пойти от человеческой истории, от восприятия старожилами Соцгорода, понимая, что у нас осталось мало времени. За год умерло четыре человека из списка респондентов: один — через несколько месяцев после интервью, к троим мы не успели. Эти люди уходят стремительно.
— Какие еще есть задачи? О каких пробелах идет речь?
— Я начала заниматься этой темой и поняла, что Соцгород соотносят с территорией площади Киселева и проспектом Октября в основном начитавшиеся архитектурных книжек люди (мы, экскурсоводы, во многом идем за историей и повторяем то, что было написано до нас). Если спросить жителей, где они живут, они скажут, что в центре Автозавода, а Соцгород, по их мнению, находится там, где конечная 64-го автобуса, на улице Плотникова, потому что там есть остановка «Соцгород 2». К проекту меня подтолкнуло то, что понятие Соцгорода не артикулировано, то есть нет такого, что все люди под словом «Соцгород» подразумевают одно и то же — как минимум место.
Пожалуй, отсутствие музея, институции, которая изучает Соцгород, — это самый большой пробел, который мы стремимся заполнить (хотя мы считаем, не все пробелы важно заполнять, куда важнее признать наличие некоторых из них). У нас есть много вопросов, желание дискутировать об этом и вовлекать в дискуссию людей. Музей может стать пространством для диалога, взаимодействия, действия. Нам в общем-то все равно, где он расположится, потому что мы уверены, что он станет настолько интересным, что организует вокруг себя жизнь. Ну а дальше нужна трансляция этой истории, ее популяризация, и, может быть, она немного изменится и превратится не в историю Соцгорода, а в историю Автозаводского района, проспекта Октября. Может быть, Соцгород останется на Плотникова, где его сейчас и мыслят жители.
— Расскажи о том, как работаете со старожилами?
— Мы взяли девять интервью до пандемии, потом стали общаться по телефону и в декабре вернулись к формату встреч. Находит контакты и берет интервью мой сокуратор Анна Медведева. Записи расшифровывают, я читаю тексты, выбираю самые интересные моменты и передаю художникам.
Правда у каждого своя. Для кого-то из респондентов война — это 10-й класс и выпускной вечер, кого-то война застает за игрой в куклы, кого-то — за поступлением в техникум, и человек не поступает, потому что его забирают на фронт. Война для каждого — это личная история. И мы говорим про личные истории. В них мало звучит о городе-утопии, о городе будущего, в них очень много бедности, грязи. Вчера я читала интервью, в котором женщина говорила, что до войны и во время войны удавалось выжить благодаря тому, что был в домах рыбий жир. Его использовали вместо масла, на нем готовили. В 30-е годы была эпидемия менингита, и в Соцгороде были распространены вши. Люди ели рыбий жир, и благодаря этому здоровье как-то сохранялось. Может быть, идея города будущего стерлась этой бедностью?
— Можешь назвать имена нескольких художников, которые будут работать с монологами старожилов? Есть ли авторы не из Нижнего? Какая задача перед ними стоит и когда можно будет увидеть результаты?
— В проекте участвуют уличные художники Синий Карандаш и Лена Лисица, автор комиксов Наташа Соловьева, художник-иллюстратор Александра Билялова — она сама из Соцгорода и понимает его архитектурно, Анастасия Гусева, Маша Кукушкина. Возможно, также включатся в процесс художники из других городов. Всего около 25 человек. Все они будут визуально осмыслять монологи старожилов: не фактическое содержание, а чувства и переживания людей, восприятие ими Соцгорода и ушедшей эпохи.
Все работы войдут в онлайн-экспозицию, но не все поместятся на офлайн-выставке, которую мы планируем открыть 16 мая. Мы выберем лучшие. Экспертный совет, в который входят искусствоведы и экскурсоводы, поможет нам сделать выбор.
Кстати, первый художественный проект по Соцгороду я сделала, не выиграв грант. Мы подумали, ну и что, что нам не дали денег? Это была выставка «Свой район». Она прошла в выставочном зале Автозаводского района. Мы с двумя художницами, Соней Любимовой и Жанной Щепетовой, рассуждали на тему истории Соцгорода 30-х годов, и они создали работы, раскрывающие феномены этого городского пространства.
— Как можно поучаствовать в проекте?
— Нам нужны старожилы. Мы постараемся взять как можно больше интервью. Мы ищем людей, которые родились в 30-е или раньше, чтобы они могли сказать, как на их глазах открывался универмаг, как заселялись дома, это были дома-коммуны или нет. Ищем детей строителей Соцгорода, которые, например, работали с немцами, американцами.
Мы еще готовы принять молодых художников. Они смогут посмотреть прошедшие встречи в записи, поучаствовать в экскурсиях по Соцгороду и поработать с собранным материалом. Больше ищем художников, работающих в легкой скетчевой графике.
Также приглашаем волонтеров, которые могут помочь в расшифровке интервью.
Писать на почту: socgorodp@gmail.com. В теме письма нужно уточнить: художник, волонтер или старожил.
Проект организует сообщество «Городские экспедиции» при поддержке фонда «Культурная столица Поволжья» и АНО «Центр 800». Сообщество проекта во «ВКонтакте».