Курсанты Волжского университета водного транспорта вернулись с практики. Она была непростой и проходила на суднах мирового значения — фрегате «Мир» и паруснике «Херсонес». Студенты сами рассказали о своих впечатлениях.
Руководитель экспедиции Роман Хвостов отметил, что практика прошла замечательно и очень интересно. На борту «Мира» находились 136 курсантов, не только из Нижнего Новгорода, но и из университета морского флота им. Макарова (Санкт-Петербург). Курсанты учились морскому делу, но в экспедиции были и преподаватели, которые читали им лекции, например, по английскому языку, основам морского судовождения.
Фрегат «Мир» — это самое быстроходное судно в мире, поэтому пройти практику на нем, а по окончании получить первый морской диплом международного образца — большое достижение для студентов. «Мир» пробыл в экспедиции чуть больше двух месяцев в Балтийском и Северном морях, заходил в порты. Роман Хвостов особенно отметил, что в каждом порту их встречали, как героев, устраивали различные мероприятия.
Кстати, во время праздника 9 Мая «Мир» находился на территории Германии. Курсанты организовали концерт для всех желающих. Роман Хвостов вспомнил свое удивление, когда узнал, что молодое поколение немцев в принципе не знает о Второй мировой войне, поэтому курсантам приходилось объяснять, чему посвящен концерт и что это за символ такой — георгиевская лента. Роман также заметил, что немцы очень спокойно относятся к этому празднику, а поколение постарше и вовсе подпевало при исполнении «Калинки», было настроены исключительно дружелюбно.
Своими впечатлениями от длительной командировки поделились и сами курсанты. Игорь Осокин рассказал, что дольше всего его команда была в Гамбурге:
— Этот город чем-то похож на Нижний Новгород. Мы были заняты не только на корабле, еще организовывали мероприятия, например, играли в футбол, но уступили немцам в финале турнира. Еще мы брали на борт туристов и катали их по Эльбе. Кроме того, к нам часто наведывались журналисты с немецкого телевидения, и мы однажды даже озвучили прогноз погоды! Так, мы еще и в немецком языке практиковались, не только в английском. Дисциплина у нас была строгая. Если провинился — идешь в наряд, если не успел до захода в порт, то на сушу тебя не пустят...
Студент Волжского университета водного транспорта Алексей Красник прошел практику на паруснике «Херсонес», о чем также с удовольствием рассказал:
— У нас на судне, конечно, было всё не так строго, как на «Мире», больше свободного времени. С нами вместе ходили курсанты из Ростова-на-Дону и Новороссийска, тяжеловато было поначалу найти с ними общий язык, все-таки готовили нас в разных вузах. Но в результате мы сдружились, ведь делали общее дело. Самое главное — это то, что мы смогли понять и полюбить эту профессию. Раньше я не представлял, как это может быть — выходишь на палубу, а кругом вода... Даже берега не видно! Зато теперь я знаю, что в выборе профессии не ошибся. Мне кажется, я повзрослел за это время. Экспедиции длятся не один месяц, конечно, это непросто, скучаешь. Но я считаю, мои родные и друзья должны понимать, что это мое любимое дело, и принимать это.
День Победы курсанты встретили в Ялте. На «Херсонесе» устроили своего рода день открытых дверей, курсанты проводили экскурсию по паруснику для ветеранов войны и просто для всех желающих.
Уже ближе к концу плавания «Херсонес» противостоял стихии: при подходе к порту поднялся сильный ветер, поставить судно на якорь было невозможно, пришлось разворачиваться и идти обратно в Севастополь. При развороте был сильный крен.
— Это было тяжело, — вспоминают курсанты.
Декан факультета судовождения Михаил Чурин отмечает, что далеко не все студенты попадают на практику в море — только отличники и хорошисты. Остальные курсанты проходят обучение на речных судах:
— Это стимул для ребят учиться лучше.
Михаил Чурин пишет художественные произведения о жизни моряков:
— Я хочу, чтобы курсанты были готовы не только к физическому труду на судне, но и психологически — к такому длительному отсутствию дома. Об этом в моих книгах тоже есть. В целом ребята постепенно входят в ритм практики. Сначала она два месяца, на следующем курсе — четыре, затем — шесть. Направленность у них тоже разная. Так курсанты с каждым разом узнают об устройстве судна всё больше и больше и пробуют себя в разных амплуа в команде.