После 800-летия Нижний Новгород всё чаще мелькает во всероссийской повестке. Безусловно, имидж города изменился. И дело не только в благоустроенных территориях, но и в том, как наследие используется после юбилея. Один из таких проектов — Пакгаузы. Только за этот год культурный центр получил 7 престижных наград! Почему вокруг него возник такой ажиотаж, какие мероприятия там проходят и как заброшенные склады на Стрелке стали общероссийским достоянием — расскажем в этом материале.
От императорских выставок до культурных пространств XXI века
История этого объекта началась в конце XIX века. Металлические конструкции были составной частью главного павильона двух Всероссийских выставок в 1882 и 1896 годах. Последняя как раз и состоялась в Нижнем Новгороде, посмотреть на чудеса и достижения в области техники, искусства, сельского хозяйства съехались люди из разных уголков страны. После выставки конструкции выкупили и перенесли на Стрелку.
В советское время они несли чисто практическую функцию, став основой для строительства складов в грузовом порту — пакгаузов.
Об исторических «ажурных кружевах» на Стрелке громко заговорили в 2015 году, когда их обнаружили градозащитники. Власти решили вернуть объектам былую значимость. Уже в 2019-м в пространстве строений под открытым небом с успехом прошли первые крупные события. В их числе — фестиваль аудиовизуального искусства INTERVALS, вручение госпремии в области современного искусства «Инновация», и впервые состоялся международный фестиваль искусств «Стрелка». После масштабных работ в июне 2022 года внутри исторических конструкций открылись концертный и выставочный Пакгаузы.
Такая площадка — только в Нижнем
Пакгаузы на Стрелке привлекают внимание зеркальным фасадом и необычной архитектурой. Оба строения сделаны по принципу трансформирующихся пространств. Это значит, что можно легко менять обстановку, реализовывая экспозиции современного искусства и другие креативные проекты.
Концертный зал — уникальное камерное пространство с естественной акустикой. Благодаря панорамной стене за сценой Стрелка и историческая часть города становятся декорациями для постановок. Стеклянный фасад можно закрыть шторами-перегородками, если того требует формат события.
За смелую и неординарную концепцию современного приспособления Пакгаузов можно поблагодарить архитектурное бюро «СПИЧ», ведь таких залов в России больше нет. Современное оборудование и архитектурные особенности позволяют проводить в концертном Пакгаузе проекты международного уровня.
Премьеры, прогремевшие в Пакгаузах
Пакгаузы пользуются большой популярностью. За полгода с момента открытия в культурных пространствах прошло более 20 концертов, фестивалей и выставок, которые посетили более 40 тысяч человек. Причем некоторые события включали участие мировых звезд, что вызвало любопытство не только у нижегородской аудитории.
Открылся концертный зал в июне выступлением оркестра musicAeterna под руководством знаменитого Теодора Курентзиса. Музыканты исполнили «Метаморфозы» Рихарда Штрауса и «Серенаду для струнных» П. И. Чайковского. Выступление оркестра стало громким событием, которое подтвердило, что в Нижнем появилось качественное пространство для масштабных культурных мероприятий. Это отметил один из зрителей и главный редактор NN.RU Денис Стрелков.
— Меня поразил дизайн, оформление и освещение — всё сделано современно, но с огромным уважением к прошлому. Хотелось бы, чтобы по всей стране власти стали так заботливо относиться к дореволюционному наследию. Внутри и снаружи здания можно отчетливо рассмотреть элементы конструкции — например, что металл не сварен, а держится на заклепках (как «Титаник», например). Что касается звука, то я не могу сказать, что у меня хороший слух, но оркестр в тот вечер смог играть для целого зала без звукоусиливающей аппаратуры, и музыка пробирала до глубины души, — заключил зритель.
И, конечно, в конце лета особое внимание было приковано к международному фестивалю искусств «Стрелка», в котором принял участие дирижер итальянского происхождения Фабио Мастранджело. Жителей и гостей города ждали 3 дня концертов и моноспектаклей с классическим музыкальным сопровождением и мультимедийными технологиями. О проекте подробно рассказывал художественный руководитель Нижегородского театра оперы и балета, куратор фестиваля Алексей Трифонов.
— Я считаю, что появление такой современной локации, как Пакгаузы, для Нижнего — это огромное приобретение. Такого уровня площадок в России, поверьте, очень-очень мало. Пакгаузы можно сравнить со свежими концертными залами Мариинского театра и «Зарядья». Понятно, что столичные залы больше по объему, но по качеству Нижний им нисколько не уступает, — подчеркнул Алексей Трифонов.
Нижегородский театр оперы и балета активно осваивает новую площадку. Яркими премьерами также стали опера «Орфей и Эвридика» и постановка 4 одноактных балетов «Терезин-квартет».
Выставочный зал тоже «не скучал». Открытие прошло 4 июня вместе с началом работы мультимедийной экспозиции «Точка сборки». Выставка была посвящена Всероссийской промышленной и художественной выставке 1896 года и возрождению Пакгаузов. Одна из зрительниц Мария Лобачева поделилась впечатлениями.
— Мы с подругой сюда заглянули случайно. Я выбирала площадки для свадебных фотосессий и решила оценить Пакгаузы. Они меня впечатлили сразу: снаружи выглядят очень стильно, современно и даже магически за счет зеркального покрытия. Внутри очень высокие потолки и белые стены. Простор и минимализм помогли сосредоточиться на картинах. Отдельно хочу похвалить информационное сопровождение: у каждого объекта были наушники, в которых транслировалась история и замысел картины, — рассказала Мария. А в сентябре девушка отправилась к Пакгаузам вместе с женихом на фотосессию.
Также в выставочном зале совсем недавно завершился международный проект «Меццо-тинто. Полутона и интонации» — своеобразный гала-показ, который объединил персональные выставки десяти «звезд» современного меццо-тинто из десятка стран от Аргентины до Японии. Это совместный проект НГХМ и Екатеринбургского музея изобразительных искусств.
Что будет еще?
Если вы еще не оценили красоту и масштабность Пакгаузов, то можно успеть посетить культурные события в этом году. 24 декабря в концертном зале народный артист России, профессор Московской консерватории Алексей Любимов исполнит шедевры фортепианной классики на рояле ERARD — оригинальном инструменте, созданном в Париже в 1848 году. В этот вечер прозвучат шедевры В. А. Моцарта, Ф. Шопена и Л. Бетховена. Концерт пройдет в рамках программы Министерства культуры РФ «Всероссийские филармонические сезоны».
А 25 декабря состоится концерт симфонической музыки «Шуман. Безумства романтизма». Произведения крупной формы Роберта Шумана, относящиеся к позднему периоду его творчества, прозвучат в исполнении оркестра La Voce Strumentale, хора и солистов Нижегородского театра оперы и балета имени А. С. Пушкина. Дирижером выступит Аапо Хаккинен из Финляндии.
Также до 5 февраля в галерее на Стрелке проходит выставка известной нижегородской художницы Аси Феоктистовой «Связи». В экспозиции представлено 94 живописных произведения.
— Проект Аси Феоктистовой — искусство, отражающее поиски на грани фигуративной и абстрактной живописи. Здорово, что мы можем наполнить Пакгаузы разными красками, интонациями, направлениями, привлечь сюда совершенно разных посетителей. Зрители увидят произведения, созданные в последние несколько лет. Эти работы демонстрируют философию и творческую трансформацию автора, — отметил генеральный директор Нижегородского художественного музея Роман Жукарин.
Однозначно Пакгаузы становятся новой визитной карточкой Нижнего Новгорода. Благодаря им сюда приезжают не только «рядовые туристы», но и ценители искусства. Уникальность культурных пространств подтверждает и получение 7 наград. Среди них — победа в номинации «Креативное пространство года» премии Russian Creative Awards и премии «Сделано в России» проекта «Сноб», а также звание лауреата международной премии «Золотой Трезини» в номинации «Лучший реализованный проект реставрации / реконструкции» и серебряный диплом международной премии «Зодчество» в номинации «Объект социального и культурного назначения».