Через неделю, 26–28 августа, в Нижнем Новгороде пройдет IV Международный фестиваль искусств «Стрелка». Жителей и гостей города ждут 3 дня концертов и моноспектаклей с завораживающей игрой артистов, классическим музыкальным сопровождением и мультимедийными технологиями.
Впервые мероприятие провели в 2019 году в еще не отреставрированных пакгаузах, а затем проводили на различных культурных площадках Нижнего Новгорода. И наконец, в этом году фестиваль возвращается на Стрелку. Организаторы уверены, что масштабное событие удивит как искушенных зрителей, так и начинающих театралов. Подробнее о замысле и программе мероприятия рассказал художественный руководитель Нижегородского театра оперы и балета, куратор фестиваля Алексей Трифонов.
— Если вкратце, то фестиваль «Стрелка» — это про что?
— Изначально событие задумывалось как фестиваль классической музыки, рассчитанный на максимально широкую аудиторию, прежде всего молодежную. А молодежь, к сожалению, не слишком сильно глубоко погружена в мир Верди и Чайковского, поэтому мы пришли к общедоступному формату оперных гала-концертов, где можно послушать самые популярные оперные арии. Но при этом мы не забываем о ценителях классической музыки. Поэтому на фестивале сочетаем известные композиции с раритетными. Так, в этом году более активные слушатели классики оценят арии: «Застольную песню» Гамлета из оперы Тома и арию Франка из редко исполняемой оперы «Эдгар» Пуччини.
— Чем «Стрелка» 2022 года будет отличаться от предыдущих?
— Самое главное — в этом году фестиваль пройдет на домашней площадке, в новом прекрасном зале Пакгаузов. Если раньше на фестивале проходили только оперные гала- и симфонические концерты, то в этом году мы представим нижегородской публике уникальный медиаспектакль «Смех по съеденному сердцу Офелии».
— Расскажите о программе фестиваля.
— 26 августа открытие знаменует симфоническая программа из двух частей. Слушателям будет интересно познакомиться с не самой простой для восприятия 9-й симфонией Шостаковича и насладиться хитовой 5-й симфонией Чайковского. В субботу мы покажем медиаспектакль «Смех по съеденному сердцу Офелии» дважды: в 17:00 и 21:00. В воскресенье зрители снова увидят постановку в 15:00, а вечером — закрывающий оперный гала-концерт, который проведут два знаменитых дирижера. Первый — главный дирижер Нижегородского театра оперы и балета Дмитрий Синьковский, а второй — наш большой друг, дирижер итальянского происхождения Фабио Мастранджело, который уже много лет работает с разными оркестрами не только в Европе, но и в России.
— Кого еще увидят нижегородцы из знаменитых артистов?
— Будут приглашенные солисты. Это одна из лучших сопрано в мире, солистка Большого театра Венера Гимадиева, лауреат премии «Онегин», приглашенный солист Мариинского театра, тенор Иван Гынгазов, поющий последние годы на самых лучших мировых площадках, замечательный баритон из Санкт-Петербурга Тигрий Бажакин и солистка Московского академического музыкального театра имени Станиславского, меццо-сопрано Екатерина Лукаш.
— Насколько сложно было привлечь именитых звезд оперы?
— У меня со многими артистами за долгие годы сложились хорошие дружеские отношения. Поэтому я просто звонил, рассказывал о проекте, сроках, идеях и программе. Напрямую, без западных агентств, которые, увы, сейчас не слишком настроены на сотрудничество. Музыканты с удовольствием приезжают, многие из них в Нижнем Новгороде уже были как приглашенные солисты. Им интересно поучаствовать в проекте как с творческой точки зрения, так и со стороны тестирования новой музыкальной площадки — концертного зала Пакгаузов на Стрелке.
— Расскажите о медиаспектакле: в чём замысел, чем он будет интересен зрителю?
— У него немного пугающее название, это уже вызывает интерес. Спектакль «Смех по съеденному сердцу Офелии» поставила режиссер Большого театра Елизавета Мороз. Необычно всё: формат, центральная фигура и сплетение сюжетов. Медиаспектакль поставлен на совершенно уникальную исполнительницу Светлану Мамрешеву — она прекрасная драматическая актриса и при этом отличное сопрано, специализирующаяся на барочной музыке.
В основе спектакля — тексты из шекспировского «Гамлета», но мы на первый план вывели фигуру, Офелию. Начинается спектакль с монолога из произведения крупнейшего драматурга ХХ века Хайнера Мюллера «Гамлет-машина».
Мы покажем героиню, в которой отражены разные женские образы: дочь, влюбленная и оскорбленная девушка, участница сложных социальных взаимосвязей. Уникально и то, что Светлана исполнит арии XVI–XVIII веков, которые гармонично впишутся в сложную драматургию спектакля с музыкальными номерами.
Также мы используем сложные визуальные мультимедийные эффекты. В спектакле примет участие камерный оркестр «Солисты Нижнего Новгорода» под управлением дирижера Ивана Великанова.
— Почему вы делаете ставку на молодежь, ведь большинство слушателей классической музыки — другая аудитория?
— Как это ни странно, но главная проблема молодежной аудитории — это консерватизм вкусов. Они зачастую слушают и смотрят одно и то же, не желая узнавать что-то новое, получить другие эмоции. Поэтому наша задача — показать молодым, что оперный театр — это интересно и захватывающе. Им может не понравиться какая-то постановка, но главное, чтобы они не ушли равнодушными. Пусть эта опера не зашла, но может зайти другая. Новыми постановками я хочу привлечь слушателей 16–30 лет, при этом, конечно, не оставляя без внимания более возрастную аудиторию постоянных посетителей оперного театра.
— Насколько Пакгаузы оказались технически готовы к такому формату?
— Мы изначально учитывали специфику концертного Пакгауза: нет арьерсцены и карманов сцены. Но там очень хорошая акустика и звук. Поэтому, когда постановка создавалась, мы продумывали геометрию площадки и смогли себе позволить формат медиаспектакля: без громоздких декораций, но с большим экраном, куда идет медиапроекция.
— Как вы оцениваете историческое возвращение фестиваля на площадку?
— Конечно, я этому очень рад. Я считаю, что появление такой современной локации для Нижнего — это огромное приобретение. Такого уровня площадок в России, поверьте, очень-очень мало. Пакгаузы можно сравнить со свежими концертными залами Мариинского театра и «Зарядья». Понятно, что столичные залы больше по объему, но по качеству Нижний им нисколько не уступает.
— Насколько этот фестиваль важен для культурного пространства Нижнего Новгорода и России в целом?
— Для Нижнего это один из трех самых значимых фестивалей классической музыки наряду с «Болдинской осенью» и «Сахаровским фестивалем». А если брать российскую фестивальную карту, то «Стрелка» занимает достойное место среди таких важных событий, как Дягилевский фестиваль в Перми и Платоновский фестиваль в Воронеже, а также несколькими крупными фестивалями в Москве и Петербурге. Мне важно, что у нашего — свое, особенное лицо. И по художественному наполнению, и по уровню приглашенных звезд мы ничем не уступаем ведущим фестивалям России.