Деловая авиация в России существует больше десяти лет. Но — только для элиты: самолет под заказ стоит десятки тысяч долларов. Инициаторы первого в России проекта авиатакси Dexter убеждены: снизить в десять раз стоимость заказного перелета можно. Главное — найти правильные самолеты и убедить потенциальных клиентов в том, что каждый из них может стать небожителем за небольшие деньги.
эксперты Евгений Андрачников председатель совета директоров управляющей компании проекта «Авиа Менеджмент Груп» (Москва) Олег Пантелеев глава аналитической службы агентства «АвиаПорт» (Москва)Почему в России невозможно купить отечественный самолет для эксплуатации в режиме такси? Как рассчитать стоимость летных километров? Когда авиатакси станет общедоступным видом транспорта?Двадцать лет назад авиаперелеты в России были рядовым делом: можно было легко попасть из одного населенного пункта в другой, заплатив при этом немногим больше, чем стоил рейсовый автобус. Тогда малая авиация переживала расцвет: принимать самолеты небольшой вместимости (вроде Ан-2 или Л-410) мог любой аэропорт, а государство эту отрасль исправно субсидировало. Перевозя пассажиров, маленькие самолеты совершали по миллиону рейсов в год. В 1992 г. малая авиация как массовый вид транспорта фактически умерла. В те же 90-е гг. российская элита стала потихоньку примерять на себя новый атрибут деловой жизни — бизнес-авиацию. «Деловой» флот РФ состоит в основном из Як-40, Як-42, Ту-134 и Ту-154, выведенных из парков отечественных компаний. Эти самолеты ремонтируют, переоборудуют их интерьер и получают просторный бизнес-джет. Они комфортабельны и могут преодолевать большие расстояния, но очень дороги в эксплуатации. Например, расход топлива для Як-40 составляет 1,2 т на 1 час полета. Поэтому и конечная цена для потребителя высока: перелет из Москвы в Санкт-Петербург на борту Як-40 обойдется в $12–15 тыс., путешествие из столицы в Сочи на Ту-134 — в $30–40 тыс. Получается, бизнес-авиация в России — продукт исключительно олигархический. Не говоря уже о частной авиации — содержать личный самолет могут позволить себе единицы. «Это несправедливо, — считает Евгений Андрачников, руководитель проекта авиатакси Dexter. — Фактически все, что представлено в России как бизнес- или частная авиация, — привилегия очень богатых и больше напоминает лимузин». И делает вывод — небу нужны не только «автобусы» и «лимузины» — небу нужно воздушное такси: «Самое главное, что отличает такси от лимузина, — это доступность цены. Каждый из нас когда-нибудь ездил на такси по городу, но далеко не каждый летал на частном самолете». В этом и заключается глобальная идея проекта авиатакси Dexter — расширить круг «небожителей», пользующихся услугами чартерной авиации. Полную информацию читайте в журнале "Деловой Квартал" № 11