В России стартовала госпрограмма переселения граждан из терпящих бедствие моногородов. Группа компаний ИСТ перевезет 400 семей в город Тихвин, где нужны рабочие руки на ее новом вагоностроительном производстве. Завод еще не работает, да и квартиры не построены, но желающие найдутся, уверены авторы проекта.
Агентство по реструктуризации ипотечных жилищных кредитов (АРИЖК) заключило первое соглашение о сотрудничестве в рамках госпрограммы «Переезд», которая подразумевает переселение граждан из населенных пунктов со сложной экономической обстановкой туда, где они смогут получить новую работу. По соглашению, ГК ИСТ переселит 400 семей в город Тихвин Ленинградской области и обеспечит их работой на своем новом вагоностроительном заводе. Помощь будет оказана гражданам, имеющим жилье и обладающим соответствующей специальностью и квалификацией. По словам председателя совета директоров АРИЖК Александра Семеняки, реализация проекта стартует уже в текущем году.Пилотный проект «Переезд» был одобрен советом директоров АРИЖК в январе 2010 года. На его реализацию выделено 500 млн рублей. На что именно пойдут эти средства — участники соглашения не уточняют. По мнению экспертов, они будут потрачены на организацию переезда и софинансирование строительства жилья для переселенцев.Завод строится практически с нуля, и на нем планируется выпускать вагоны с современными техническими решениями. Например, с увеличенным межремонтным пробегом. Вице-президент ГК ИСТ, председатель совета директоров ЗАО «Тихвинский вагоностроительный завод» (ТВСЗ) Игорь Цыплаков признается, чтокомпания не в состоянии набрать достаточно людей в Тихвине, там просто нет необходимых специалистов. Надеется также Цыплаков на переезд в Тихвин квалифицированных работников из тех городов, где проходят сокращения на профильных предприятиях, — Ярославля, Тольятти, Набережных Челнов, Нижнего Тагила, Нижнего Новгорода и других. Всего на заводе будет создано около 3500 новых рабочих мест. Помимо строительства завода ИСТ инвестирует около $200 млн в строительство в Тихвине жилья для своих будущих сотрудников и членов их семей. К 2012 году планируется построить 2775 квартир общей площадью более 170 тыс. кв. м.Вагоностроительная отрасль сейчас пробуждается, поступают заказы. «Демиховский машиностроительный завод, например, работает в две смены», — рассказывает пресс-секретарь «Трансмашхолдинга» Артем Леденев. По его мнению, новый завод ГК ИСТ также не будет простаивать, и, соответственно, рабочим регулярно будет платиться зарплата.Однако эксперты предрекают сложности. В Тихвине домов для работников пока не построено, да и сам завод не начал работу. Только в начале марта ТВСЗ заключил договоры на поставку оборудования из Европы. Поставка данного оборудования планируется лишь в III квартале 2010 года, а запуск в эксплуатацию завода — не раньше IV квартала. На данный момент отремонтировано общежитие, в котором будут жить во время испытательного срока рабочие.«В 2010 году предложить людям уехать «на целину» — такая идея не будет пользоваться успехом. Можно рассчитывать только лишь на каких-то людей из городов, где ситуация близка к голодным бунтам»,— уверена заведующая кафедрой экономики труда и управления персоналом Академии труда и социальных отношений Екатерина Самраилова. Такой переезд для всех, кроме совсем молодых специалистов, невозможен, соглашается директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич. «Мы ещё не добрели до такого низкого уровня жизни, чтобы люди срывались и уезжали на приработки», — считает она.Вот если в Тихвине будет налажена вся инфраструктура, когда переселение в целом семьи даст перспективу не только трудоустройства ее главы, а обучения ребенка, возможности лечиться и прочее, только тогда, считает Самраилова, в город потянутся люди. Да и вообще, город, куда будут стянуты люди только на одно предприятие, — не лучшая перспектива для жилья. А вдруг с заводом что случится? «Делать из одного моногорода другой бессмысленно», — подытоживает Самраилова.Однако в АРИЖК верят в успех начинания: зарплата 25—35 тысяч рублей и
возможность получить жильё должны стать достаточным стимулом для переезда.«А по мере развития производства в городе будет повышаться уровень жизни», — говорит Семеняка. По его словам, четверть всех людей, обратившихся на горячую линию ОАО АРИЖК по вопросам участия в программе «Переезд», выразили желание переехать в Тихвин. Тихвинский вагоностроительный завод — это первая ласточка. По словам генерального директора ОАО АРИЖК Андрея Языкова, сейчас агентство изучает возможность сотрудничества с «Еврохимом» в рамках строительства рудника для добычи калийных удобрений в Волгоградской области. Вторая волна трудовых мигрантов сможет поехать туда. Однако эксперты сомневаются, что программа станет массовой. Идея принять у себя семьи рабочих из моногородов и построить им жильё вряд ли была инициативой компании ИСТ, подозревает директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев: «Видимо, представители государственных органов пришли в компанию и, мягко говоря, подсказали им проявить социальную ответственность».