Город Народ не поймет, если мы переделаем вузы в пту

Народ не поймет, если мы переделаем вузы в пту

Ярослав Кузьминов, ректор Высшей школы экономики, Москва

Говорят, что половину вузов нужно закрыть за ненадобностью или перепрофилировать в ПТУ. Основания для таких заявлений есть.

По числу обученных специалистов у нас самое мощное высшее образование в мире. 57% людей в возрастной категории 25–35 лет имеют диплом вуза. Это уровень, соответствующий Канаде и Японии, а США и Западную Европу мы давно обогнали. Россия — в числе стран-лидеров. По нашему опросу, 88% российских граждан считают высшее образование своих детей обязательным.Но качество нашего высшего образования и его структура представляют огромную проблему. 80% будущих инженеров и технологов, поступивших на бюджетные места, — троечники и двоечники. На ЕГЭ они получили по профильным предметам 50–55 баллов и меньше. Скорее всего, эти люди просто не освоят профессиональные образовательные программы. Я уже не говорю о том, что на отдельных направлениях (эксплуатация машин и механизмов, металлургия и металло­обработка и др.) отличников нет вообще. А для промышленных регионов это очень важные специальности.Слабая подготовка, конечно, неспецифический риск для России. Троечники идут получать высшее образование и в других странах. Но, в отличие от них, наши люди даже не представляют, на какие рабочие места могут рассчитывать.В высшей школе сложилась устойчивая диспропорция. Больше половины всех студентов — будущие экономисты и юристы. Серьезной карьеры им не сделать. Удел большинства выпускников — работа менеджером торгового зала. В лучшем случае они превратятся в офисный планктон. На другом полюсе — больше 30% бюджетников, которые учатся на инженеров. Это намного больше, чем в любой развитой стране. В то же время предприятия испытывают хронический дефицит инженеров, экономистов и юристов.Ситуация абсурдная, ибо всем понятно: вузы обманывают людей. Сфера высшего образования в России — большая пирамида вроде той, что построил Сергей Мавроди. Когда тайное станет явным, виноватым окажется государство, способствующее этому обману. Оно продолжает давать бюджетные места вузам, далеким от рынка, которые не могут привлечь адекватных людей на свои специальности и вынуждены обучать кого придется.Система высшего образования в кризисе. Но сокращать половину вузов было бы неправильно. О чем тогда может идти речь? О прикладном бакалавриате. Надо сделать так, чтобы после одного-двух лет обучения человек мог выбрать техническую специальность, за которую на рынке платят деньги, освоить ее и начать работать (или учиться дальше, если хочет). Я вас уверяю: больше половины нынешних студентов дневных отделений согласятся стать высококвалифицированными рабочими. Знаете почему? 65% студентов дневных отделений, начиная со второго-третьего курса работает по 22–24 часа в неделю. Понятно, что времени на учебу у них не остается. По сути, они приходят в вуз за дипломом. Они знают, что получат «корочки», даже если не станут сильно напрягаться.Так не должно быть. Но ограничивать доступ к высшему образованию было бы неправильно. Учеба в вузе необ­ходима для социализации личности, для формирования коммуникативных навыков. Это важно еще и потому, что у нас короткий срок обучения в общеобразовательной школе — всего 11 лет, тогда как в большинстве развитых стран — 13 лет: там и начинают с более раннего возраста, и заканчивают позже, и успевают изучить основы многих вузовских предметов. Мы же просто не даем школьникам необходимого объема социальных навыков. Могут ли они защищать свои интересы, если не изучали право и основы экономики?Это значит, что мы не можем превращать вузы в ПТУ. Народ нас не поддержит. Будет вернее, если мы повысим социальные позиции человека, который работает руками, — технаря, реализующего задумки других. Необходимо сочетание продвинутой социализации в стенах университета и возможностей получить профессиональную квалификацию (и периодически ее повышать). То, что мы предлагаем, — не наше изобретение. Во многих странах эта модель успешно работает. Думаю, что областям, которым нужны рабочие руки, стоит решиться на эксперимент.Запустив механизм прикладного бакалавриата, можно быстро компенсировать нехватку

квалифицированных рабочих и служащих — исполнителей в разных сферах. Наша задача — не опустить студентов вуза до уровня ПТУ, а поднять рабочего до уровня специалиста.Колонка подготовлена на основе интервью для «Делового квартала» на VIII Международной научно-практической конференции «Устойчивое развитие российских регионов: человек и модернизация»

www.dkvartal.ru
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Форумы
ТОП 5
Мнение
«Зачем из Раскольникова делать идиота?»: мнение школьной учительницы о новом «Преступлении и наказании»
Мария Носенко
Корреспондент
Мнение
«Сил их терпеть нет даже у меня». Правдивый рассказ хозяйки трех шотландских кошек — их заводят за милую внешность
Анонимное мнение
Мнение
Россияне съездили в страну гор и вина — Армению — и почувствовали себя дома: плюсы и минусы отдыха
Анонимное мнение
Мнение
«Черные унитазы и протухшая посуда». Журналистка ушла в клинеры и рассказывает о секретах и ужасах новой работы
Анонимное мнение
Мнение
Райские виды по соседству с плесенью и беднотой. Турист бюджетно провел две недели на Гоа — сколько денег потратил
Анонимное мнение
Рекомендуем
Знакомства
Объявления