Робот с живым мозгом — не фантастика, а новое достижение нижегородских ученых. Подобными экспериментами занимаются всего несколько крупных научных центров в мире. Робот-нейроанимат — совместный проект Института прикладной физики Российской академии наук, Нижегородского государственного университета и Нижегородской медицинской академии. Как живой мозг управляет пластмассовым «телом»?
Можно ли этого робота чему-нибудь научить? И какие загадки мозга ученые рассчитывают разгадать таким способом? Впервые за поведением нейроанимата могут понаблюдать не только сами ученые, но и зрители программы «Вести-Приволжье». Клетки живого мозга управляют роботом на расстоянии. Сама культура нейронов, то есть ткань мозга находится в стерильном боксе-инкубаторе. «Глаза» робота — ультразвуковые датчики препятствия. В природе подобными сенсорами обладают летучие мыши. Обмениваются сигналами мозг и робот по беспроводной сети WI-FI. В таких пробирках и живут клетки мозга. Розовая жидкость — это питательная среда, а сами клетки увидеть невооруженным глазом невозможно: их выращивают в небольших количествах, чтобы ученые имели возможность изучать каждую в отдельности. Тонкая стеклянная пластинка внутри пробирки — это электронная матрица. Она передает электрические импульсы от живых клеток мозга на компьютер. Вспышка на мониторе обозначает реакцию на раздражитель. Для исследователей важно видеть, как в этот момент образуются связи между нейронами, поэтому клеток и должно быть немного. Алексей Пимашкин, координатор проекта «Нейроанимат»: «Мы не говорим о том, что используем целый мозг, но базовые механизмы в любой его части одинаковы. Эти механизмы мы и можем использовать в практических приложениях, например, подключив к роботу». Маленький робот из детского конструктора призван помочь ученым сделать огромный шаг в науке — понять, как работает мозг. Благодаря нейроанимату исследователи уже выдвинули смелую гипотезу: группа клеток обладает «коллективной памятью», а следовательно, способна меняться под воздействием извне — в некотором смысле, «учиться». Виктор Казанцев, заведующий лабораторией Института прикладной физики РАН, заведующий кафедрой нейродинамики и нейробиологии биологического факультета Нижегородского государственного университета имени Н.И.Лобачевского: «Мозг — это суперэффективная вычислительная система. Одна из практических задач — понять принцип этих вычислений. Если вы поняли этот принцип, “Интел” и все компьютерные корпорации можно закрывать». У робота с живым мозгом в лаборатории есть сосед, похожий на крокодила. Это робот, управляемый компьютерной моделью мозга, возможно, далекий предок искусственного интеллекта. «Крокодил» тоже реагирует на препятствия: то таранит, то открывает пасть. В разной реакции и состоит преимущество модели мозга перед компьютерной программой. В «поединке» двух роботов модель проигрывает живому мозгу: робот на колесах уворачивается от пасти «крокодила». Впрочем, нейроаниматы — лишь промежуточный этап исследований. Конечная цель масштабна пока очень далека — создание компьютера по образцу мозга, способного обучаться и принимать самостоятельные решения.