Галерея псевдоученых и псевдоучений, создаваемая Российской академией наук в том числе с помощью журналистов, пополнится еще одним именем – «Редокс».
«Наукообразные медицинские сказки приносят доход» - так называется статья зав. отделом Института прикладной физики РАН, чл.-корр. РАН Владимира Кочаровского, пищу для размышлений которого дала деятельность компании «Редокс», производящая так называемые «электрические витамины».
«Как средство безнаказанной рекламы жанр сказок в России получил особое распространение в области медицинских товаров и услуг, - отмечает в своей статье Владимир Владеленович. - Под натиском псевдонаучных утверждений и обезоруживающих ссылок на авторитетных ученых, одурманенные завесой легковесных патентов и никем не подтверждённых исследований, опубликованных во второстепенных журналах, люди доверяются подобной рекламе и торопятся приобрести те или иные товары и услуги с надеждой на скорое избавление от своих недугов. К сожалению, зачастую оказывается, что в качестве лечебного устройства приобретена новомодная игрушка или многообещающие медицинские услуги представляют собой бесполезные процедуры – и это в лучшем случае, а в худшем случае в результате недобросовестной «помощи» у человека появляются новые недуги или усугубляются старые».
По мнению ученого-физика, пример такого рода беззастенчивой рекламы даёт ОАО «Редокс», выпустившее сказку доктора REDOX «Электрические витамины» (доступна в интернете на сайте www.redox.ru ). В ней, как считает Владимир Кочаровский, на «детском» уровне, с привлекательной иронией и стилизацией под старину рассказывается о явлении «животного электричества» и о связанных с ним якобы полезных для здоровья «привычках»: например, привычке чистить зубы, стоя на колючем лежаке Доктора Редокс (патент РФ на изобретение № 2146122), для лечения от остеохондроза. Аналогичные «электрические витамины» предлагаются от морщин, от боли, вместо сигарет, вместо пирожка и т.д., причём, как подчеркивает Владимир Кочаровский, использование околонаучной терминологии отвлекает покупателя от выяснения реальных свойств предоставляемого товара.
Также ученый в своей статье указывает на тот факт, что в рекламе ОАО «Редокс», передававшейся несколькими нижегородскими радиоканалами, утверждалось, что «электрические витамины» якобы были одобрены академиком, нобелевским лауреатом Виталием Гинзбургом, а указанная сказка доктора Redox удостоена его премии.
«В нарушении п. 3 ст. 5 Федерального закона «О рекламе», подобное утверждение делалось без всяких оснований и без разрешения правообладателя - Н.И.Гинзбург, вдовы В.Л.Гинзбурга, - заявляет сотрудник РАН. - Согласно сообщению Е.А.Андрюшина, председателя правления фонда «Успехи физики», основанного В.Л.Гинзбургом в 2004 году, этим фондом в 2006 году в рамках проведённого конкурса научно-популярных публикаций была отмечена научно-популярная статья Бугрова С.Л. «Сказка физиков» о гальванических явлениях в живом организме. При этом не было никакой речи о медицинских методиках типа «электрических витаминов», поскольку сам этот художественно-маркетинговый термин не имеет никакого отношения к физической, биологической или медицинской науке».
Напомним, что осуждение рекламной стратегии «Редокса» и развенчание созданных им иллюзий в статье «Большой обман за ваши деньги» газеты «Нижегородский рабочий» стало предметом разбирательства в суде Нижегородского района, куда «Редокс» обратился с иском на два миллиона рублей. Известно, что судебная тяжба еще продолжается, в защиту автора статьи выступили более 40 ученых и научных журналистов России.