Российское кино в этом году празднует юбилей — ровно 115 лет назад вышел первый отечественный фильм. В понедельник в нижегородских школах пройдут занятия, посвященные этому событию. На «Разговорах о важном» детям расскажут об известных советских фильмах. Старшеклассникам покажут видео о том, как создавалась «прекрасная семейная комедия "Чебурашка"». Что еще ждет школьников на следующей неделе — в нашем материале.
1–4 классы: знакомство с советской классикой
Занятие начнется с хорошо знакомой многим людям песни «Фильм, фильм, фильм». Прокрутив фрагмент, учитель расспросит детей о том, какие картины они смотрели в последнее время и что им больше всего запомнилось.
— «Чебурашка», «Приключения Электроника», «Движение вверх», «Лев Яшин. Вратарь моей мечты» и многие другие фильмы, которые вы назвали, славная история нашего отечественного кинематографа продолжается, — ответит учитель (видимо, методисты считают, что младшеклассники назовут именно такой список фильмов).
Преподаватель продолжит занятие знакомством с историей партнера «разговоров» — киностудии «Мосфильм». Ребята послушают выступление Карена Шахназарова — режиссера, снявшего «Курьера» и «Палату № 6». Сейчас он — гендиректор киноконцерна. После этого учитель напомнит детям о фильмах, снятых студией: «Кавказская пленница», «Москва слезам не верит», «Белое солнце пустыни».
— Слышали вы эти названия? Кто смотрел эти фильмы? Чем они вам понравились? — поинтересуется у малышей педагог.
Об истории отечественного кино дети узнают из видеоролика. Школьникам кратко расскажут, как развивалась индустрия. Спикер упомянет «Броненосец "Потемкин"» Эйзенштейна, киносказки Александра Роу. Не только сказки снимали советские киностудии, но и мультфильмы, отметит преподаватель. Затем школьникам предложат интерактивные задания. В первом упражнении они должны будут отгадать героя по его фразе. Например, какой персонаж запомнился фразой: «Счастье привалило!» (это домовенок Кузя, если вы забыли).
Во втором задании младшеклассники должны будут продолжить известные песни из мультфильмов: Мамонтенка, Львенка и других. Следующее упражнение — отгадать персонажа и картину по кадру. На экране покажут отрывки из хорошо знакомых советским детям произведений — «Снежная королева», «Паровозик из Ромашкова».
В четвертом раунде, «калейдоскопе», детям покажут нарезку из разных мультфильмов. Ребятам надо будет их запомнить и назвать в конце ролика. В нарезке представят фрагменты из «Королевства кривых зеркал», «Маугли», «38 попугаев» и других отечественных картин. В заключение учитель расспросит ребят о том, как создают мультфильмы.
Занятие завершится обсуждением будущего кино и небольшим интерактивом — детям предложат нарисовать эмблему, посвященную юбилею отечественного кинематографа.
5–7 классы: «Давайте смотреть наши российские фильмы»
Занятия у ребят постарше также начнутся с рассказа о «Мосфильме» и выступления режиссера Карена Шахназарова. Учитель отметит, что студия сняла более 2,5 тысячи картин и первый в России многосерийный фильм. Затем он предложит детям обсудить идею режиссера, что кино — это история страны. Школьники должны подумать, как оно доносит до людей мысли, связанные с пониманием мира. Кино — один из наиболее эффектных способов передачи информации о стране и культуре, отметит учитель и попросит школьников привести примеры фильмов.
— Я приведу свой пример, — скажет педагог. — Таким фильмом может быть «Приключения Электроника». Вы все наверняка его смотрели или знаете сюжет. Хочу привести одну цитату: «Пойми! Ты требуешь невозможного!» — «Я хочу стать человеком! Что же здесь невозможного?».
Преподаватель предложит ребятам обсудить диалог между Электроником и профессором Громовым. Ребята должны будут подумать, имеют ли идеи героев отношение к настоящему. Учитель завершит обсуждение словами, что хорошие фильмы помогают зрителям «развиваться как личностям, лучше узнавать страну, ее историю и ощущать гордость за ее достижения».
Историческая часть «разговоров». Детям расскажут о первом российском фильме — «Понизовой вольнице», снятой в 1908 году. Это была экранизация песни о казаке Степане Разине, который взял в плен персидскую княжну и влюбился в нее. Картину впервые показали в московском театре «Аквариум» под аккомпанемент музыки.
От первого фильма разговор переместится к обсуждению анимации. Педагог объяснит детям то, как можно сделать самый простой мультфильм, — на стопке бумаги. А потом расскажет о первом мультфильме, созданном в нашей стране. Он вышел в 1912 году и назывался «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами». Как и все картины тех лет, мультфильм был немым. Зрителям вслух рассказывали, что происходит на экране.
— Ребята, а как вы думаете, почему мы сейчас вспоминаем фильмы «Броненосец "Потемкин"», «Чапаев», «Александр Невский»? — обратится к детям учитель.
Ребятам напомнят о фильме, который обсуждали на одном из прошлых занятий, — «Зое». Учитель спросит школьников, почему в годы Великой Отечественной было так важно снимать подобные картины. После этого разговор зайдет о фильме «Москва слезам не верит» и эпохе советского кинематографа. Ребятам покажут видеоролик о нём, в котором упоминаются названия лучших картин того времени: «Два бойца», «Летят журавли», «Гостья из будущего».
— Как делается кино? Приходит режиссер, садится в кресло с надписью «Режиссер» на спинке, открывает сценарий, хлопушка, камера, актеры... Так? — спросит у детей учитель.
Сейчас киностудии активно используют спецэффекты и компьютерную графику, но раньше таких средств не существовало. Дети должны будут разбиться по группам и объяснить, как именно режиссеры и операторы добивались необычных эффектов. После этого детям на видео дадут ответы. Например, как именно Эйзенштейну удалось раскрасить флаг в черно-белом фильме.
Следующее задание для учеников — разыграть сценку. Учитель предложит детям проверить свои таланты. На выбор несколько вариантов: школьник объясняет, почему не подготовился к уроку; родители отчитывают ребенка после собрания.
Преподаватель предложит детям задуматься об истории российского кино. Возможно ли, что фильмы будет писать искусственный интеллект? Подводя итог, учитель обратит внимание на еще одну сторону кинематографа — зрителей. Ребятам посоветуют тщательно выбирать то, что «наполнит душу».
— А для знакомства с фильмами достаточно всего лишь пойти в ближайший кинотеатр! Так давайте смотреть наши российские фильмы и делиться своими впечатлениями, — обратится к детям педагог.
8–11 классы: как создавали «Чебурашку»
Первая часть занятия — такая же, как у средних классов. Уроки начинают отличаться, когда речь заходит о современном кино. Ученикам 8–9 классов предложат игру «Правда-вымысел» на основе фильмов «Чебурашка», «Последний богатырь», «Вызов» и «Движение вверх». К примеру, ребят спросят, правда ли, что для одной из сцен «Чебурашки» использовали шесть тонн апельсинов (создатели картины говорят, что это так).
Затем педагог расспросит школьников о том, как создается кино и какие профессии в этой сфере они знают. Ребята должны будут объяснить, чем занимаются гафер, шоураннер, фоли-артист и другие специалисты. Занятие завершится обсуждением будущего киноиндустрии. Напоследок учитель посоветует школьникам посмотреть российский фильм «Я делаю шаг» об учителе с дислексией.
Программа занятия у учеников 10–11 классов немного отличается — в ней уделяется больше времени обсуждению «Чебурашки». Ребятам покажут видео о том, как снимался фильм.
Дети должны будут назвать профессии, представители которых присутствуют в ролике. И каждую из них классу предстоит обсудить: режиссер, актер, бум-оператор, дольщик (монтирует и передвигает операторскую тележку).
— Ребята, обратите внимание, какую необычную роль в этом фильме выполняла актриса Ольга Кузьмина, — обратится к школьникам педагог. — Чебурашка — компьютерный персонаж, но оказывается, невозможно «оживить» цифровых героев без реальных актеров.
Школьникам предложат назвать профессии, не прозвучавшие в видеоролике. Когда речь зайдет о гримере, учитель напомнит ребятам о фильме «ТАСС уполномочен заявить». По сюжету, советского разведчика гримируют в умершего агента ГРУ, чтобы поймать другого шпиона. Как добавит учитель, самое интересное в этой истории то, что он основан на реальных событиях.
В качестве дополнительного задания детям могут предложить игру «Правда-вымысел» — почти такую же, как в средней школе. «Разговоры» завершатся вопросами о будущем кинематографа и призывом смотреть российские фильмы.