Некоторые российские школы получили рекомендации по проведению «уроков мира» среди подростков о событиях на Украине. В презентации — история взаимоотношений между странами и объяснение официальной позиции власти по поводу причин специальной военной операции. Занятия организовывались среди учеников 6–11-х классов во вторник и среду. А сегодня Минпросвещения заявило о проведении «всероссийского урока, посвященного освободительной миссии на Украине», который состоится 3 марта.
Может ли школа добавлять политику в образовательный процесс и как общаться с детьми о происходящем, NN.RU спросил у нижегородского психолога и психотерапевта Андрея Камина.
Что объясняли детям
Материалы к урокам поступили в ряд российских учебных заведениях 1 марта. По информации «Медиазоны» (признана иноагентом), речь идет о школах в Москве, Санкт-Петербурге, а также Калужской, Сахалинской, Пермской, Томской и других областях. Среди областных министерств образования ситуацию прокомментировало только калужское ведомство.
— Их смысл — не в пересказах доводов из каких-либо выступлений и осуждении призывов к антивоенным акциям, а в разъяснении смыслов событий, происходящих в стране и мире в настоящее время. Уроки проводятся в различных формах, определимых конкретным учителем. Никаких специальных форматов содержания и методики не предлагается, — передает ответ министерства «Мел».
Проводились ли такие уроки в Нижегородской области, в региональном Министерстве образования не смогли оперативно ответить.
Как сообщается в материалах к уроку, его цель — «сформировать у учеников среднего звена школы адекватную позицию по вопросу проведения Вооруженными силами России специальной миротворческой операции по защите Донецкой и Луганской народных республик».
Презентация состоит из нескольких разделов, в которых рассказывается об истории России и Украины, операциях НАТО, «информационных войнах» и так далее. Кроме того, в слайдах содержатся выдержки из обращений Владимира Путина. Подробно о сценарии занятий мы рассказывали в отдельном материале.
Отметим, что в свойствах файлов указан один автор — Ольга Суханова. Точно так же зовут начальника управления исследования и разработки «Академии Минпросвещения России» — учреждения федерального Министерства просвещения, занимающегося допобразованием педагогов.
Нужно ли об этом рассказывать в школе
Бывший директор школы № 24 Елена Моисеева считает, что «не нужно тащить политику» в учебные заведения. Отметим, что в период своего руководства Моисеева сделала многое для сохранения политического и религиозного нейтралитета школы.
— В школе — учить, политика не относится ни к воспитанию, ни к непосредственной функции образовательного учреждения. Не нужно тянуть всю дрянь в школу.
Она также отметила, что несмотря на подобные рекомендации, «на местах есть учителя в здравом уме, с хорошим образованием, которые будут транслировать всё по-честному, — с детьми по-другому не проходит».
В то же время психолог Андрей Камин говорит о том, что в современной ситуации с детьми полезно говорить о происходящем — «ограничить их от большого информационного потока невозможно». Он отмечает, что с подростками нужно обсуждать безопасность этого информационного потока, потому что часто в таких обстоятельствах они становятся особенно внушаемыми.
— Если этого не будут делать школы, это будет делать телевизор. Тот уровень агрессии, который царит в российских общественно-политических передачах — явно недетский. Лучше уж в школах. Второй вопрос — как это будет делаться, потому что очень бы не хотелось, чтобы к занятиям подходили формально, — считает Камин.
По его словам, общение сейчас будет полезно не только детям, но и взрослым, — «нужно остановиться в этой ситуации, обсудить ее с близкими и более-менее компетентными людьми».
Напомним, ранее учитель истории одной из российских школ рассказал, как разговаривать с детьми о войне и о современной ситуации в Донбассе. Педагог уверен, что в учебном заведении нельзя замалчивать эти события.