Сегодня, 5 октября, во многих странах отмечается профессиональный праздник работников сферы образования. Сегодня столы учителей будут завалены хризантемами и чайными наборами, однако освобождение от работы это не предполагает. Мы пообщались с Ольгой Веселовой (имя изм. — Прим. ред.), работающей педагогом в одной из школ Нижнего Новгорода, и узнали у нее, каково это быть учителем, насколько изменилась профессия за последние годы и соответствуют ли зарплатные ожидания действительности.
Учительница Ольга, попутно являющаяся блогером и классным руководителем у старшеклассников, считает, что современная школа требует современного подхода к работе. В первую очередь это касается разграничения личного и рабочего времени. Педагог отмечает, что это необходимо как для физического, так и для ментального здоровья.
— Я умею разграничивать рабочее и личное время. Не спорю, что иногда приходится решать какие-то вопросы в домашней обстановке, но занимает это совсем мало времени. Отмечу, что принципиально не имею дома компьютера: всё только на работе, — отмечает девушка.
На вопрос, что из себя сейчас представляет работа педагога, Ольга ответила, что это такая же профессия, как и все остальные, со своими преимуществами и недостатками. Между тем посвятить себя преподаванию нижегородка мечтала с малых лет.
— Я с детства мечтала стать учителем. Родилась в педагогической семье. Не скрою, что бывает очень сложно, но я очень люблю детей. Работа с изнанки — ничем не отличается от работы в любой другой сфере. Но скажу так, сейчас стало, наверное, в чем-то легче. Круг профессиональных должностных обязанностей четко обозначен. Давления со стороны руководства, по крайней мере у нас в школе, нет.
Часть трудностей у школьного персонала возникает из-за недостаточной обеспеченности рабочего процесса. То есть учителям элементарно не всегда хватает таких простых вещей, как бумага, картриджи для принтеров и так далее.
Также организация обучения сейчас требует работы с медийными средствами, но не всегда обучиться ими оказывается легко, особенно это касается педагогов в возрасте.
У работы учителем Ольга выделила несколько составляющих, которые портят все впечатления от образовательного процесса: зарплата, отношения с родителями школьников и кадровый голод.
— Больше сложностей возникает с родителями, так называемыми… диванными экспертами, которые почему-то считают, что лучше знают, как работать педагогам. Но самое трудное во взаимодействии учитель — ученик — родитель — это бесконечное число бумаг, которые необходимо подписывать. Я говорю о различных согласиях на обработку персональных данных. Это нужно, но оформлять такие бумаги на каждое мероприятие и конкурс очень утомляет, — подчеркивает собеседница.
Что касается денег, то заработная плата учителей сейчас складывается следующим образом: окладная часть, надбавки за категорию, стаж, классное руководство (региональный и федеральный бюджет), а также надбавки за ведение методических объединений. Стандартная ставка педагога — это 18 часов в неделю. Однако сколько получит преподаватель, если будет работать по минимуму, догадаться нетрудно.
— Хотелось бы, чтобы педагог имел 18 часов в неделю (ставка) и получал за это адекватную заработную плату. Но сегодня это невозможно, сумма будет около 25 тысяч, а у молодых специалистов еще меньше, — добавила нижегородка.
Однако даже если учителя устроит скромная сумма по минималке, то брать дополнительные часы ему всё равно придется из-за того, что в школе попросту не хватает специалистов.
— Серьезная нехватка учителей приводит к тому, что работник вынужден брать 35–40 часов в неделю, соответственно оплата труда составляет около 50 000 и выше. Многие занимаются репетиторством (а это 1000–2000 за один академический час), — подчеркнула Ольга, добавив, что она сама ни в чем не нуждается, но только благодаря мужу, который прилично зарабатывает.
А вот телефоны у учеников, как говорит Ольга, это не самое губительное зло. Как минимум потому, что учителя тоже ими пользуются. Задача педагога — объяснить ученику, что использовать гаджет можно не только для просмотра мемов.
— Главное, важно объяснить, как им пользоваться. Подростки могут часами сидеть в интернете, играя в различных приложениях и снимая видеоролики, но остаются беспомощными при поиске необходимой информации. Мы учим их этому в том числе, — добавила собеседница.
Большинство учителей остановили выбор именно на этой профессии по призванию или любви к детям. Однако педагоги тоже люди, которые устают от общения, а также бесконечных выкрутасов учеников. Ольга считает, что тут главное — вовремя выдохнуть и остановиться, ведь педагог — пример для своей юной аудитории.
— Все мы люди. Мне тоже иногда хочется сорваться на ученика, коллегу. У всех свои обстоятельства: личные причины, состояние здоровья, настроение. Когда накатывает — просто выхожу из кабинета, говорю мысленно: «Вдох — выдох» — и напоминаю себе о том, что это дети, а я для них пример. Потом просто стараюсь повернуть ситуацию в нужное мне русло.
В школе Ольги руководство относится к педагогам с пониманием, особенно к молодым специалистам. Недавно отучившиеся по специальности учителя не всегда выдерживают такой работы и сбегают через пару месяцев после трудоустройства, в основном, кстати, из-за родителей школьников, которые часто ведут себя неадекватно. Худшее при таком развитии событий, как считает Ольга, это равнодушие и отсутствие поддержки от руководства.
— Мы в своем учебном заведении сразу вовлекаем молодежь в работу по системе реверсивного наставничества: им тоже есть чему обучить опытных стажистов.
Мы также спросили у Ольги, есть ли у учителей «любимчики» и кем сейчас мечтают стать современные школьники, когда вырастут. Что касается последнего, то ожидаемо большинство детей, насмотревшись на соцсети, очень хотят быть блогерами. Также лидируют специальности в медиасфере.
— Про любимчиков скажу так. Есть беспроблемные ученики. С ними работать комфортно, как и с их родителями. Но и с трудными ребятами желание работать не меньше, потому что мы всегда нацелены на результат, — заключила собеседница.
Ранее мы также писали об истории другой нижегородки. Женщина бросила должность топ-менеджера в строительной фирме ради карьеры модели в 55 лет. Коммерческих предложений ей пока не поступало, однако только на подиуме женщина почувствовала, что такое настоящая жизнь.