Все новости
Все новости

Возвращение в Пакгаузы: нижегородцев ждут три дня фестиваля классической музыки

О программе «Стрелки» рассказал художественный руководитель мероприятия Алексей Трифонов

ds

IV Международный фестиваль искусств «Стрелка» пройдет 26–28 августа

Поделиться

Через неделю, 26–28 августа, в Нижнем Новгороде пройдет IV Международный фестиваль искусств «Стрелка». Жителей и гостей города ждут 3 дня концертов и моноспектаклей с завораживающей игрой артистов, классическим музыкальным сопровождением и мультимедийными технологиями.

Впервые мероприятие провели в 2019 году в еще не отреставрированных пакгаузах, а затем проводили на различных культурных площадках Нижнего Новгорода. И наконец, в этом году фестиваль возвращается на Стрелку. Организаторы уверены, что масштабное событие удивит как искушенных зрителей, так и начинающих театралов. Подробнее о замысле и программе мероприятия рассказал художественный руководитель Нижегородского театра оперы и балета, куратор фестиваля Алексей Трифонов.

Если вкратце, то фестиваль «Стрелка» это про что?

— Изначально событие задумывалось как фестиваль классической музыки, рассчитанный на максимально широкую аудиторию, прежде всего молодежную. А молодежь, к сожалению, не слишком сильно глубоко погружена в мир Верди и Чайковского, поэтому мы пришли к общедоступному формату оперных гала-концертов, где можно послушать самые популярные оперные арии. Но при этом мы не забываем о ценителях классической музыки. Поэтому на фестивале сочетаем известные композиции с раритетными. Так, в этом году более активные слушатели классики оценят арии: «Застольную песню» Гамлета из оперы Тома и арию Франка из редко исполняемой оперы «Эдгар» Пуччини.

Концертный зал в Пакгаузах рассчитан на 420 зрителей

Концертный зал в Пакгаузах рассчитан на 420 зрителей

Поделиться

Чем «Стрелка» 2022 года будет отличаться от предыдущих?

— Самое главное — в этом году фестиваль пройдет на домашней площадке, в новом прекрасном зале Пакгаузов. Если раньше на фестивале проходили только оперные гала- и симфонические концерты, то в этом году мы представим нижегородской публике уникальный медиаспектакль «Смех по съеденному сердцу Офелии».

Расскажите о программе фестиваля.

— 26 августа открытие знаменует симфоническая программа из двух частей. Слушателям будет интересно познакомиться с не самой простой для восприятия 9-й симфонией Шостаковича и насладиться хитовой 5-й симфонией Чайковского. В субботу мы покажем медиаспектакль «Смех по съеденному сердцу Офелии» дважды: в 17:00 и 21:00. В воскресенье зрители снова увидят постановку в 15:00, а вечером — закрывающий оперный гала-концерт, который проведут два знаменитых дирижера. Первый — главный дирижер Нижегородского театра оперы и балета Дмитрий Синьковский, а второй — наш большой друг, дирижер итальянского происхождения Фабио Мастранджело, который уже много лет работает с разными оркестрами не только в Европе, но и в России.

Поделиться

Кого еще увидят нижегородцы из знаменитых артистов?

— Будут приглашенные солисты. Это одна из лучших сопрано в мире, солистка Большого театра Венера Гимадиева, лауреат премии «Онегин», приглашенный солист Мариинского театра, тенор Иван Гынгазов, поющий последние годы на самых лучших мировых площадках, замечательный баритон из Санкт-Петербурга Тигрий Бажакин и солистка Московского академического музыкального театра имени Станиславского, меццо-сопрано Екатерина Лукаш.

Насколько сложно было привлечь именитых звезд оперы?

— У меня со многими артистами за долгие годы сложились хорошие дружеские отношения. Поэтому я просто звонил, рассказывал о проекте, сроках, идеях и программе. Напрямую, без западных агентств, которые, увы, сейчас не слишком настроены на сотрудничество. Музыканты с удовольствием приезжают, многие из них в Нижнем Новгороде уже были как приглашенные солисты. Им интересно поучаствовать в проекте как с творческой точки зрения, так и со стороны тестирования новой музыкальной площадки — концертного зала Пакгаузов на Стрелке.

На сцене в Пакгаузах выступят оперные артисты мировой величины

На сцене в Пакгаузах выступят оперные артисты мировой величины

Поделиться

Расскажите о медиаспектакле: в чём замысел, чем он будет интересен зрителю?

— У него немного пугающее название, это уже вызывает интерес. Спектакль «Смех по съеденному сердцу Офелии» поставила режиссер Большого театра Елизавета Мороз. Необычно всё: формат, центральная фигура и сплетение сюжетов. Медиаспектакль поставлен на совершенно уникальную исполнительницу Светлану Мамрешеву — она прекрасная драматическая актриса и при этом отличное сопрано, специализирующаяся на барочной музыке.

В основе спектакля — тексты из шекспировского «Гамлета», но мы на первый план вывели фигуру, Офелию. Начинается спектакль с монолога из произведения крупнейшего драматурга ХХ века Хайнера Мюллера «Гамлет-машина».

Мы покажем героиню, в которой отражены разные женские образы: дочь, влюбленная и оскорбленная девушка, участница сложных социальных взаимосвязей. Уникально и то, что Светлана исполнит арии XVI–XVIII веков, которые гармонично впишутся в сложную драматургию спектакля с музыкальными номерами.

Также мы используем сложные визуальные мультимедийные эффекты. В спектакле примет участие камерный оркестр «Солисты Нижнего Новгорода» под управлением дирижера Ивана Великанова.

Поделиться

Почему вы делаете ставку на молодежь, ведь большинство слушателей классической музыки другая аудитория?

— Как это ни странно, но главная проблема молодежной аудитории — это консерватизм вкусов. Они зачастую слушают и смотрят одно и то же, не желая узнавать что-то новое, получить другие эмоции. Поэтому наша задача — показать молодым, что оперный театр — это интересно и захватывающе. Им может не понравиться какая-то постановка, но главное, чтобы они не ушли равнодушными. Пусть эта опера не зашла, но может зайти другая. Новыми постановками я хочу привлечь слушателей 16–30 лет, при этом, конечно, не оставляя без внимания более возрастную аудиторию постоянных посетителей оперного театра.

Насколько Пакгаузы оказались технически готовы к такому формату?

— Мы изначально учитывали специфику концертного Пакгауза: нет арьерсцены и карманов сцены. Но там очень хорошая акустика и звук. Поэтому, когда постановка создавалась, мы продумывали геометрию площадки и смогли себе позволить формат медиаспектакля: без громоздких декораций, но с большим экраном, куда идет медиапроекция.

Алексей Трифонов оценил Пакгаузы как прекрасную площадку для проведения музыкальных фестивалей

Алексей Трифонов оценил Пакгаузы как прекрасную площадку для проведения музыкальных фестивалей

Поделиться

Как вы оцениваете историческое возвращение фестиваля на площадку?

— Конечно, я этому очень рад. Я считаю, что появление такой современной локации для Нижнего — это огромное приобретение. Такого уровня площадок в России, поверьте, очень-очень мало. Пакгаузы можно сравнить со свежими концертными залами Мариинского театра и «Зарядья». Понятно, что столичные залы больше по объему, но по качеству Нижний им нисколько не уступает.

Насколько этот фестиваль важен для культурного пространства Нижнего Новгорода и России в целом?

— Для Нижнего это один из трех самых значимых фестивалей классической музыки наряду с «Болдинской осенью» и «Сахаровским фестивалем». А если брать российскую фестивальную карту, то «Стрелка» занимает достойное место среди таких важных событий, как Дягилевский фестиваль в Перми и Платоновский фестиваль в Воронеже, а также несколькими крупными фестивалями в Москве и Петербурге. Мне важно, что у нашего — свое, особенное лицо. И по художественному наполнению, и по уровню приглашенных звезд мы ничем не уступаем ведущим фестивалям России.

Поделиться

Спецпроект NN.RU и Центра 800

    Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter